Участники бюджетного процесса.
Работа с бюджетом ведется государственными органами постоянно (перманентно): исполняется бюджет текущего года, и он длится, в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, с 1 января текущего года по 31 декабря текущего года. Это время называется текущим финансовым годом. В это же время составляется проект бюджета на очередной финансовый год следующего года и плановый период (2 года), подводятся итоги за предшествующий год, составляется и утверждается отчетность по исполнению бюджета предшествующего года.
Основную работу с бюджетом осуществляет специальный орган государственного управления — Минфин России (ст. 6 БК РФ).
Практически бюджетной деятельностью занимаются все представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и все органы государственного управления.
В ст. 152 БК РФ закреплено, что участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ;
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
- законодательные представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- Банк России;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями,входят:
1) финансовые органы, структура которых определяется указом Президента РФ;
2) органы денежно-кредитного регулирования, в числе которых назван только Банк России;
3) органы государственного (муниципального) финансового контроля, в числе которых названы:
- Счетная палата РФ;
- контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
- контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.
Стадии бюджетного процесса.
Период от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые периодически сменяют одна другую: стадия составления бюджета, стадия рассмотрения и утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета, стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение проекта бюджета;
- утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок не подлежит изменению. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются государственные средства в зависимости от решаемых государством в данный период задач.
Ежегодно изменяются потребности каждого из национально- государственных образований, административно-территориальных единиц, органов местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будут развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.
На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования (вопросы перераспределения бюджетных доходов и расходов), а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета.
Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим на стадии принятия закона о бюджете достигается сбалансированность показателей бюджета.
Вопросы открытия бюджетных ассигнований решаются финансовыми органами и банком только после утверждения соответствующего бюджета и т.д.
Еще в 1971 г. М.И. Пискотин писал: «Процессуальные нормы бюджетного права „естественно", самопроизвольно распределяются прежде всего „по стадиям" бюджетного процесса. Бюджет подобен однолетнему растению. Существует только один год, и каждый год это новая работа, так как бюджет на очередной год не может быть простой копией своего предшественника: объем бюджетных ресурсов год от года растет вместе с ростом национального дохода, меняются виды доходных источников, величина каждого из них, исчезают одни и появляются другие цели, на которые направляются средства государственного бюджета».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что бюджет – это план образования общегосударственного фонда денежных средств, то есть по существу – это финансовый план государства. Бюджет утверждается Государственной Думой и Советом Федерации на один год и является Законом.
В настоящее время стоит задача укрепления бюджета, чтобы он был бездефицитным, то есть расходы не превышали доходы.
Бюджет России является центральным институтом финансовой системы.
Бюджетное право РФ представляет собой раздел финансового права, аккумулирующее финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования бюджетных фондов.
Бюджетные права определены Бюджетным кодексом, который устанавливает бюджетную систему в целом и принципы ее построения.