Из истории цивилистики. Влияние страхования на народнохозяйственную жизнь обнаруживается в том, что оно делает нечувствительным ущерб, понесенный народным богатством (Г.Ф. Шершеневич).
3. История страхования прослеживается с глубокой древности. Свидетельства о зачатках страховых отношений отыскиваются в законах вавилонского царя Хаммурапи (XVIII до н.э.), в законах афинского архонта Солона (VI до н.э.), в Родосском законе о выброшенном в море. Именно тогда возникли простейшие формы взаимного страхования.
Из истории цивилистики. Родосским законом предусмотрено, что, если с целью облегчить корабль выбрасывается товар, убыток возмещается взносами всех (пассажиров), ибо был причинен ради (спасения) всех (Юлий Павел).
Начало страхования в его современном понимании тесно связано с морским страхованием. Хотя первый морской страховой полис был оформлен в итальянском городе Генуя еще в 1347 г., рождение современного страхования связывают с событием, произошедшим несколькими веками позже. В XVII в. купцы, сходившиеся в своем традиционном месте встреч - лондонской кофейне Э. Ллойда, - решили создать специальный денежный фонд для погашения ущерба, причиненного кому-либо из них в случае гибели или пропажи корабля. От имени владельца этой кофейни получило свое название основанное в конце XVII в. страховое объединение, ставшее в Англии крупнейшим.
В это же время другое лондонское событие привело к возникновению страхования от огня. Лондонский пожар 1666 г., уничтоживший более 13 тысяч зданий, заставил задуматься о возмещении ущерба в таких случаях. В результате возникли многочисленные акционерные общества страхования от огня. В Англии же в 1765 г. возникло и первое страховое общество по страхованию жизни. В других странах такие общества появились только в следующем веке. Государственное социальное страхование впервые возникло в конце XIX в. в Германии.
В России почти до конца XVIII в. потребности в страховой защите обеспечивались иностранными страховыми компаниями. Поскольку утечка страховых платежей за границу отрицательно сказывалась на экономике государства, Манифестом Екатерины II от 28 июня 1786 г. об учреждении Государственного заемного банка был введен запрет на страхование имущества в иностранных компаниях и установлена государственная страховая монополия. Более тридцати лет практически единственным страховщиком в России была Страховая экспедиция этого банка (1786 - 1822 гг.).
Из истории цивилистики. В России страховое дело начинается в XIX столетии со страхования от огня и на акционерных началах. Первым коммерческим предприятием в области страхования является I Российское страховое от огня общество (1827). Через несколько лет последовало утверждение II Российского страхового от огня общества (1835). Затем следует ряд акционерных страховых предприятий ("Саламандра", 1855; "Надежда", 1856; "Якорь", 1872; "Россия", 1881; "Волга", 1881). В шестидесятых годах начало развиваться взаимное страхование. Принудительное страхование от огня впервые введено было в 1844 году для государственных крестьян, а с земской реформой 1864 года обязательное страхование связано с деятельностью земств (Г.Ф. Шершеневич).
В 1885 г. после отмены Александром III запрета в России возобновилась прерванная ровно на столетие деятельность иностранных страховых компаний. К 1917 г. русские страховые общества накопили большие капиталы и превратились в крупнейшие финансовые учреждения, игравшие значительную роль в экономической жизни страны.
После Октябрьской революции все частные страховые общества были ликвидированы, их имущество и денежные средства перешли в собственность Советского государства. Декретом Совета Народных Комиссаров от 6 октября 1921 г. "Об организации страхового дела в Российской Республике" была введена монополия на страхование во всех его видах. Такое положение сохранялось более шестидесяти лет. Только в 1988 г. с принятием Закона СССР "О кооперации" началась демонополизация страхования.
Возрождение российского страхового рынка началось с принятием Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "О страховании" (в дальнейшем название Закона было изложено в новой редакции: "Об организации страхового дела в Российской Федерации") (далее - Закон об организации страхового дела), который создал для этого необходимые условия. Тогда же Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью была реорганизована в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) (Указ Президента РФ от 09.04.1993 N 439). В 1996 г. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 14.08.1996 N 1177). В 2004 г. была образована Федеральная служба страхового надзора (ФССН) (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314).
Авторитетное мнение. В условиях перехода России на рыночные отношения произошли значительные изменения и в страховом бизнесе. Страхование стало действительно приобретать характер особого вида коммерческой деятельности. Однако появление многочисленных страховых организаций на внутреннем рынке еще не привело к заметному росту их влияния на все сферы общественной жизни. Сегодня страховой рынок России развит слабо, хотя он активно растет и развивается (В.С. Белых).
4. Современное законодательство содержит следующий перечень видов страхования:
1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
2) пенсионное страхование;
3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;
4) страхование от несчастных случаев и болезней;
5) медицинское страхование;
6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
7) страхование средств железнодорожного транспорта;
8) страхование средств воздушного транспорта;
9) страхование средств водного транспорта;
10) страхование грузов;
11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);
12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;
13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;
14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;
16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;
17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;
18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
22) страхование предпринимательских рисков;
23) страхование финансовых рисков.
Приведенный перечень не может быть отнесен к научной классификации видов страхования.
Авторитетное мнение. В действующем Законе об организации страхового дела отсутствует научно обоснованная классификация страхования и страховых рисков, что не может не сказаться отрицательно на правоприменительной практике (В.С. Белых).
В теории страхового права при классифицировании страхования принято ориентироваться на традиционную классификацию договоров страхования, которая воспроизведена и в ныне действующем ГК РФ. Из положений п. 1 ст. 927 ГК РФ следует, что любое страхование осуществляется на основании всего двух видов договоров:
а) имущественного страхования;
б) личного страхования.
Критерием для разделения страхования на два таких крупных вида являются различия в объектах страхования.
Эти виды страхования и соответствующие им объекты страхования представлены в нижеприведенной таблице.
Виды страхования | Объекты страхования |
Личное страхование | Жизнь, здоровье, достижение определенного возраста или наступление иного события (страхового случая) в жизни страхователя (застрахованного лица) |
Имущественное страхование | Имущественные интересы, связанные: - со страхованием имущества на случай его утраты (гибели), недостачи, повреждения (обязателен основанный на законе, договоре интерес в страховании этого имущества); - с риском ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц; - с риском ответственности за нарушение договора (своей возможной ответственности перед контрагентом). Договор (страхования) заключается только в случаях, предусмот- ренных законом; - с предпринимательским риском (только самого предпринимателя); - с риском исполнения своих обязательств страховщиком перед страхователем (перестрахование) |
Законодательство о страховой деятельности (п. 2 ст. 3 Закона об организации страхового дела) выделяет две формы страхования:
- добровольное страхование;
- обязательное страхование.
§ 3. Источники регулирования страховых отношений
Современное законодательство о страховании.
Проблемы отраслевого статуса страхового права.
Комплексный, межотраслевой статус законодательства
о страховании. Источники страхового права
1. Законодательство о страховании состоит из множества нормативных правовых актов, неодинаковых по своим правовым свойствам. В настоящее время число их исчисляется сотнями. Правовые нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся в нормативных актах различной отраслевой принадлежности (конституционном, гражданском, административном, налоговом, экологическом законодательстве). Наряду с Конституцией РФ, ГК РФ, федеральными законами нормы страхового права содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах исполнительной власти разных уровней, актах субъектов РФ.
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ играют в системе источников страхового права немаловажную роль. Некоторые из них закладывают основы будущего регулирования страховых отношений на законодательном уровне. Например, Указы Президента РФ от 26.02.1993 N 282 "О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков" и от 06.04.1994 N 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования", Постановление Правительства РФ от 22.11.1996 N 1387 "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации".