Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 72 (п. п. 26 - 33).
Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 N 676 (п. п. 18 - 26).
Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП), утв. Министерством гражданской авиации СССР от 27.11.1985 (гл. 7 "Камера хранения").
В зависимости от вида камеры хранения договоры хранения в камерах хранения транспортных организаций подразделяются на:
- договоры хранения в камерах хранения, обслуживаемых кладовщиками;
- договоры хранения в автоматических камерах хранения (камерах хранения самообслуживания).
Указанные договоры хранения в камерах хранения обладают особенностями правового режима, установленными отдельно для каждой разновидности договора хранения, выделенной по виду транспорта. Так, если за пропажу вещей из камер хранения, обслуживаемых кладовщиками, транспортная организация отвечает как профессиональный хранитель в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 901 ГК РФ (т.е. без вины), то за пропажу вещей из автоматических камер хранения в морских портах и на внутреннем водном транспорте хранитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.
Цивилистическая дискуссия. Говоря о договорах хранения в автоматических камерах хранения транспортных организаций, нельзя не коснуться давней дискуссии о природе договора, заключаемого между гражданином, поместившим вещи в автоматическую камеру хранения, и владельцем последней. Задолго до принятия действующего ГК РФ по этой проблеме сформировались две позиции. Согласно первой указанный договор квалифицируется как договор хранения, согласно второй - как договор аренды, поскольку при помещении гражданином вещей в автоматическую камеру хранения ее владелец не принимает от гражданина эти вещи на хранение, а лишь предоставляет в пользование ячейку автоматической камеры хранения. Позднее, уже после принятия части второй ГК РФ, предусмотревшей регламентацию хранения в камерах хранения, появилась третья позиция, согласно которой рассматриваемый договор является смешанным договором, включающим элементы договоров аренды и охраны.
Коль скоро разделяемая здесь позиция (первая) является не единственной, а число ее противников значительно, она нуждается в специальном обосновании. В его основу может быть положен подход, использованный при определении правовой природы договора хранения ценностей в банке с предоставлением клиенту индивидуального банковского сейфа (см. п. 7 § 2 настоящей главы), так как корень проблемы правовой природы договоров, опосредующих хранение в автоматической камере хранения и в банковском сейфе, равно как и ключ к ее решению, принципиально один и тот же. С учетом этого обстоятельства в пользу квалификации договора, связанного с хранением вещей в автоматической камере хранения, в качестве договора хранения могут быть приведены следующие аргументы (в дополнение к ранее высказанным применительно к договору хранения в банковском сейфе).
Во-первых, сам законодатель (пусть и косвенно) исходит из того, что при помещении вещей в автоматическую камеру хранения заключается договор хранения. Это следует из содержащегося в п. 2 ст. 923 ГК РФ положения, согласно которому в подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. Если бы, по мнению законодателя, анализируемый договор не был договором хранения, в упоминании об автоматических камерах хранения не было бы нужды. Кроме того, ответственность владельца автоматической камеры хранения регламентирована по типу договора хранения, поскольку ответственность установлена "за пропажу вещей из автоматической камеры хранения" (см., например, п. 26 упомянутых ранее Правил обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту), а не договора аренды, применительно к которому ответственность установлена "за недостатки сданного в аренду имущества" (ст. 612 ГК РФ).
Во-вторых, непосредственной целью договора между гражданином и владельцем камеры хранения (как автоматической, так и обслуживаемой кладовщиком) является обеспечение сохранности вещей граждан, т.е. цель, присущая договору хранения. Имеющиеся различия в порядке заключения договоров с использованием автоматической камеры хранения и камеры хранения, обслуживаемой кладовщиком, не существенны и не влекут за собой различий в их цели и правовой природе как договоров хранения. При заключении договора хранения в камере хранения, обслуживаемой кладовщиком, принятие вещи на хранение носит явный характер, так как осуществляется действиями кладовщика. При заключении договора хранения в автоматической камере хранения гражданин помещает в нее вещи сам, без участия кладовщика. Но и в этом случае принятие вещи на хранение имеет место, хотя и не так заметно для восприятия. Устанавливая автоматическую камеру хранения, ее владелец тем самым выражает согласие на принятие вещей на хранение от каждого желающего. Фактическое помещение вещей в автоматическую камеру хранения и ее закрытие гражданином означают также и принятие вещей на хранение владельцем камеры. Если допустить, что при помещении вещей в автоматическую камеру хранения нет принятия их на хранение ввиду отсутствия положительных действий по принятию вещей со стороны владельца камеры, подобным действиям кладовщика (как считают сторонники квалификации анализируемого договора как договора аренды или смешанного договора с элементом аренды), то при таком подходе придется признать также и отсутствие передачи автоматической камеры хранения в аренду гражданину, так как со стороны владельца камеры никто не совершает специальных действий по передаче камеры в аренду. Более того, автоматическая камера хранения остается во владении и в сфере контроля транспортной организации, что свойственно договору хранения, а не аренды.
§ 4. Договор хранения в гардеробе организации
Понятие. Правовой режим. Стороны. Объект. Принятие вещи
на хранение. Обеспечение сохранности вещи. Выдача вещи
1. Понятие договора хранения в гардеробе организации. С принятием действующего ГК РФ хранение вещей в гардеробе организации впервые получило законодательную регламентацию в специальной ст. 924. До этого Гражданский кодекс РСФСР 1964 года упоминал о сдаче вещей на краткосрочное хранение в гардеробы учреждений, предприятий и организаций с выдачей хранителем номера или жетона только в связи с установлением требований к форме договора хранения (ст. 423).
Договор хранения в гардеробе организации - это договор хранения, по которому организация (хранитель) обязуется безвозмездно или возмездно с использованием гардероба хранить вещь, переданную ей гражданином (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Договор хранения в гардеробе организации является подтипом договора хранения, выделение которого обусловлено местом хранения, а именно в гардеробе. Гардероб - это помещение, иное место, предназначенное для хранения одежды, иных вещей граждан. Гардеробы оборудуются вешалками (как минимум), а также шкафами, ячейками, иными приспособлениями для хранения одежды, других вещей граждан. Гардеробы обслуживаются гардеробщиками, однако могут быть и гардеробы, обслуживаемые самими гражданами (гардеробы самообслуживания).
Договор хранения в гардеробе организации является реальным договором. Он может быть как безвозмездным, так и возмездным договором. При этом хранение в гардеробах организаций предполагается безвозмездным, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (п. 1 ст. 924 ГК РФ).
2. Правовой режим договора хранения в гардеробе организации (помимо положений, общих для всех договоров хранения) определяют специальные правила о хранении в гардеробе организации, содержащиеся в ст. 924 § 3 гл. 47 ГК РФ.
3. Стороны договора хранения в гардеробе организации:
- организация (хранитель);
- гражданин (поклажедатель).
Хранителем является организация, в ведении которой находится гардероб.
Поклажедателем может быть любой гражданин (посетитель организации или ее работник).
4. Объект договора хранения в гардеробе организации - вещи граждан, главным образом верхняя одежда, головные уборы, обувь и др.
5. Принятие вещи на хранение в гардероб. В подтверждение принятия вещи на хранение в гардероб, обслуживаемый гардеробщиком, хранитель выдает (посредством действий гардеробщика) поклажедателю номерной жетон (номер). Такая форма подтверждения приема вещи на хранение обычна для хранения в гардеробах, обслуживаемых гардеробщиками. Сдача гражданином вещи в гардероб, принятие ее гардеробщиком и выдача гражданину номерного жетона (номера) означают заключение договора хранения. При этом простая письменная форма договора хранения считается соблюденной (п. 2 ст. 887 ГК РФ).
Договор хранения в гардеробе, обслуживаемом гардеробщиком, следует признать заключенным также в случаях, когда:
гардеробщик принял от гражданина вещь на хранение, но вопреки установленному или сложившемуся порядку не выдал ему номерной жетон, иной знак или документ, удостоверяющий прием вещи на хранение;
гардеробщик принимает вещи на хранение согласно установленному или сложившемуся порядку без выдачи гражданам номерных жетонов, иных знаков или документов, удостоверяющих прием вещей на хранение;
гражданин сам поместил вещь в гардероб (как в присутствии гардеробщика, так и без него, причем независимо от того, взял он при этом номерной жетон или нет).
В гардероб самообслуживания вещи помещаются гражданами самостоятельно, без участия гардеробщика. Несмотря на это, между гражданином, поместившим вещь в гардероб самообслуживания, и организацией, в ведении которой находится гардероб, заключается договор хранения. Наличие договора хранения в случаях, когда вещь помещается в гардероб гражданином самостоятельно и (или) без выдачи номерного жетона, обосновывается следующим. Помещая вещь в гардероб, гражданин передает ее на хранение и тем самым выражает волю заключить договор хранения. Организация, устанавливая гардероб и предоставляя возможность его самостоятельного использования по назначению, выражает согласие на принятие вещей на хранение от любого гражданина, желающего воспользоваться гардеробом и, соответственно, заключить с ним договор хранения. Невыдача гражданину номерного жетона сама по себе не устраняет воли сторон заключить договор. Из такой логики исходит законодатель, установив, что правила о хранении в гардеробах организаций применяются также к хранению верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях и средствах транспорта (п. 2 ст. 924 ГК РФ). Такого же подхода придерживаются и суды, о чем свидетельствует, например, следующее дело.
Судебная практика. Студентка Л. обратилась в суд с иском к вузу о возмещении ущерба в сумме 72500 руб., понесенного вследствие хищения принадлежащей ей норковой шубы, сданной на хранение в помещение, используемое в качестве гардероба. На помещение как гардероб указано преподавателем вуза С., который открыл дверь в помещение и закрыл после того, как все студенты оставили в нем свою одежду. Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что вещь на хранение от истца не принималась, она была оставлена ею не в гардеробе, а во вспомогательном помещении, и потому договор хранения не заключал ни вуз, ни преподаватель вуза, в обязанности которого не входят прием и обеспечение сохранности вещей. Решением районного суда в удовлетворении иска отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам областного суда изменила решение районного суда и вынесла по делу новое решение об удовлетворении требований студентки Л. по следующим основаниям. Принимая решение об отказе в иске, суд исходил из ст. ст. 886, 887 ГК РФ и признал установленным, что истцом не представлено доказательств заключения с ответчиком договора хранения. Принятие вещи на хранение следовало подтвердить знаком, удостоверяющим прием вещей на хранение, но ответчик не выдавал студентке Л. каких-либо номерных жетонов, квитанций либо сохранных расписок, а преподаватель С., предложивший студентам помещение, в котором можно оставить одежду, не является тем работником, который может принимать вещи на хранение. Но выводы районного суда противоречат установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права. Использование помещения как гардероба для студентов было обычным и систематическим. Более того, оно было оборудовано специальными приспособлениями для размещения одежды (вешалками), ключ от помещения хранился у преподавателя С. Последний, предлагая оставить студентам в помещении верхнюю одежду и закрывая его на ключ, своими действиями подтверждал использование помещения как гардероба. Таким образом, договор хранения между истцом и вузом был заключен (Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.11.2005 по делу N 33-7841/2005).
6. Обеспечение сохранности вещи, сданной в гардероб. В соответствии с п. 1 ст. 924 ГК РФ хранитель вещи, сданной в гардероб, независимо от того, осуществляется хранение возмездно или безвозмездно, обязан принять для обеспечения сохранности вещи все меры, предусмотренные п. п. 1 и 2 ст. 891 ГК РФ, т.е. он должен принять для сохранения вещи меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, а также меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и др.).
7. Выдача вещи из гардероба. Если в подтверждение принятия вещи на хранение в гардероб хранитель выдал поклажедателю номерной жетон, сданная в гардероб вещь выдается предъявителю жетона. При этом хранитель не обязан проверять полномочия предъявителя жетона на получение вещи. Однако хранитель вправе задержать возврат вещи предъявителю жетона, если у него возникли сомнения в принадлежности жетона его предъявителю. Хранитель вправе выдать вещь из гардероба и тогда, когда поклажедатель утерял жетон, но факт сдачи им вещей в гардероб или принадлежности их ему не вызывает сомнений у хранителя или доказан поклажедателем.
§ 5. Недоговорное обязательство
и договор хранения в гостинице
Общая характеристика хранения в гостинице (история, виды).
Недоговорное обязательство хранения вещей, внесенных
в гостиницу (понятие, правовой режим, стороны, объект,
ответственность). Договор хранения вещей в гостинице
с предоставлением постояльцу индивидуального сейфа
(понятие, правовой режим, стороны,
объект, ответственность)
1. Общая характеристика хранения в гостинице. Законодательное регулирование хранения вещей в гостиницах имеет давнюю историю. Нормы о хранении в гостиницах присутствовали едва ли не во всех принятых в XIX в. европейских гражданских кодексах, начиная с французского Гражданского кодекса (ст. ст. 1952 - 1954) и заканчивая германским Гражданским уложением (ст. ст. 701 - 704), которые действуют и поныне. В Своде законов гражданских (Свод Законов Российской Империи, т. X, ч. 1) было только одно лаконичное законоположение о сохранении денег и вещей в заведениях трактирного промысла (ст. 2124). В отличие от него, Проект Гражданского Уложения Российской Империи в главе о поклаже предусматривал уже специальное отделение "Поклажа в гостиницах", состоящее из восьми статей (1921 - 1928). Названный Проект, как известно, принят не был, но существенно повлиял на содержание правил о хранении в гостиницах, включенных в ГК РСФСР 1964 г. (ст. 429) и особенно в действующий ГК РФ (ст. 925).
Статья 925 ГК РФ предусматривает два отдельных вида хранения в гостинице, в отношении которых установлены специальные правила, а именно:
- недоговорное обязательство хранения вещей, внесенных в гостиницу;
- договор хранения вещей в гостинице с предоставлением постояльцу индивидуального сейфа.
В п. 2 ст. 925 ГК РФ упоминается также об ответственности гостиницы за утрату денег, валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца, принятых гостиницей на хранение (т.е. по договору). Однако для выделения в этой связи отдельного вида договора хранения оснований нет, поскольку в отношении заключаемого между гостиницей и постояльцем договора хранения драгоценных (а равно иных) вещей специальных правил не установлено, в силу чего правовой режим такого договора определяется общими положениями о хранении.
2. Недоговорное обязательство хранения вещей, внесенных в гостиницу, является основным обязательством, направленным на обеспечение сохранности вещей постояльцев гостиницы. Именно оно в силу значительного своеобразия потребовало специального регулирования, как в первых, так и в более поздних европейских (и не только) гражданских кодексах. Своеобразие рассматриваемого обязательства в том, что оно, в отличие от большинства обязательств хранения, возникает не на основании договора. По прямому указанию п. 1 ст. 925 ГК РФ гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу. Обязательство хранения вещей, внесенных в гостиницу, относится, таким образом, к числу обязательств хранения, возникающих в силу закона (подробнее см. п. 5 § 6 гл. 66 настоящего тома учебника). Это обязательство, будучи самостоятельным, не является элементом договорного обязательства, возникающего на основании договора оказания гостиничных услуг, как нередко утверждается в литературе. На основании ст. 925 ГК РФ может быть сформулировано следующее доктринальное определение рассматриваемого обязательства.
Недоговорное обязательство хранения вещей, внесенных в гостиницу, - это возникающее в силу закона обязательство хранения, по которому гостиница (хранитель) обязана обеспечить сохранность вещей своего постояльца (поклажедателя), внесенных в гостиницу (за исключением денег, валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей), и отвечать за их утрату, недостачу или повреждение.