Глава 58. транспортные договоры. договор перевозки груза.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА

§ 1. Общие положения

Понятие перевозки. Виды договора перевозки. Отграничение

от схожих соглашений. Субъектный состав. Источники

регулирования. Прямое смешанное сообщение

1. Перевозку можно определить как перемещение физических лиц либо вещей (грузов) из одной географической точки в другую, совершенное посредством использования соответствующих транспортных средств: автомобилей, воздушных судов и т.д.

2. В главе 56 настоящего тома рассмотрены транспортные договоры в целом. Договор перевозки, будучи основным видом транспортных обязательств, тем не менее число последних далеко не исчерпывает.

К собственно договорам перевозки гражданское законодательство относит четыре вида договора:

а) договор перевозки груза;

б) договор перевозки пассажира;

в) договор перевозки багажа;

г) договор фрахта (с учетом арендной природы данного соглашения).

3. Договоры перевозки следует отличать от иных договоров, где обязанность по перемещению людей или имущества из одного пункта в другой является частью обязательств по оказанию иных услуг (транспортно-экспедиционная деятельность, услуги по сбору бытовых отходов, развлекательные услуги и т.д.).

Судебная практика. Из содержания договоров следует, что заказчики поручили, а подрядчик принял на себя обязательства по обезвреживанию (захоронению) твердых бытовых отходов, а также... подрядчик принял на себя обязательство по перевозке твердых бытовых отходов до полигона... Указанные договоры не содержат условий договора перевозки, а их предметом является возмездное оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию (захоронению) твердых бытовых отходов (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.12.2008 N А82-2206/2008-20).

4. По общему правилу, перевозчиком может быть любое лицо, однако оказание услуг по перевозке на регулярной основе, т.е. осуществление предпринимательской деятельности, должно осуществляться на основе лицензии. В частности, такие требования установлены в ст. 12 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

Услугополучателем (например, грузоотправителем, пассажиром) может быть любое лицо.

5. Источники регулирования отношений, возникающих при перевозке, многочисленны и разнообразны. Действующее гражданское законодательство предусматривает целый ряд нормативных актов различной юридической силы.

Основные акты:

Правовой акт. Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 40).

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (далее - КВВТ).

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - КТМ).

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (далее - ВК).

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ).

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).

Кроме того, условия перевозки определяются и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Правовой акт. Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации".

Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 N 676.

6. Гражданский кодекс предусматривает особый вид перевозок - прямое смешанное сообщение. Данный вид транспортного обязательства возникает при перевозке грузов, пассажира и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Специальный закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, к которому отсылает ГК, пока не принят.

§ 2. Договор перевозки груза

Определение. Юридическая природа. Стороны.

Заключение договора. Форма. Содержание

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

2. Договор перевозки грузов по своей юридической природе является:

- реальным;

- возмездным;

- двусторонне обязывающим (взаимным).

Реальность договора выражается в том, что он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику.

3. Субъекты обязательств из договора перевозки груза:

- отправитель (грузоотправитель);

- перевозчик;

- получатель (грузополучатель).

В случае несовпадения отправителя и получателя в одном лице, что характерно для перевозки груза, такой договор следует квалифицировать как договор в пользу третьего лица (т.е. грузополучателя).

Авторитетное мнение. Стороной в договоре может быть только тот субъект, который вступает в соглашения с контрагентом, а между перевозчиком и грузополучателем, по общему правилу, таких соглашений не заключается (Е.Д. Шешенин).

Грузополучатель, не будучи стороной договора перевозки, тем не менее законом наделяется не только правами (требовать выдачи груза), но и обязанностями (получить груз).

4. Заключение договора перевозки груза также имеет свою специфику. Договор заключается путем вручения груза отправителем перевозчику.

5. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей перевозчиком отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или кодексом. Именно так определено в ст. 785 ГК РФ.

Наибольшее распространение на транспорте получили транспортные накладные. Они используются практически на всех видах транспорта. Так, КВВТ устанавливает, что составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 67 КВВТ).

Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, воздушного суда, их грузоподъемность, степень загрузки и т.д.), характеристику иных условий перевозки (скорость перевозки, времени принятия груза и т.д.).

В соответствии со ст. 117 КТМ наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.

Коносамент - ценная товарораспорядительная бумага, и несоблюдение требований к форме и реквизитам лишают его силы ценной бумаги. Коносамент может быть именным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом в порт назначения.

Судебная практика. Суд установил, что документы, подтверждающие вручение груза перевозчику (транспортная накладная, квитанция о приеме груза), сторонами не составлялись; договор перевозки, заявка грузоотправителя, выписки из судового журнала не свидетельствуют о том, что грузоотправитель вверил перевозчику подлежащий перевозке груз. Следовательно, предусмотренный ст. 785 ГК РФ, ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ договор перевозки между сторонами заключен не был, и перевозчик не имеет оснований для удержания перечисленной грузоотправителем предоплаты (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2009 N Ф04-1825/2009(3356-А02-47)).

6. Содержание договора перевозки груза заключается не только в правах и обязанностях сторон, но и в правах и обязанностях грузополучателя (если он не является грузоотправителем).

Договор перевозки груза двусторонне обязывающий. Основной обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему отправителем груза в целости и сохранности в пункт назначения с выдачей груза в срок, определенный транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки либо договором. В тех случаях, когда срок доставки не установлен, перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст. 792 ГК). Окончание срока перевозки определяется моментом, когда выдача груза считается совершенной.

Кроме того, договором перевозки может быть установлена обязанность перевозчика подать отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Такое обязательство может быть установлено особым транспортным соглашением о подаче транспортных средств, оформленных в том числе специальной заявкой. Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Например, в заявке для перевозки по железной дороге указывается количество вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Основная обязанность грузоотправителя - внесение провозной платы. Размер провозной платы устанавливается договором, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790 ГК). При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов, утверждаемых в установленном транспортными уставами и кодексами порядке. Законом или иными правовыми актами в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевозку груза.

Грузополучатель, в свою очередь, обязан принять поступивший в его адрес груз. Отказаться от прибывшего в его адрес груза грузополучатель может только в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования. Грузополучатель не является стороной по договору перевозки груза, в связи с этим, по общему правилу, требование перевозчика к грузополучателю об исполнении обязанностей по договору перевозки неправомерно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

§ 3. Договор перевозки пассажира

Определение. Юридическая природа. Субъектный состав. Форма.

Содержание

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти физическое лицо в определенный пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

2. Договор перевозки пассажира по своей юридической природе является:

- консенсуальным (договор перевозки багажа - реальным);

- возмездным;

- двусторонне обязывающим (взаимным).

3. Субъекты обязательств из договора перевозки пассажиров:

- пассажир;

- перевозчик.

Пассажир - всегда физическое лицо (гражданин), на которое распространяется законодательство о защите прав потребителей.

4. Договор перевозки пассажира, как правило, заключается не в письменной форме (составлением единого документа), а в устной. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (сдача багажа для перевозки - багажной квитанцией), формы которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

5. Содержание обязательств из договора перевозки пассажира составляют права и обязанности перевозчика и пассажира.

Основная обязанность перевозчика - доставка пассажира в срок, в целости и сохранности в пункт назначения. Факультативным обязательством перевозчика являются доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение лицу.

Авторитетное мнение. Данное обязательство (доставка и выдача багажа) возникает из единого договора перевозки (В.В. Витрянский).

Пассажир, в свою очередь, обязан оплатить проезд, а при сдаче багажа - и провоз багажа. При осуществлении перевозки транспортом общего пользования (городское автобусное, троллейбусное сообщение и т.д.) плата за перевозку определяется на основе тарифов, утверждаемых в установленном транспортными уставами и кодексами порядке.

Законом или иными правовыми актами в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевоз пассажиров и багажа. Расходы, которые несут транспортные организации в связи с такими льготами, возмещаются им за счет средств соответствующих бюджетов.

Сроки перевозки устанавливаются транспортными уставами и кодексами. При отсутствии нормативного указания на срок перевозки принимается во внимание разумный срок.

Пассажир также вправе в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

§ 4. Договор фрахта (чартера)

Сфера применения. Определение. Отграничение от договора

аренды. Юридическая природа. Порядок заключения и форма

1. Наиболее часто такой договор используется в туристической отрасли, когда туристические компании заключают договоры чартера с авиакомпаниями в целях доставки туристов в курортные города (Турции, Египта и др.).

2. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Статья 211 КТМ дает следующее определение договора фрахтования судна без экипажа, так называемого бербоут-чартера.

По договору фрахтования судна без экипажа судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

3. Договор фрахтования законодателем отнесен к транспортным договорам, хотя существо рассматриваемого обязательства имеет весьма близкое сходство с арендными правоотношениями (договором аренды транспортного средства, в том числе и с экипажем). Различие носит непринципиальный характер и сводится к цели соглашения. Так, по договору аренды транспортное средство, например воздушное судно, поступает во владение и пользование арендатора, который сам его эксплуатирует. Законодатель в ст. 787 ГК РФ указывает цель договора фрахтования, которая является его квалифицирующим признаком, - совершение одного или нескольких рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

4. Договор фрахтования (чартер) является:

- консенсуальным;

- возмездным;

- двусторонне обязывающим.

5. Согласно ст. 787 ГК РФ порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Так, согласно требованиям КТМ любой договор чартера, как с экипажем, так и без него, должен быть заключен в письменной форме (ст. ст. 201, 214 КТМ).

§ 5. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

Законная и договорная ответственность. Ответственность

за несохранность груза. Ответственность за сроки перевозки.

Особенности защиты договорных прав

1. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательств по перевозке устанавливается ГК, транспортными кодексами и уставами, а также соглашением сторон. При этом стороны своим соглашением не вправе ограничить либо устранить установленную законом ответственность. Такие соглашения недействительны в силу п. 2 ст. 793 ГК. Подобные соглашения возможны лишь в случае, когда такая возможность прямо предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Например, в ст. 8 УЖТ сказано, что в случаях, если свойства груза, багажа, грузобагажа или их состояние либо предлагаемые грузоотправителем (отправителем) условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями (отправителями) могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов, багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.

2. Перевозчик несет ответственность прежде всего за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу. Такая ответственность носит ограниченный характер. Это ограничение касается как объема ответственности, так и оснований ее возникновения, поскольку при нарушении обязательства, возникшего из перевозки груза и багажа, ответственность ограничена только размером реального ущерба, без возможности взыскать упущенную выгоду.

Размер возмещаемого ущерба устанавливается равным стоимости утраченного груза или багажа, которая определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии этих сведений - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст. 119 КВВТ). Если груз или багаж были сданы к перевозке с объявленной ценностью, то в размере объявленной ценности. Провозная плата, взысканная за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, возвращается грузоотправителю (грузополучателю) только в том случае, если эта плата не входит в стоимость груза.

Перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что несохранность (утрата, недостача или повреждение) груза или багажа стала следствием обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Судебная практика. В ходе судебного разбирательства суд указал, что перевозчик груза автомобильным транспортом не мог не учитывать вероятность дорожно-транспортного происшествия, поэтому оно не может рассматриваться как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены, в том числе посредством страхования своей ответственности, поскольку было установлено, что груз был поврежден вследствие дорожно-транспортного происшествия, произошедшего не по вине перевозчика. Следовательно, основания для освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза при перевозке отсутствуют (Постановление ФАС УО от 16.03.2009 N Ф09-723/09-С5 по делу N А76-3839/2008-2-288).

В то же время ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты перевозчиком осуществляется по общим правилам об ответственности в гражданском праве (ст. 122 ВК).

3. Перевозчик несет также ответственность за нарушение сроков перевозки. При этом транспортные уставы и кодексы устанавливают за нарушение сроков доставки неустойку, исчисляемую в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности допущенной перевозчиком просрочки в доставке груза.

Например, в п. 13 ст. 34 УАТ установлено, что за задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или за прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования.

Аналогичные меры ответственности установлены и иными транспортными уставами и кодексами.

4. Кроме того, перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или договором, а отправитель - за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. Размер такой ответственности устанавливается транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

5. Особенности защиты нарушенного права участников обязательств по перевозке заключаются в следующем.

Во-первых, обстоятельства, служащие основанием для предъявления требований к нарушителю обязательств, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы, записями в накладной. В частности, недостача, порча, повреждение груза и багажа удостоверяются коммерческим актом. Он составляется перевозчиком по требованию получателя и подписывается соответствующими работниками транспортного предприятия и получателем (если получатель участвовал в проверке груза и составлении акта).

Для обоснования требований о взыскании штрафа за просрочку перевозки груза достаточно предъявления транспортной накладной, а за просрочку багажа - квитанции и акта, составленного по требованию пассажира в пункте назначения (на станции, в порту, аэропорту).

На автомобильном транспорте обстоятельства, связанные с недостачей, порчей, повреждением груза, фиксируются в товарно-транспортной накладной, а в случае разногласий о причинах и характере этих обстоятельств - в актах установленной формы.

Документы, подтверждающие несохранность груза и багажа и ее причины (коммерческие акты, акты общей формы и др.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, оцениваются судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК РФ).

Во-вторых, и грузоотправитель, и грузополучатель до предъявления к перевозчику груза иска обязаны предъявить ему претензию.

Срок для предъявления претензий к перевозчику определяется транспортными уставами и кодексами. Так, ст. 123 УЖТ определяет, что претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней. Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в порядке, определенном теми же уставами и кодексами.

Например, в отношении возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа, грузобагажа срок начинает исчисляться со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа, а в отношении возмещения за утрату груза начинает течь только по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки.

Срок для ответа на претензию, как правило, составляет 30 дней. Только при неполучении ответа на претензию в этот срок или в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию грузоотправитель или грузополучатель вправе предъявить перевозчику иск.

По требованиям перевозчика к грузоотправителям и получателям предъявление претензий не обязательно, он может сразу обращаться в суд.

В отличие от требований, вытекающих из перевозки грузов, ГК РФ не содержит норм об обязательности соблюдения претензионного порядка по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира и его багажа (ст. 797 ГК РФ).

В-третьих, сокращены сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза.

Срок исковой давности одинаков как для требований к перевозчику, так и для требований перевозчика к отправителям и получателям - один год (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Момент, с которого начинается срок исковой давности, определяется в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Так, в УЖТ установлено, что срок исковой давности в отношении взыскания штрафа за невыполнение заявки начинает течь по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа, а в иных случаях - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков (ст. 126).

Литература

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания).

Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 6-е изд., доп. и перераб. "Юстицинформ", 2008.

Молчанов В.В. Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа // Законодательство. 2006. N 7.

Васин И.А. Защита прав потребителей при перевозках пассажиров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8.

Нарозников Н.К. К вопросу о правовой квалификации перевозки // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8.

Метелева Ю.А. Регулирование деятельности воздушного транспорта: гражданско-правовой аспект // Право и экономика. 2007. N 9.

Наши рекомендации