Глава 49. публичное обещание награды

1. Понятие публичного обещания награды. В современной жизни публичное обещание награды встречается достаточно часто и используется как гражданами, так и юридическими лицами для достижения разнообразных хозяйственных и бытовых целей, прежде всего для обнаружения пропавших вещей и животных.

Данный институт при его внешней простоте требует решения ряда вопросов, и ему посвящена специальная гл. 56 ГК (ст. 1055 и 1056). Существо публичного обещания награды характеризуется в п. 1 ст. 1055 ГК следующим образом: лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие.

Публичное обещание награды представляет собой одностороннюю сделку (п. 2 ст. 154 ГК) и должно отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК к сделкам, прежде всего в отношении их формы. Как правило, обещание награды совершается в письменной форме в виде сообщения в местной печати, на бланках для стендов или в качестве обычного уличного объявления с указанием адреса и телефона лица, делающего такое заявление.

Возможно обещание награды по телевидению и радио. Следует считать имеющим правовую силу обещание награды, сделанное устно на собраниях, митингах, а также перед любой группой лиц, хотя бы их круг и был ограничен присутствующими. Обещание награды подпадает под действие правила п. 1 ст. 159 ГК, допускающего устную форму сделки при отсутствии иных указаний в законе, и следовательно, при устном обещании награды и возникновении спора возможно использование всех доказательств, в том числе свидетельских показаний.

Обязанность выплатить награду возникает при условии, что сделанное обещание позволяет установить лицо, которое об этом заявило. В этом вопросе возможны ошибки, шутки и просто обманные действия. Поэтому лицо, отозвавшееся на обещание, вправе потребовать его письменного подтверждения и несет риск неблагоприятных последствий непредъявления такого требования, если в дальнейшем окажется, что в действительности объявление о награде не было сделано указанным в нем лицом.

2. Предмет публичного обещания награды. Таковым, как указывается в п. 1 ст. 1055 ГК, является выплата денежного или иного вознаграждения за совершение публично объявленного действия, в частности обнаружение вещи или сообщение информации. Предметом обещанной награды могут быть и иные действия, а также и бездействие, хотя такие случаи бывают крайне редко.

Публичное обещание награды имеет сходство с договором возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК). Различие состоит в правовом основании возникающих при этом отношений: в первом случае это односторонняя сделка, во втором - заключаемый сторонами договор, который определяет порядок его исполнения. Отсюда и другое различие: лицо, отозвавшееся на обещание награды, действует самостоятельно и на свой риск, причем возможно появление нескольких соискателей награды.

Поскольку иное не было оговорено в объявлении о награде и не вытекает из характера указанного в нем действия, соответствие выполненного действия содержащимся в объявлении требованиям определяется лицом, публично обещавшим награду, а в случае спора - судом.

Названное в объявлении о награде действие должно быть совершено в указанный в нем срок. На практике такой срок обычно не называется, и в этих случаях действует общее правило гражданского права об исполнении обязательства в разумный срок (п. 2 ст. 314 ГК). Этот срок надлежит определять с учетом характера соответствующего действия, и он может быть весьма продолжительным, например передача информации об обстоятельствах совершения преступного действия.

Лицом, совершившим необходимое действие и претендующим на получение вознаграждения, надлежит считать того, кто первым доведет информацию о нем объявившему о награде, хотя бы имелись другие лица, получившие необходимые сведения ранее, однако запоздавшие с сообщением о них. Если определить первенство невозможно, награда делится между претендующими на ее получение лицами в равных долях.

3. Вознаграждение при публичном обещании награды. Лицу, которое отозвалось на такое обещание и исполнило его, должно быть выплачено вознаграждение, указанное в публичном обещании награды. Обычно это денежная сумма, однако награда возможна и в иной форме: билет на концерт артиста, объявившего о награде, оказание встречной услуги. Обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.

Если размер и форма вознаграждения в объявлении не указаны, они определяются самими сторонами, а при споре - судом. Ориентиром в данном случае должно служить правило по аналогичному вопросу, содержащееся в п. 2 ст. 229 ГК: вознаграждение за находку вещи составляет до 20% ее стоимости. Разумеется, это не исключает возможность выплаты и более высокого вознаграждения с учетом предмета награды и объема работы, проделанной ее соискателем.

Совершение действия в ответ на публичное обещание награды также является односторонней сделкой, и такое действие должно отвечать требованиям, установленным ГК для сделок, в частности совершающее его лицо должно обладать дееспособностью. Однако несовершеннолетние могут получать публично обещанную награду, поскольку она является случаем сделки, направленной на безвозмездное получение выгоды (п. 2 ст. 28 ГК), совершать которые несовершеннолетние лица вправе.

В ст. 1055 ГК нет указаний об обязанности лица, обещавшего награду, возместить лицу, которое претендует на эту награду, понесенные им расходы. Это свидетельствует о том, что такие расходы сверх уплачиваемой награды возмещаться не должны, тем более что их самостоятельно определяет и производит лицо, претендующее на награду. В пользу такого вывода говорит и правило п. 2 ст. 1056 ГК, согласно которому понесенные расходы при отмене обещания возмещаются в пределах обещанной награды.

4. Отмена публичного обещания награды. Лицо, сделавшее обещание, должно иметь возможность отменить или изменить его с учетом наступления разного рода житейских обстоятельств. Однако ГК существенно ограничивает такую возможность в интересах защиты прав лиц, отозвавшихся на публично сделанное обещание о выплате награды.

Согласно п. 1 ст. 1056 ГК отмена обещания невозможна в трех случаях: 1) из обещания прямо или косвенно вытекает недопустимость отказа; 2) в течение срока, названного для совершения вознаграждаемого действия; 3) к моменту отмены обещания вознаграждаемое действие уже было совершено, хотя бы об этом и не известно лицу, объявившему о награде.

В иных случаях отмена публичного обещания награды возможна, однако она должна быть совершена в такой же форме, что и сделанное ранее обещание. Это правило может вызывать трудности при отмене обещания, сделанного устно. При неясности ситуации справедливо исходить из предположения, что обещание сохраняет свою силу, поскольку ГК существенно ограничивает право на отмену сделанного обещания награды и такой подход соответствует сложившемуся правопониманию.

Правомерная отмена обещания не освобождает давшее его лицо от обязанности возместить отозвавшимся лицам понесенные ими расходы в пределах обещанной награды. Такие расходы должны быть разумными и надлежащим образом доказаны. Предел обещанной награды надо понимать как общий предел возмещения расходов, независимо от числа отозвавшихся лиц. Изложенные правила о порядке отмены обещания должны быть соответственно отнесены к случаям, когда объявившее о награде лицо изменяет условия своего обещания, например сокращает срок для его исполнения или снижает размер ранее объявленной награды.

Глава 50. ИГРЫ И ПАРИ

1. Правовые особенности игр и пари. ГК впервые в истории отечественного законодательства посвящает вопросам игр и пари гл. 58 (ст. 1062, 1063). Наиболее распространенная и массовая форма игр - лотерея является предметом Федерального закона от 11 ноября 2003 г. "О лотереях" <1>. Нормы об игорном бизнесе содержатся также в НК, Федеральном законе от 13 марта 2006 г. "О рекламе" <2> и актах субъектов РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4434.

<2> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Законодательство использует в рассматриваемой области различную терминологию: игры, пари, лотереи, тотализаторы, что отражает особенности проведения этих игровых мероприятий. Играм обычно присуща определенная состязательность их участников, позволяющая воздействовать на достижение желаемого результата в зависимости от квалификации и опыта партнеров. При пари этого нет и происходит соревнование различных суждений в отношении определенных фактов и событий.

Общая правовая черта всех разновидностей игр и пари состоит в наличии высокой степени риска в отношении достижения желаемого результата, и такого рода сделки на юридическом языке принято именовать рисковыми, или алеаторными (от лат. alea - игра в кости). К ним применимы общие правила ГК об условных сделках, согласно которым, если наступлению условия недобросовестно способствовала или препятствовала одна из сторон, которой это выгодно, такое условие считается, соответственно, ненаступившим или наступившим (ст. 157 ГК).

Отношения между участниками игр и пари оформляются выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа (например, специального жетона). Используется также форма конклюдентных действий (игровые автоматы) и устная форма (уличные и рыночные игры). Игры и пари являются в основном возмездными отношениями, поскольку их участник оплачивает лотерейный билет или саму возможность участвовать в игровом мероприятии <1>.

--------------------------------

<1> Безвозмездными являются стимулирующие игры, проводимые обычно в целях рекламы.

Многие виды игр и пари (кроме развлекательных, спортивных и спонсорских) создают почву для разного рода финансовых злоупотреблений. Поэтому в нормах законодательства отчетливо выражено негативное отношение к ним и стремление иметь в этой области определенные ограничительные рамки.

Во-первых, для ведения предпринимательской деятельности в игровой отрасли должна быть получена лицензия. Порядок ее выдачи определяется Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" <1>. В настоящее время лицензирование осуществляют налоговые органы по местонахождению заявителя. На стимулирующие игры, которые обычно носят разовый характер, эти правила не распространяются.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 2964.

Во-вторых, для рекламы игр и пари введен ряд существенных ограничений. В силу ст. 27 Федерального закона "О рекламе" она допускается в теле- и радиопрограммах только с 22 до 7 часов местного времени и в местах проведения игр и пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, установлен ряд требований к содержанию рекламы: она не должна создавать впечатление, что игра является способом заработка, преуменьшать степень риска, создавать впечатление, что получение выигрыша гарантировано, быть адресованной к несовершеннолетним.

Наконец, в-третьих, и это особенно существенно, согласно ст. 1062 ГК требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр, а также требований к организатору игр, проводившихся государством и муниципальными образованиями, субъектами РФ и лицами, получившими на это разрешение (лицензию).

Эта важная и необычная для гражданского права норма означает, что все виды игр и пари между гражданами, когда лицензия на их проведение отсутствует, не дают права на обращение в суд, а потерпевшая сторона несет риск значительных материальных потерь, поскольку доказать факт обмана и насилия крайне сложно.

В последние годы возник вопрос о правовой природе так называемых расчетных форвардных сделок банков и возможности получения по ним судебной защиты, которую законодательство многих промышленно развитых стран предоставляет в случае несоблюдения согласованных условий таких сделок.

Расчетный форвард в Инструкции ЦБР от 22 мая 1996 г. N 41 <1> определен как конверсионная операция по двум встречным сделкам купли-продажи иностранной валюты с отсрочкой исполнения по курсу на момент заключения сделки и на момент ее исполнения. Предметом такого рода сделок могут быть также ценные бумаги. Отечественные банки стали заключать такие сделки. Стороны сделки изначально не предполагают реально исполнять ее в натуре; происходит только перечисление денежных средств, составляющих разницу между существующими курсами валют или ценных бумаг на дату совершения и дату исполнения сделки.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 1996. N 24.

Практика отечественных арбитражных судов признала расчетные форвардные сделки разновидностью игр (пари), которые согласно ст. 1062 ГК не дают их участникам судебную защиту. Основанием для такого вывода стало отсутствие доказательств о совершении этих сделок с какой-либо хозяйственной целью и то обстоятельство, что действующее законодательство такие сделки не регулирует и не содержит указаний на предоставление их участникам судебной защиты. Постановление Президиума ВАС РФ от 8 июня 1999 г. по этому вопросу опубликовано <1> и стало примером для ряда последующих судебных решений.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1999. N 9. С. 41.

По жалобе коммерческого акционерного банка "Банк Сосьете Женераль Восток", считавшего такую практику необоснованной, вопрос был рассмотрен в 2002 г. Конституционным Судом РФ, но он признал себя некомпетентным решать спор по существу. Вместе с тем Суд указал на необходимость создать в этой области организованный рынок финансовых контрактов, систему гарантий и страховых механизмов <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5291.

2. Проведение лотерей. Федеральный закон "О лотереях" определяет лотерею как игру, в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Призовой фонд может состоять из денежных средств, а также иного имущества и даже услуг (например, туристических поездок). Участие в лотерее чаще всего является платным, но может быть и безвозмездным (например, при лотерее в рекламных целях).

Организатором проведения лотереи могут выступать Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, а также созданное в соответствии с российским законодательством и получившее соответствующее разрешение юридическое лицо. В проведении лотерей обычно участвуют третьи лица: оператор и распространители лотерейных билетов, каковыми часто выступают кредитные учреждения (банки).

Условия лотереи, которые утверждает ее организатор, должны содержать подробную характеристику целей, сроков, а также всех стадий проведения лотереи. Размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от ее проведения должен составлять не менее 50%, но не более 80%, причем его необходимо сформировать до проведения тиража. Призовой фонд используется исключительно на выплату выигрышей; организатор не вправе обременять его какими-либо обязательствами, и на фонд не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи.

Выдаваемый участнику лотерейный билет должен иметь номер и содержать основные сведения о проводимой лотерее, в том числе размер возможных выигрышей и порядок их получения (место и сроки). Невостребованные выигрыши депонируются на специальные счета и хранятся в течение предусмотренного ГК общего срока исковой давности, т.е. 3 года, после чего зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

Дополнительные правила предусмотрены для проведения всероссийских и региональных государственных лотерей: оператор лотереи должен определяться на основании открытого конкурса, обязан предоставить банковскую гарантию, а срок проведения лотереи не может превышать 5 лет. Ряд льготных правил установлен для стимулирующих лотерей, право на участие в которых не связано с внесением платы и призовой фонд которых образуется за счет средств их организаторов. Такие лотереи не требуют государственного разрешения, обязательные условия их проведения более кратки и нет нормативов формирования выигрышного фонда.

Организатор лотереи обязан завершить ее проведение, в том числе осуществить выплату выигрышей или вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты, если розыгрыш призового фонда лотереи произведен не был. Разглашать персональные данные участника лотереи - владельца выигрышного билета организатор лотереи вправе только с согласия такого участника. Деятельность негосударственных лотерей подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

3. Защита прав участников игр. При проведении государственных, муниципальных и разрешенных игр их участник в случае нарушения его прав может использовать традиционные средства защиты, которые в общей форме названы в ст. 1063 ГК и предполагают представление заинтересованным лицом соответствующих доказательств.

В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от него возмещения реального ущерба. Участник, выигравший в лотерее или иной игре, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша и возмещения убытков, причиненных нарушением договора. В таких случаях можно претендовать на уплату процентов на основании ст. 395 ГК. Обязанность выплатить выигрыш лежит не только на организаторе игр, но и на других участниках проведения игр, в частности на распространителях лотерейных билетов.

Следует считать возможным также оспаривание в суде результатов состоявшегося розыгрыша призового фонда, если имеются данные о нарушении правил, оговоренных в объявленных условиях лотереи.

Как уже отмечалось, ст. 1062 ГК предоставляет судебную защиту требованиям лиц, принявшим участие в играх под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр, однако не называет конкретные способы такой судебной защиты. В подобных ситуациях по аналогии закона применимы правила ст. 179 ГК о последствиях сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения представителя. Согласно этой норме виновная сторона возвращает потерпевшему все полученное от него по сделке, а при невозможности такого возврата - стоимость полученного в деньгах. Кроме того, она возмещает потерпевшему реальный ущерб.

Наши рекомендации