Развитие рынка и продвижение продуктов по страхованию жизни
Особое место в системе страхования отведено страхованию жизни. Это подтверждается тем, что доля страхования жизни в странах Европы составляет более 60% от общего объема страхового рынка, и около 90% населения имеют полисы накопительного страхования жизни.
Доля страхования жизни на российском рынке несопоставимо меньше, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Это происходит ввиду того, что страхование жизни в России на протяжении многих лет находилось в состоянии застоя. На данный момент рынок страхования жизни в России медленно, но уверенно стабилизируется, и есть все предпосылки к успешному развитию в будущем.
В настоящее время розничное страхование жизни является одним из перспективных и быстрорастущих сегментов рынка страхования жизни. Именно на развитие данного сегмента и закрепление в нем направлены усилия большинства выходящих на рынок страхования жизни компаний.
Для динамики структуры рынка страхования жизни характерен рост доли розничного страхования жизни, а также увеличение удельного веса страхования жизни заемщиков.
В России страхование жизни начнет пользоваться спросом тогда, когда в стране сформируется средний класс - 20-25% от населения страны, в доходе которого будет свыше 20% свободных средств, которые он сможет вкладывать в полис страхования жизни.
Перспективы развития страхового рынка в России во многом зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры людей. У рынка личного страхования большой потенциал. Темпы роста, по данным экспертов, составляют порядка 13-14% в год. Только за два последних года рынок личного страхования вырос почти на 30% .
В российском страховании жизни две основные составляющие: собственно страхование жизни и страхование от несчастного случая при кредитном страховании. Выплаты по страхованию от несчастных случаев за 2014 год выросли на 6,8% и составили 2,9 млрд. руб., а по страхованию жизни сократились на 5,9% и составили 6,7 млрд. руб.
По данным аналитиков, темп прироста взносов по страхованию жизни замедлился в первом полугодии 2014 года и составил 30,2%, тогда как годом ранее этот показатель достигал 65,5%. Объем взносов по страхованию жизни составил 47,4 млрд. рублей [4, c. 67].
С увеличением объема рынка страхования жизни замедление относительных темпов прироста взносов не вызвало сильного сокращения абсолютного прироста. Абсолютный прирост взносов по страхованию жизни составил 11 млрд. рублей. В результате доля страхования жизни в совокупных страховых взносах за год выросла на 1,6%, а в первом полугодии 2014 года составила 9,4%.
В связи с сокращением объемов кредитования рост рынка кредитного страхования жизни несколько замедлился, но все равно остается самым быстрорастущим. Оценивая структуру каналов продаж на рынке страхования жизни в ретроспективе, можно сделать вывод, насколько серьезно возросла роль банковского страхования. Доля банковского канала продаж динамично увеличивалась на протяжении последних лет – с 17% в 2008 году до 52% в 2014 году. Страхование жизни является наиболее предпочтительным для частных инвесторов, которые пытаются инвестировать средства и ищут для этого новые финансовые инструменты. В виду того, что кредитное страхование, т.е. кредитование жизни заемщика несколько замедлилось, основными драйверами роста в 2014-2015гг стали программы инвестиционного и накопительного страхования жизни. Так, в 2014г на кредитное страхование жизни приходилось 52% взносов по сравнению с 57% в 2013году [4, c. 73].
В таблице 1 приведены данные объема и доли страхования жизни за 2014 год в резерве страховых продуктов, а динамика рынка страхования жизни представлена в приложении Б.
Таблица 1 - Рынок страхования жизни в 2014 году в разрезе страховых продуктов
Страховые продукты | Объем, млрд. руб. | Доля ,% |
Совокупные сборы | 84,9 | 100,0 |
Кредитное страхование жизни | 44,4 | 52,0 |
Инвестиционное страхование жизни | 16,8 | 20,0 |
Накопительное страхование жизни | 22,9 | 27,0 |
Рисковое страхование жизни | 0,9 | 1,0 |
В 2014 году наибольшие темпы прироста премий по личному страхованию (страхованию жизни + страхованию от несчастных случаев) среди страховщиков жизни показали «Сбербанк страхование жизни», «Ренессанс Жизнь»
В 2014 году портфель страховщиков жизни на 53,5% был сформирован за счет премий по кредитному страхованию - страхованию жизни, и страхованию от несчастных случаев банками; на 17% - премиями по накопительному страхованию жизни физических лиц; на 16.1 % - премиями по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ); на 4.8% - премиями по страхованию от несчастных случаев физических лиц (без кредитного страхования); на 4.0% - премиями по накопительному страхованию жизни юридических лиц; на 1.8 % - премиями по рисковому страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев юридических лиц; на 1.0 % - премиями по добровольному медицинскому страхованию (ДМС); на 0.6% - премиями по рисковому страхованию физических лиц; на 0.6% - премиями по пенсионному страхованию юридических лиц и на 0.6% премиями по пенсионному страхованию физических лиц. Динамика страхового портфеля по видам личного страхования представлена в Таблице 2.
На рынке страхования жизни за 2014 г. лидерами страхования жизни
по данным ФССН выступают компании, представленные в таблице 2.
Таблица 2- Страховые компании, лидирующие на рынке страхования жизни
№ | Страховые компании | Страховые премии, тыс.руб | Доля рынка, % | Прирост страховых премий в 2013г к 2012г, % |
Ренессанс Жизнь | 20 818 970 | 24,53% | 87,9 | |
Альфа Страхование Жизнь | 10 756 098 | 12,67 | 78,5 | |
Сбербанк Страхование жизни | 9 054 480 | 10,67 | 63,3 | |
Росгосстрах-Жизнь | 7 840 341 | 9,24 | 17,0 | |
Алико | 7 733 452 | 9,11 | 22,9 |
Указанные выше страховые компании высшего уровня надежности имеет свои приоритеты по видам страхования, различную филиальную сеть и уровень сервиса.
Высокие темпы прироста рынка страхования жизни на 80% обеспечивают взносы по страхованию жизни заемщиков потребительских кредитов. Даже в условиях прогнозируемого снижения темпов роста кредитования, в ближайшие 5-7 лет банковский канал продаж останется основным источником поступления взносов страховщиков жизни [20].
В приложении А и Б представлены данные о рынке страхования за 2014 год и 9 месяцев 2015 года.
Пятая часть рынка страхования жизни приходится на инвестиционное страхование жизни. Продукты инвестиционного страхования жизни являются инструментом инвестирования с возможностью получить потенциально высокий доход, если рынок будет расти, и гарантию возврата взноса, если рынок будет снижаться. Сегмент быстро растет и в скором времени опередит накопительное страхование жизни.
Высокая зависимость от одного канала продаж лишает страховщиков гибкости. В 2015 году, в случае реализации оптимистичного сценария, высокие темпы роста будут наблюдаться в сегменте пенсионного, смешанного страхования жизни и инвестиционного страхования жизни. Таким образом, у страховщиков появится стимул для развития агентского и корпоративного каналов продаж, через которые традиционно реализуются долгосрочные продукты по страхованию жизни.