Как будет строить команду, сплачивать вокруг себя людей?
– Пожалуй, это может привлечь его внимание, – ответил мой клиент.
Так часто оказывается, что проблема в системе, а не в людях! Если вы поместите
Хороших людей в плохую систему, то вы получите плохие результаты. Необходимо поливать
Цветы, которые хочешь вырастить.
Когда люди по-настоящему овладевают способностью мыслить в духе
"Выиграл/Выиграл", они могут создавать системы, необходимые для укрепления и развития
И подхода. Они могут преобразовывать ситуации конкуренции (если она не является
Обязательной) в ситуации сотрудничества и могут значительно повышать свою
Эффективность, заботясь как об Р, так и об РС.
В бизнесе руководители могут приспосабливать свои системы для создания
Высокоэффективных команд, члены которых работают сообща с целью превзойти
требования тех стандартов, которые установлены внешней средой. В области образования
Учителя могут создавать системы оценки учеников, основанные на их индивидуальных
Достижениях и согласованных с ними критериях, и могут побуждать учащихся к
Сотрудничеству и оказанию друг другу помощи в овладении знаниями. В семье родители
могут переместить фокус с соревнования друг с другом на сотрудничество. Например, играя
Всей семьей в боулинг, они могут вести счет очков, заработанных всей семьей, и стараться
превзойти свое прошлое достижение. На основе соглашения "Выиграл/Выиграл" между
Членами семьи могут быть распределены домашние обязанности, что избавит родителей от
Необходимости постоянно ворчать и даст им возможность делать то, что могут сделать
Только они.
Приятель однажды рассказал мне про карикатуру, на которой были изображены двое
детей, один из которых говорил другому: "Если мама нас сейчас не поднимет, мы опоздаем в
школу". Благодаря этим словам в поле зрения моего приятеля попала сама суть проблем,
Возникающих в семьях, не организованных на ответственности, заложенной в основу
принципа "Выиграл/Выиграл".
Принцип "Выиграл/Выиграл" возлагает на отдельного человека ответственность за
Достижение согласованных результатов в рамках оговоренных правил и доступных ресурсов.
Он делает человека ответственным за исполнение своей работы и оценку своих результатов
И обеспечивает последствия в качестве естественного результата деятельности. Кроме того,
системы "Выиграл/Выиграл" создают такую среду, которая поддерживает и укрепляет
соглашения "Выиграл/Выиграл".
ПРОЦЕССЫ
Невозможно достичь целей "Выиграл/Выиграл", используя средства из арсенала
"Выиграл/Проиграл" или "Проиграл/Выиграл". Вы не можете сказать человеку: "Ты будешь
думать в духе "Выиграл/Выиграл", независимо от того, нравится тебе это или нет". Вопрос
должен быть поставлен таким образом: как прийти к решению "Выиграл/ Выиграл"?
Два профессора права Гарвардского университета, Роджер Фишер и Уилльям Юри в
своей чрезвычайно полезной и глубокой книге "Путь к согласию, или Переговоры без
поражения"31 проделали замечательную работу по утверждению "принципиального" подхода
к переговорам в противовес "позиционному" подходу. И хотя выражение
"Выиграл/Выиграл" в книге не используется, ее дух и философия находятся в гармонии с
принципом "Выиграл/Выиграл".
Авторы высказывают мнение, что суть принципиальных переговоров состоит в том,
Чтобы отделить человека от проблемы, сфокусироваться на интересах, а не на позициях,
выработать взаимовыгодные варианты и настаивать на объективных критериях – внешних
Эталонах или принципах, принятых обеими сторонами.
В своей собственной работе с разными людьми и организациями, ищущими решения
проблем в духе "Выиграл/Выиграл", я предлагаю им действовать в соответствии со
следующим четырехступенчатым процессом:
Во-первых, представьте себе проблему с точки зрения другого человека. По-
Настоящему стремитесь понять другую сторону и выразить ее потребности и заботы так же
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения./М.: Наука, 1990. (Прим. ред.)
Хорошо или даже лучше, чем это сделала бы она сама. Во-вторых, выявите ключевые
вопросы, заботы и беспокойства (не позиции), имеющие отношение к проблеме. В-третьих,