ТО, КАК МЫ ВИДИМ ПРОБЛЕМУ, – И ЕСТЬ
ПРОБЛЕМА
Всех очень интересует, когда что-то хорошее происходит в жизни отдельных людей,
семей или организаций, опирающихся на твердые принципы. Всех восхищают сила и
зрелость таких людей, единство и сплоченность таких семей, гибкость и синергитическая
культура таких организаций.
Люди тут же задают вопрос, который четко выявляет их основную парадигму: "Как это
вам удается? Научите меня своей методике!" На самом деле это означает: "Дайте мне совет
или решение, с помощью которого я смогу быстро облегчить свою собственную тяжелую
ситуацию!"
И найдутся такие учителя, которые обучат их тому, о чем они просят. Освоенные ими
навыки и техники в течение короткого промежутка времени могут показать свою
работоспособность. С помощью этого "социального аспирина", возможно, даже удастся
снять некоторые острые проблемы.
Однако основная хроническая причина останется, и постепенно появятся новые
болезненные симптомы. Чем больше люди привержены быстрым решениям и чем больше
они концентрируются на острых проблемах, тем в большей степени сам этот подход
усугубляет хроническое болезненное состояние.
То, как мы видим проблему, – и есть проблема. Посмотрите снова на некоторые
высказывания о проблемах, приведенные в этой главе, и на роль Этики Личности в подобном
мышлении.
Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами. Я хочу,
чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил стараюсь вести себя
по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними правильно. Однако с их стороны я
не чувствую никакой лояльности. По-моему, стоит мне заболеть и остаться на день дома,
они попросту будут бить баклуши. Почему мне не удается научить их быть
самостоятельными и ответственными? Или, может, стоит подыскать других, которые
обладают такими качествами?
Этика Личности подсказывает мне, что я должен предпринять какие-то решительные
действия – нужно раскачать подчиненных, расшевелить им мозги, – чтобы те пришли в
форму и ценили то, что имеют. Или же мне следует найти какую-то мотивирующую
программу тренинга, которая бы заставила их работать с большей отдачей. Или мне следует
нанять новых сотрудников, которые работают лучше.
Но разве при таком открыто нелояльном моем поведении подчиненные не задают себе
вполне естественного вопроса, а действую ли я в их интересах? Не чувствуют ли они, что я
обращаюсь с ними как с неодушевленными механизмами? И есть ли в этих ощущениях
какая-то доля правды?
Если вглядеться в себя поглубже, разве не именно такими я их себе представляю?
Может быть, то, как я вижу людей, работающих на меня, как раз и является частью
проблемы?
Так много нужно сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг
времени весь день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению
временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они мне
помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и спокойной
жизнью, как мне бы того хотелось.
Этика Личности подсказывает мне, что должно найтись что-то, способное помочь мне
более эффективно справляться с прессингом времени, – какие-то семинары или пособия по
планированию времени.
Но не может ли оказаться, что производительность не решит моих проблем? Разве то,
что я буду делать больше дел за меньшее время, избавит меня от беспокойства? А не может
ли это только увеличить скорость и силу моей реакции на людей и обстоятельства, которые,
похоже, управляют моей жизнью?
А нет ли здесь чего-то еще, что следует искать более глубоко и основательно, – некой
парадигмы внутри меня самого, которая и определяет то, как я вижу мое время, мою жизнь и
мою собственную натуру?
Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили; просто мы
больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные
рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.
Этика Личности подсказывает мне, что должна быть какая-то новая книга или какой-
нибудь специальный семинар, на котором, открыв вместе с остальными участниками свои
чувства, моя жена научилась бы понимать меня лучше. Или это окажется бесполезным и
только новые отношения с другим человеком позволят мне обрести ту любовь, к которой я
стремлюсь?
А может быть, дело вовсе не в моей супруге? Может быть, я сам способствую развитию
ее недостатков и сам ставлю свою жизнь в зависимость от ее ко мне отношения?
Может быть, вся проблема порождается моей собственной парадигмой о жене, о браке
и о том, что такое любовь?
Теперь вы видите, насколько сильно парадигмы Этики Личности влияют на то, как мы
видим наши проблемы, и на то, каким способом мы пытаемся их решать?
Видя это влияние или нет, многие начинают утрачивать иллюзии относительно пустых
обещаний Этики Личности. В своих поездках по стране и работе с различными
организациями я обнаружил, что перспективно мыслящие руководители потеряли интерес к
"техникам-психологам" и "ораторам-мотиваторам", которым кроме развлекательных
историй, перемежаемых банальностями, и предложить-то нечего.
Серьезным людям нужна суть; им нужен процесс. Им нужно нечто большее, чем
средства первой помощи – "социальный аспирин" и "социальный пластырь". Они хотят
решать глубокие хронические проблемы и концентрироваться на принципах, дающих
долгосрочные результаты.
НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ
Альберт Эйнштейн заметил: "Наиболее важные проблемы, с которыми мы
сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были,
когда создавали их".
Когда мы, глядя вокруг и внутрь себя, обнаруживаем проблемы, созданные во время
нашей жизни под знаком Этики Личности, мы начинаем осознавать, что это – глубокие,
фундаментальные проблемы, которые невозможно решить на том поверхностном уровне, на
котором они создавались.
Чтобы решить эти глубокие проблемы, нам необходим новый, более глубокий уровень
мышления, – парадигма, основанная на принципах, которые подробно описывают
территорию эффективного человеческого бытия и взаимодействия.
Именно этому новому уровню мышления посвящена книга "Семь навыков
высокоэффективных людей". Это – основанный на принципах, базирующийся на характере
подход к персональной и межличностной эффективности. Это – подход "изнутри-наружу".
"Изнутри-наружу" означает, что начинать надо с самого себя. Даже более того –
начинать надо с самой глубинной части самого себя – со своих парадигм, своего характера и
своих мотивов.
Этот подход говорит, что, если хочешь иметь счастливый брак, будь сам таким
человеком, который излучает позитивную энергию и избегает негативной, ни в коем случае
не усиливая ее. Если хочешь иметь приятное общение и дружеские отношения со своим
ребенком-подростком, сам будь более понимающим, сочувствующим, последовательным,
любящим родителем. Если хочешь иметь больше свободы, больше простора в своей работе,
сам будь более ответственным, более полезным работником, готовым помочь другим. Если
хочешь, чтобы тебе верили, сам будь достоин доверия. Если тебе нужна вторичная
значимость – признание твоего таланта, – сначала сосредоточься на первичном – характере.
Подход "изнутри-наружу" говорит, что победе общественной предшествует победа
личная, что способности давать и выполнять обещания, данные другим, предшествует спо-
собность давать и выполнять обещания, данные самому себе. Этот подход говорит, что
нелепо ставить личность впереди характера, пытаться улучшить отношения с другими, не
улучшив самого себя.
"Изнутри-наружу" – это процесс, продолжительный процесс обновления, основанный
на естественных законах, управляющих ростом и развитием человека. Это восходящая вверх
спираль роста, ведущая к более высоким формам – ответственной независимости и
эффективной взаимозависимости.
Я имел возможность работать с множеством людей – удивительных людей,
талантливых людей, людей, которые всей душой стремятся к счастью и успеху, людей
ищущих, людей поразительных. Я работал с бизнесменами, со студентами, с церковными и
светскими организациями, с семьями и супружескими парами. И ни разу при всем моем
опыте я не видел, чтобы серьезные решения проблем, долгосрочное счастье или успех
приходили "снаружи-внутрь".
Зато я видел, что результатом влияния парадигмы "снаружи-внутрь" неизменно
оказывались несчастные люди, ощущающие себя парализованными жертвами и зацикленные
на тех слабостях других людей и на тех внешних обстоятельствах, которые они считали
повинными в своих бедах. Я видел несчастливые браки, в которых каждый из супругов
ожидал перемен от другого, в которых каждый перечислял "грехи" другого, в которых
каждый пытался переделать другого. Я бывал на диспутах профсоюзных руководителей, где
присутствующие тратили уйму времени и энергии на попытки создать законодательство,
которое заставило бы людей вести себя так, будто в реальности существуют основы для
доверия.
Нашей семье случилось жить в трех самых "горячих" точках планеты – в Южной
Африке, Израиле и Ирландии, и я считаю, что источником нескончаемых проблем в каждом
из этих мест является преобладание социальной парадигмы "снаружи-внутрь". Каждая
группа, вовлеченная в конфликт, убеждена, что проблема "где-то там", и она будет решена
если "они" (имеются в виду другие) "изменятся" или вовсе "исчезнут".
Для большинства людей сдвиг парадигмы в сторону к "изнутри-наружу" драматически
сложен Это объясняется, главным образом, сильным влиянием запрограммированности и
существующей социальной парадигмой Этики Личности
Однако, исходя из моего собственного опыта – как личного, так и почерпнутого в
работе с тысячами разных людей, – а также в результате внимательного изучения успеха
отдельных личностей и обществ на всем протяжении истории, я убедился, что многие из
принципов, воплощенных в "Семи Навыках", уже существуют глубоко внутри нас, в нашем
сознании и в нашем здравом смысле. Для того, чтобы распознать их и развить, чтобы
использовать их в соответствии с нашими глубочайшими нуждами, мы должны мыслить по-
иному, сдвинуть наши парадигмы на новый, более глубокий уровень – "изнутри-наружу".
Если мы искренне будем стараться понять и встроить эти принципы в нашу жизнь, то, я
убежден, мы со все большей глубиной будем открывать для себя истину, заключенную в
словах Т.С Элиота8:
Мы не должны останавливаться в своих поисках. И в конце их мы прибудем на то же
место, с которого начали, и впервые познаем его по-настоящему.
8 Элиот, Томас Стерне (1888-1965), родившийся в США и переехавший в Англию после первой
мировой войны известный поэт, критик и драматург, лауреат Нобелевской премии 1948 года
(Прим. перев.)
СЕМЬ НАВЫКОВ – ОБЩЕЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
НАША СУТЬ ОТРАЖАЕТСЯ В НАШИХ
ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ДЕЙСТВИЯХ. ОТСЮДА
СОВЕРШЕНСТВО ЕСТЬ НЕ ДЕЙСТВИЕ, А
ПРИВЫЧКА.
АРИСТОТЕЛЬ
В основе своей наш характер составлен из наших привычек. "Посеешь мысль, пожнешь
действие; посеешь действие, пожнешь привычку; посеешь привычку, пожнешь характер;
посеешь характер, пожнешь судьбу", – гласит афоризм.
Привычки – мощные факторы нашей жизни. Эти устойчивые и часто неосознанные
шаблоны поведения постоянно, день "за днем, выражают наш характер и порождают нашу
эффективность... или неэффективность.
Как говорил великий просветитель Хорейс Манн9: "Привычки подобны канату. Мы
плетем и плетем его изо дня в день, и скоро его уже невозможно разорвать". Лично я не могу
согласиться с последней частью этого высказывания. Я убежден, что разорвать этот канат
можно. Привычками можно овладевать, а можно от них избавляться. Но я знаю также, что
это не может быть сделано быстро. Это длительный процесс, требующий серьезных
обязательств перед самим собой.
Те из нас, кто следил за полетом "Аполлона-11", были потрясены, видя, как первые
люди высаживаются на Луне, а затем возвращаются на Землю. Слова "фантастично" и
"невероятно" были слишком слабы, чтобы выразить атмосферу тех насыщенных событиями
дней. Но, чтобы попасть на Луну, космонавтам пришлось преодолеть огромную силу
земного притяжения. В течение первых нескольких минут, первых нескольких миль
космического полета было затрачено больше энергии, чем за все последующие несколько
дней путешествия протяженностью в полмиллиона миль.
Так и привычки обладают огромной силой притяжения – гораздо большей, чем многие
могут себе представить. Отказ от таких противоречащих основным принципам человеческой
эффективности привычек, как откладывание на потом, нетерпеливость, критиканство и
эгоизм, требует больше, чем лишь некоторого усилия воли и некоторых изменений в нашей
жизни. "Отрыв" требует огромных усилий, но едва мы прорвем силу притяжения, как наша
свобода обретет новое измерение.
Подобно всякой другой силе природы, гравитация может работать и на нас, и против
нас. Сила гравитации некоторых наших привычек может мешать нам двигаться туда, куда
нам нужно В то же время именно сила гравитации удерживает наш мир, она удерживает
планеты на их орбитах и поддерживает порядок во Вселенной Эта сила могущественна, и
при правильном ее применении мы сможем воспользоваться силой гравитации наших
привычек для создания единства и порядка, необходимых для достижения эффективности в
нашей жизни.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ "НАВЫКА"
Исходя из целей нашей книги, определим навык10 как пересечение знания, умения
9 Манн, Хорейс (1796-1859), крупный американский реформатор в области просвещения.
(Прим. перев.)
10 Мы переводим слово "Habit" как "Навык" в связи с тем, что, предлагаемая словарями "Привычка",
и желания.
Знание – это теоретическая парадигма, определяющая что делать и зачем. Умение
определяет как делать. А желание это мотивация – хочу делать. Чтобы что-то в
своей жизни превратить в навык, необходимы все три компонента.
Я могу быть неэффективен во взаимодействиях со своими сослуживцами, женой и
детьми, поскольку постоянно говорю им о своей точке зрения, а их никогда не слушаю.
Если я не изучу правильных принципов человеческого взаимодействия, я, возможно, даже
и не узнаю, что мне нужно слушать других.
Даже если мне известно, что для эффективного взаимодействия с другими мне просто
необходимо слушать что они говорят, может оказаться, что я этого не умею. Может
оказаться, что я не знаю, как другого человека слушать внимательно.
Однако понимания необходимости слушать и знания, как это нужно делать, еще
недостаточно. Пока я не захочу слушать, пока у меня не появится желания, это не сделается
навыком. Создание навыка требует работы во всех трех направлениях.
Изменение бытия/видения – процесс восходящий, когда бытие изменяет видение,
которое в свою очередь изменяет бытие, и так далее, по мере нашего продвижения по
восходящей спирали роста. Работая над знанием, умением и желанием и порывая со старыми
парадигмами, которые, возможно, долгие годы были для нас источником псевдо-
безопасности, мы можем прорваться к новому уровню персональной и межличностной
эффективности.
Иногда это болезненный процесс. Это перемена, которая должна быть мотивирована
высшей целью, готовностью подчинить то, что вы хотите сейчас, тому, что вы хотите в
долгосрочной перспективе. Но этот процесс приносит счастье – "цель и форму нашего
лишь частично соответствует идее книги. По отношению к привычке человек может играть
пассивную роль, в то время как навык требует от него активности. (Прим. перев.)
ЭФФЕКТИВНЫЕ НАВЫКИ
Усвоенные принципы и модели поведения
существования". Счастье, хотя бы частично, можно определить как плод желания и
способности жертвовать тем, что мы хотим сейчас, во имя того, что мы хотим в конечном
счете.