Определение целевой аудитории
Целевая группа, целевая аудитория — термин, используемый для обозначения группы людей, объединенных общими признаками, или определенная ради какой-либо цели или задачи. Под общими признаками могут пониматься любые характеристики, требуемые организаторам (например, работающие замужние женщины от 25 до 35 лет, носящие очки).
В социальном проектировании целевой аудиторией, называют группу лиц, на которую направлен социальный проект.
Целевая группа имеет четко обозначенные границы (признаки ее объединяющие): территориальный признак, возрастной, профессиональный и т.д. Также обязательно наличие ОСОЗНАННОЙ проблемы у самой целевой группы (мы не сами придумываем себе ту или иную проблему, а должны выяснить ее).
Целевая аудитория (напрямую определена)– например пенсионеры 55-60 лет Центрального района г.N
Целевая аудитория (опосредованное влияние)– внуки этих пенсионеров, соседи этих пенсионеров и т.д.
Пример, как выбранная проблема (придуманная проектной командой) может не соответствовать потребностям целевой аудитории.
Инициативная группа молодежи, находясь в условиях выездного лагеря (на 2 тысячи человек) решила организовать сбор сгущенки для детского дома, находящегося рядом с местом расположения этого лагеря. В течение определенного времени было собрано около 300 банок сгущенки. Привезя в детский дом, отдав ее, они поняли, что этому детскому дома совсем не нужна сгущенка, в виду того, что с этим продуктом питания у них все в порядке. И вообще подачи питания детские дома воспринимают болезненно. Они сослались на то, что лучше им пару футбольных новых мячей получить, чем сгущенку, которая честно имела не особо приличные вкусовые качества и внешний вид упаковки.
Постановка целей и задач проекта
Цели проекта
Если проблема – это представление негативных аспектов настоящей ситуации, то цель – это представление позитивных аспектов желаемой ситуации в будущем.
При формулировке цели надо отвечать на вопрос: ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ХОРОШО?
Проблема | Цель |
Высокое число.. | Снизить число… |
Высокий уровень загрязнения.. | Уменьшить (сократить) уровень загрязнения.. |
Отсутствие.. | Создать, приобрести, сформировать.. |
Таким образом «Дерево целей» является зеркальным отображением «Дерева проблем», а связка «причина – следствие» превращается в связку «средство – результат». Может быть обнаружено несколько неувязок в Дереве целей, которых не было в Дереве проблем, тем не менее, логическая связка между целями «средство – результат» должна быть заново пересмотрена или реорганизована. В завершение, цели, принадлежащие одной теме, могут быть объединены в «кластеры», которые позволят подвести базу для «Анализа стратегии». После завершения построения Дерева целей, оно дает полную картину желаемой ситуации в будущем.
Цель – это предполагаемый образ результата. Здесь очень важно применять и показать ребятам (и проработать их цель) по SMART (см. ниже).
Цель всегда одна, задач много.
SMART-тест для постановки цели
Подумайте о результатах: как будет выглядеть хорошо выполненный проект?
Решите, чего вы хотите достигнуть за определенный промежуток времени.
Поймите, как эти результаты могут быть оценены с помощью SMART – теста:
Specific (Конкретность) | -Четко ли определено, что именно относится к данной цели? |
Measurable (Измеримость) | - Увидим ли мы и измерим ли результаты по завершении проекта? |
Achievable (Достижимость) | - Выполнима ли физически работа в полном объеме, несмотря на все трудности? |
Rewarding (Выгодность) | - Какая польза от проекта для организации, команды или индивидуума? |
Time – bound (Временные рамки) | - Когда необходимо завершить проект? |
Задачи проекта
1. Задачи – что надо сделать конкретного, чтобы цель была достигнута.
2. Задачи формулируются логично по степени их достижения, обычно соотносятся с этапами проекта.
3. Из целей и задач должно быть видно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.