Что относится к расходам бюджетной системы, и какова их классификация?
Способы предоставления бюджетных средств.
Расходы бюджетов – это затраты, которые возникают у государства и муниципальных образований в связи с выполнением ими своих функций и задач.
С экономической точки зрения расходы выражают совокупность экономических отношений, на основе которых происходит процесс использования средств бюджетного фонда по различным направлениям. Эти отношения возникают между государстовом, как плательщиком средств, и юридическими и физическими лицами как получателями средств.
Состав расходов зависит от ряда факторов:
В первую очередь – от природы и функций государства.
От уровня социально-экономического развития страны.
От сложившейся системы взаимосвязей между бюджетом и экономической и социальной сферой.
От административно – территориального устройства государства
От форм предоставления бюджетных средств
Состав расходов может быть классифицирован по нескольким признакам:
1. По экономическому назначению. В зависимости от возможного воздействия на экономику страны, все расходы делятся на текущие и капитальные, а также на погашение кредитов.
По функциональному признаку. Определяет состав расходов по отдельным отраслям экономической и социальной сферы.
2. По ведомствам – получателям средств. Состав расходов по отдельным распорядителям.
В этих случаях состав расходов зафиксирован в бюджетных классификациях расходов.
В РФ происходит также распределение расходов по территориальному признаку между отдельными видами бюджета. В этом случае расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и в бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.
В настоящее время существует два вида таких полномочий:
1. Исключительные полномочия, которые возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. Эти полномочия определяют расходы только федерального или только региональных, или только местных бюджетов.
2. Совместные полномочия, которые исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу.
Исходя из этого, из федерального бюджета исключительно финансируются следующие виды расходов:
Обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания, правительства и других федеральных органов.
Функционирование федеральной судебной системы, национальная оборона и обеспечение безопасности государства.
Фундаментальные научные исследования.
Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики.
Осуществление международной деятельности.
Исследование и использование космоса.
Формирование и обслуживание федеральной собственности
Обслуживание и погашение государственного долга РФ.
Финансирование государственных внебюджетных фондов.
Финансовая помощь субъектам РФ.
Формирование федеральных материальных и финансовых резервов.
Прочие расходы, связанные с деятельностью федеральных органов.
Из региональных бюджетов исключительно финансируются:
Обеспечение органов законодательной и исполнительной власти субъектом РФ.
Обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ.
Финансирование средств массовой информации субъектов РФ.
Формирование и обслуживание государственной собственности субъектов РФ.
Из местных бюджетов исключительно финансируются расходы:
На содержание органов муниципального управления
На содержание и развитие организаций образования, здравоохранения, культуры и других учреждении, находящихся в муниципальной собственности
Содержание муниципального жилищно-хозяйственного обслуживания
Организация транспортного обслуживание населения
Обеспечение противопожарной безопасности
Утилизация и переработка бытовых отходов
Обслуживание и погашение муниципального долга
Формирование и обслуживание муниципальной собственности.
Прочие расходы местного значения
Значительная часть расходов совместно финансируется из бюджетов различных уровней:
Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства.
Обеспечение правоохранительной деятельности
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Проектно-изыскательские работы
Социальная защита населения
Охрана и воспроизводство природных ресурсов
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных событий и прочие расходы.
11. Каким итоговым актом, документом или юридическим фактом завершается:
— стадия составления проекта бюджета:
1) сводный финансовый план РФ (ст. 75)
2) долгосрочные целевые программы (ст.79)
3) федеральная адресная инвестиционная программа;
— стадия утверждения бюджета: К проекту закона прилагается ряд документов и материалов:
предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;
прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;
основные направления бюджетной и налоговой политики на
очередной финансовый год;
план развития государственного и муниципального сектора экономики;
прогноз Сводного финансового баланса на территории РФ на
очередной финансовый год;
прогнозы консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;
основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году;
проекты федеральных целевых программ и федеральных программ по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;
проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;
расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;
международные договоры РФ, вступившие в силу для РФ и содержащие ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая нератифицированные международные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
проект программы государственных внешних заимствований РФ и предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год;
проект структуры государственного внешнего долга РФ с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;
проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита федерального бюджета;
проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период текущего финансового года;
проекты федеральных законов о приостановлении действия или об отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, не предусмотренных федеральным бюджетом на очередной финансовый год.
— стадия составления и утверждения бюджетной отчетности:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
12. В бюджетном процессе стадия рассмотрения и утверждения федерального бюджета включает три чтения по проекту бюджета в Государственной Думе. Все чтения взаимосвязаны, и каждое последующее конкретизирует предыдущее.
Перечислите вопросы, рассматриваемые в каждом чтении по проекту федерального бюджета. Поясните, каким образом каждое последующее чтение по проекту федерального бюджета является конкретизацией предыдущего.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете РФ в первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год — основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов, принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может:
передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основных характеристик федерального бюджета;
вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию, она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Если Государственная Дума не принимает решение по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ. Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится доработанный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта закона о федеральном бюджете, вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.
При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.
Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнительной и представительной власти субъектов Федерации сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами Российской Федерации, утвержденном при первом чтении. а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рассматривается распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т.д. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету.
13. В ходе исполнения бюджета субъекта РФ произошло снижение объема поступлений доходной части, в результате чего общий объем финансирования сократился на 15% годовых назначений.
В связи с этим территориальное отделение Федерального казначейства выдало предписание о блокировке отдельных расходных статей бюджета субъекта РФ. За счет сэкономленных средств планировалось осуществить полное финансирование социально значимых для региона программ.
Правомерны ли действия территориального отделения Федерального казначейства? Какие могут быть способы исполнения бюджета при сокращении общего годового объема финансирования?