A) Принципы систематизации истории философии (географический, хронологический, понятийно-категориальный, событийный, персоналистский, религиозно-идеологический)

Тема3. История философии: ее суть и назначение.

a) Принципы систематизации истории философии (географический, хронологический, понятийно-категориальный, событийный, персоналистский, религиозно-идеологический).

b) Образцы создания концепций истории философии (Диоген Лаэртский, Г. Гегель, В. Виндельбанд, В. Дильтей, Б. Рассел, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

a) Принципы систематизации истории философии (географический, хронологический, понятийно-категориальный, событийный, персоналистский, религиозно-идеологический).

История философии, как уже говорилось обладает беспрецендентным по количеству набором фактов: от имен мыслителей до их мнений по множеству вопросов. Как не потонуть в этом море слов, идей, смыслов? Выход один сформулировать систему, которая бы позволила ориентироваться во всем многообразии интеллектуального опыта человечества. К сожалению единой, универсальной системы классификации так и не было сформированно. Каждый автор в меру своих задач использует один из видов классификаций, иногда комбинируя их в своих трудах.

Всего существует шесть основных видов классификаций и неимоверное количество их вариаций и комбинаций. Задачей профессионала от философии является виртуозное владение всеми видами систематизаций историко-философского знания при необходимости выработать свою индивидуальную манеру обобщения материалов.

Географический принцип систематизации.

Данный принцип располагает и форматирует историко-философские материалы с точки зрения географической точки, где родился, жил или умер тот или иной философ, иногда речь идет об этнической или национальной принадлежности философа, или же о месте появления той или иной глобальной философской идеи. Так, например, отличают философию: Китайскую, Индийскую, Русскую, Западно-Европейскую. Иногда добавляют в этот список философию Американскую, Арабскую. Часто объеденяют всю не Европейскую философию в понятие Восточная философия и тогда под ней понимается и Китайская, и Японская, и Индийская, и Персидская философии. Существует множество подвидов основных блоков. Так Русская философия, это не только собственно философия «чистокровных» Великороссов, но и великолепные идеи Г. Сковороды (Украина), П. Скорины (Беларусь). Можно выделить отдельную Украинскую философию или скажем Белорусскую. Некоторые выводят Украинскую философию как неотъемлимую часть Западно-Европейской мысли, другие как плоть от плоти российского философского пространства. Но очевидно, что географический принцип становится беспомощным когда речь идет о смешении культур, смещении исторической географии и т.п.

Очевидно также, что с географической систематизацией надо быть очень осторожным, ибо часты откровенные заблуждения (на философском языке – абберации) или осознанные «натяжки». Так, например, Философия периода Древней Греции относят к Западно-Европейской философии, хотя многие ее представители были родом из Малой Азии, творили в Египте, а по национальности выступали как классические «Восточные люди» - финикийцы, скифы и т.д. Или, например, великий философ Н. Бердяев половину жизни прожил в России вторую половину во Франции, но при этом он безусловный представитель ТОЛЬКО русской философии. Если пользоваться исключительно географическим принципом, совершенно не ясно куда относить философов из Австралии, Африки.

Однако, несмотря на все недостатки, географический принцип очень удобен для начинающего философа он позволяет очень быстро найти необходимый текст, оценить специфику стилистики того или иного автора, опредилить себе «чтиво» на вечер или для подготовки реферата.

Хронологический принцип систематизации.

Данный принцип дополняет Географический и, как правило, является его неизменным спутником. Хронологический принцип внешне очень прост, но на деле лукав и, сам по себе, крайне ненадежен. Его идея заключается в следующем: разделить все философские системы, идеи и персоналии исключительно по временным отрезкам. Ведь очевидно, что философия древности отличается от современности? Ну так вот, будет достаточно просто сгрупировать близкие друг дружке учения по определенным временным шкалам. Просто в проекте, но крайне сложно в техническом осуществлении. Во-первых, какие периоды обобщения взять? Просто «нарезать историю» по 500 лет? И заявить что каждое 500-летие это отдельный этап философии? Или взять 100 лет, или 10 лет? Как выбрать промежуток? Математика тут не помощница. Можно взять конечно периодичность у историков (как это часто и делается): Древняя философия, Средневековая философия, философия Возрождения, философия Нового времени, философия Новейшего времени и Современная философия.

Но то, что есть для историка Древность – для философа недостижимый идеал. Например философия Платона, или Плотина. Да и философия в начале периода «Древности» еще не совсем философия, а скорее не до философия, опытный образец философии, короче – Протофилософия. И как быть с фундаментальными отличаями понимания древней философии на пространствах Китая, Индии и Европы. Причем, не столько Европы, сколько десятка городов в акватории Эгейского моря. Множество вопросов в датах возникают, когда приближаются рубежи эпох. Конец Античности и начало Средневековья. Кто есть кто? Боэций, Августин Блаженный – последнии мыслители античности или первые философы Средневековья. Данте Алигьери в поэзии певец Возрождения, а в политической философии – мыслитель Средневековья. И самый забавный вопрос, с каких пор считать философию современной? Десятилетней давности, двадцатилетней или не мелочится и очертить круг современности лет в сто? При этом ответ американца и его чувства «настоящего» может отличаться от чувства русского или профессора из Гватемалы.

Скромно молчит хронологический принцип и при попытке ответить на один из самых сложных вопросов истории. Что есть история? Развитие от простого к сложному? Попеременное развитие и регрес? Просто движение по направлению? Как писать историю философии? Как развитие от глупеньких философов прошлого к могучим интеллектам настоящего? Или как трагедия «обрезания» ума от титанов прошлого к карликам дня сегодняшнего? Или просто пересказывать, по лорду Болингброку «Бабушкины сказки» из жизни Замечательных философов? Единого ответа или понятной концепции нет. Как правила есть ее причудливая смесь. Зачастую носящее клеймо автора той или иной хронологии философии.

Понятийно-категориальный принцип систематизации.

Данный принцип один из самых сложных, трудно формируемых, но при этом крайне эфиктивных из всего «джентельменского набора» философа. В его основе лежит идея, что самые разнообразные по времени философские мысли, точки зрения отдельных философов или даже эпох – можно объеденить на основании тех понятий и категорий которые они использовали.

Например такое направление как материализм. К этому направлению можно отнести древнего грека Демокрита, немца из 18 века К. Маркса, русского из века ХХ А. Зиновьева. Их объединяет мысль о причине всех происходящих изменений мира как причине предметной, вещественной, логически определяемой. Или, например, натурфилософы. Это могут быть язычники, жители Ионии 7 в. до н.э., мусульмане из Магриба 12 века, христиане итальянцы века 16-го. Их объеденяет поиск предельных оснований природы, первоначала всех существующих природных явлений. Можно вспомнить основателя европейского рационализма француза из Нового времени Рене Декарта и советского философа из Грузии Мераба Мамардашвили. Оба они относятся к философской школе картезианцев.

Понятийно-категориальный прицип систематизации историко-философского материала хорош всем за исключением его объемности. Чтобы корректно им пользоваться необходимо держать в голове минимум 30-40 основных философских направлений и около сотни ответвлений от основного древа философской мысли. При этом точки пересечений ветвей проходят как по персоналиям, так и по отдельным главам отдельных книг отдельных авторов. Разумеется точек персечения (и только ключевых) – несколько тысяч. И это еще достаточно широкий уровень обощений, где теряются отдельные яркие мысли, многие авторские точки зрения. Чтобы учесть их все нужно несколько жизней, которые потратить исключительно на абсолютно полную картину истории философии, построенной в рамках понятийно-категориального принципа систематизации.

Событийный принцип систематизации.

Событийный принцип систематизации это универсальный способ фиксации историко философских проишествий. Он объеденяет хронологический и понятийно-категориальный принципы. Так появление книги Ф. Бэкона Новый органон служит точкой отсчета для философского течения Эмпиризм, а публикация трех критик И. Канта – начала мощного течения кантианства. Другими словами: публичная лекция философа, выход философского журнала или монографии формально обозначаются как начало или заверешение философского процесса в жизни мыслителя, школы или направления. Они являются реперными точками для определения: зарождения, расцвета, заката, прехода в небытие или получение нового витка развития с приставкой «нео», «младо»: неокантианцы, младогегельянцы и т.д.

Недостаток заключается именно в формализме. Появление печатной книги может служить для философа не началом его мысли, а скорее завершением, а может и наоборот. Нельзя тонкий процесс творчества втиснуть в прокрустово ложе внешних событий. Освальд Шпенглер писал свою великолепную книгу «Закат Европы» в тяжелейших житейских условиях и не был свидетелем его потрясающего успеха, то же можно сказать о Ф. Ницше или авторе «Слова о полку Игоревом».

Так когда пришла к нам философская идея? Когда автор ее опубликовал в 100 экземплярах или когда она стала достоянием миллионов читателей? Можно ответить и так и этак, все отдается на откуп каждому конкретному исследователю без четких методических рекомендаций и формул.

Персоналистский принцип систематизации.

Один из самых ясных и простых принципов систематизации – это принцип персоналистский. В его основе четкая фиксация философской жизни отдельного философа. Он представляет собой кадастр из философских биографий собранных в сборники. Принцип позволяет увидеть живое лицо философии, как правило, скрытое за схмами и концепциями. Он акцентрирует внимание на том, что источником философского знания выступают не абстрактные идеи, а обычные простые люди: императоры и нищие, подлецы и благороднейшие личности, практичные дельцы и альтруисты-бессеребрянники. Великий философ может быть автором тысяч страниц текстов (Аристотель), а может не оставить потомкам ни единой строчки своего труда (Сократ). Он может искать истину (Плотин), а может забавлятся «убивая» время (М. Монтень). Персоналистский принцип один из самых ярких и… крайне не объективных принципов систематизации. Работая с биографиями людей, невозможно избежать соблазна субъективного отношения к ним, а вероятно это даже полезно. Но как и любое лекарство полезно в строгих дозах, иначе оно становится ядом. Персоналистский принцип нуждается в объективации и формализации, в самом себе он этих возможностей не несет и в этом его главная проблемма.

Религиозно-идеологический принцип систематизации.

Принцип достаточно нов. Он предполагает, что философская мысль строго подчиненна определенной идиологической парадигме или находится под прямым воздействием религиозной жизни. Поэтому в данном принципе вся философия человечества может быть определенна как: языческая, буддистская, христианская, исламская философии. Могут быть выведенны и подотделы: католическая, православная, протестанская, суфийская, шиитская, сунитская философия. В контексте идеологической классификации, объеденяющими стержнями выступают многочисленные «измы»: социализм, капитализм, либерализм, феодализм и др.

Принцип, не смотря на некоторую школьную трафоретность, достаточно интересен и перспективен. Он позволяет быстро соорганизовать разнородный философский материал по ряду блоков и достаточно качественно с ним работать. Его недостаток - малое внимание к факту свободы творчества и способности человека выйти за узкие рамки внешних форм религий или идеологий. Тогда как основой для работы данной систематизации являются именно внешние каноны религий или идеологий.

Наши рекомендации