Древнекитайская философия

1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху.

Учения:

• буддизм; (будда) религиозно-философское учение о духовном пробуждении,

• джайнизм; религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

• чарвана-лакаята.

Ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

• йога; (патанджали)

• веданта;

• вайшешика; (улука)

• ньяя(Готама/Гуатама)

• миманса;

• санкхья.(капила)

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц. функции философии.

Специфические черты философии:

* Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;

* Явялется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;

* Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;

* Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);

* Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;

* Субъективна;

* Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;

* Изучает не только предмет познания, но и его механизм;

* Доктринна, но в то же время постоянно развивается;

* Опирается на категории - предельно общие понятия.

Предмет Ф.:

* Разделы:

- Онтология (учение о бытии);

- Гносеология (учение о познании);

- Человек;

- Общество;

* Частные вопросы:

- Сущность бытия;

- Происхождения бытия;

- Материя и её формы;

- Сознание (происхождения и природа);

- Бессознательное;

- Душа, духовный мир человека;

- Природа;

- Различные сферы жизни общества;

- Экология, проблемы выживания;

- Познание;

- Фил. категории;

- Диалектика и её законы;

Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование:

* Основные методы:

- Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;

- Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);

- Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;

- Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;

- Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;

- Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

* Методы-направления Ф.:

- Материалистический - действительность воспринимается как реально существующая материя, первичная субстанция, а сознание - проявление материи;

- Идеалистический - в качестве первоначала и определяющей силы выступает идея, а материя - её производная, воплощение;

- Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания;

- Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

Философия имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Космоцентризм

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.

Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.

Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.

Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

Наши рекомендации