Древнекитайская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху.
Учения:
• буддизм; (будда) религиозно-философское учение о духовном пробуждении,
• джайнизм; религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.
• чарвана-лакаята.
Ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:
• йога; (патанджали)
• веданта;
• вайшешика; (улука)
• ньяя(Готама/Гуатама)
• миманса;
• санкхья.(капила)
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц. функции философии.
Специфические черты философии:
* Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;
* Явялется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;
* Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;
* Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);
* Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;
* Субъективна;
* Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;
* Изучает не только предмет познания, но и его механизм;
* Доктринна, но в то же время постоянно развивается;
* Опирается на категории - предельно общие понятия.
Предмет Ф.:
* Разделы:
- Онтология (учение о бытии);
- Гносеология (учение о познании);
- Человек;
- Общество;
* Частные вопросы:
- Сущность бытия;
- Происхождения бытия;
- Материя и её формы;
- Сознание (происхождения и природа);
- Бессознательное;
- Душа, духовный мир человека;
- Природа;
- Различные сферы жизни общества;
- Экология, проблемы выживания;
- Познание;
- Фил. категории;
- Диалектика и её законы;
Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование:
* Основные методы:
- Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;
- Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);
- Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;
- Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;
- Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;
- Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;
* Методы-направления Ф.:
- Материалистический - действительность воспринимается как реально существующая материя, первичная субстанция, а сознание - проявление материи;
- Идеалистический - в качестве первоначала и определяющей силы выступает идея, а материя - её производная, воплощение;
- Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания;
- Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.
Философия имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Космоцентризм
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.
Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.
Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.
Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.
Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.