Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы

* Предотвращение ядерной войны;

* Преодоление разрыва в экономическом развитии стран;

* Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами;

* Преодоление экологического кризиса;

* Прекращение стремительного роста человечества;

* Предотвращение негативных последствий НТП и рациональное использование его результатов.

Вопросы философии глобальных проблем

* Происхождение глобальных проблем - необходимо:

o видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического прогресса;

o учитывать одновременное наличие человеческих общностей разного уровня развития (от родоплеменных общин до современных обществ);

o учитывать свободу выбора каждым народом своего будущего;

o принимать во внимание многовариантность социального прогресса и верховенство общечеловеческих интересов над центробежными силами;

o понимать, что неравномерность развития — корень всех глобальных проблем;

* Взаимосвязь и иерархия проблем:

o Все проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены;

o Для разрешения проблем необходимо в первую очередь расставить их приоритеты;

o Исходя из совокупности глобальных проблем как взаимообусловленной комплексной системы реальных противоречий современной эпохи, важно рассмотреть эту иерархию сквозь призму их причинно-следственных связей, которые и диктуют последовательность в анализе и практическом решении;

o Главная проблема — безъядерный и ненасильственный мир

35.Наука в системе духовной культуры общества.
В общем понимании .наука — это система, сознания и деятельности, людей, направленная, на достижение объективно-истииных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.
Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук:
- естественных
- общественных
- технических
- гуманитарных
- антропологических.
Естествознание — система знаний и деятельности (по ее достижению), объектом которых является природа — часть бытия, существующего по законам, не созданным активностью людей.
Обществознание — система наук об обществе — части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. В процессе вещественного, энергетического, информационного и иного рода взаимодействия людей с природой и друг с другом создается новая реальность — общество. Оно становится объектом научного познания, так как имеет свои особые законы и должно быть определенным образом упорядочено. В противном случае разнонаправленная активность индивидов будет малоэффективной и даже гибельной. В рамках общественных наук изучаются законы и специфика макро- и микрообъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т. д.).
Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности. Мир техники уникален, он имеет свои законы, которые необходимо профессионально изучать для достижения технического прогресса.
Гуманитарные науки — системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения и поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы и человечества каких-либо предметных действий. Сфера гуманитарных наук велика. Она включает философию, религиоведение, этику, эстетику, юридические науки и т. д.
Антропологические науки — совокупность наук о человеке, о единстве и различии его природных и общественных свойств. Сюда относятся: физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина (в трехстах специализациях), криминология и т. П.
Именно человек является основным звеном связи всех наук.
Это обосновано тем. что человек:
• непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности;
• использует результаты наук для удовлетворения своих родовых и личных потребностей;
• постоянно совершенствует научную деятельность;
• определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует развитие.
Результатами науки являются не только научные знания, но и:
• научный способ рациональности, который выходит за пределы науки и проникает во все сферы бытия людей;
• технические и методические новации, которые могут применяться вне науки, прежде всего в производстве;
• нравственные ценности — образцы честности, объективности, добросовестности, реализуемые в профессиональной деятельности.
Социальные условия науки — это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские, институты и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций), подготовка научных кадров. Активность субъекта — один из важнейших элементов функционирования науки.

1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.

2. Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Социальные функции философии.

3. Древнеиндийская философия. Школы, главные представители.

4. Древнекитайская философия. Школы, главные представители.

5. Космоцентризм и поиск субстанции в античной философии.

6. Философский рационализм Сократа.

7. Философия Платона.

8. Философия Аристотеля.

9. Философия эпохи эллинизма.

10. Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители.

11. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

12. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

13. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

14. Философия французского Просвещения XVIII века.

15. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии.

16. Философская система и метод Гегеля.

17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

18. Философия марксизма и ее основные представители.

19. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

20. Русская философия. Специфика, основные этапы, главные представители.

21. Россия в диалоге культур. Западничество, славянофильство, евразийство.

22. Русская религиозная философия XIX-XX веков (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и другие)

23. Философия русского космизма. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

24. Позитивизм. Основные этапы. Главные представители.

25. Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

26. Философия экзистенциализма.

27. Философия постмодернизма.

28. Бытие как философская категория. Виды бытия.

29. Сознание как философская категория. Сознание и познание.

30. Философское учение о материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.

31. Категории, законы и принципы диалектики.

32. Познание как предмет философского анализа.

33. Структура познания. Специфика и основные формы чувственного и рационального познания.

34. Проблема истины в философии. Критерии истинности.

35. Наука в системе духовной культуры общества.

36. Научное познание и его признаки. Научное и вненаучное познание.

37. Структура и методы научного познания.

38. Проблема человека в философии. Понятие человека, индивида, индивидуальности и личности. Взаимоотношение природного и социального в человеке.

39. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни и их единство.

40. Движущие силы и факторы общественного развития. Свобода и необходимость в истории общества.

41. Периодизация истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.

42. Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс и смысл истории.

43. Духовная жизнь общества. Специфика духовной жизни общества и личности, их диалектическое единство.

44. Культура как философская проблема. Культура и цивилизация.

45. Глобальные проблемы современности: философский аспект.

46. Проблемы управления в истории философской мысли.

Наши рекомендации