Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
* Предотвращение ядерной войны;
* Преодоление разрыва в экономическом развитии стран;
* Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами;
* Преодоление экологического кризиса;
* Прекращение стремительного роста человечества;
* Предотвращение негативных последствий НТП и рациональное использование его результатов.
Вопросы философии глобальных проблем
* Происхождение глобальных проблем - необходимо:
o видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического прогресса;
o учитывать одновременное наличие человеческих общностей разного уровня развития (от родоплеменных общин до современных обществ);
o учитывать свободу выбора каждым народом своего будущего;
o принимать во внимание многовариантность социального прогресса и верховенство общечеловеческих интересов над центробежными силами;
o понимать, что неравномерность развития — корень всех глобальных проблем;
* Взаимосвязь и иерархия проблем:
o Все проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены;
o Для разрешения проблем необходимо в первую очередь расставить их приоритеты;
o Исходя из совокупности глобальных проблем как взаимообусловленной комплексной системы реальных противоречий современной эпохи, важно рассмотреть эту иерархию сквозь призму их причинно-следственных связей, которые и диктуют последовательность в анализе и практическом решении;
o Главная проблема — безъядерный и ненасильственный мир
35.Наука в системе духовной культуры общества.
В общем понимании .наука — это система, сознания и деятельности, людей, направленная, на достижение объективно-истииных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.
Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук:
- естественных
- общественных
- технических
- гуманитарных
- антропологических.
Естествознание — система знаний и деятельности (по ее достижению), объектом которых является природа — часть бытия, существующего по законам, не созданным активностью людей.
Обществознание — система наук об обществе — части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. В процессе вещественного, энергетического, информационного и иного рода взаимодействия людей с природой и друг с другом создается новая реальность — общество. Оно становится объектом научного познания, так как имеет свои особые законы и должно быть определенным образом упорядочено. В противном случае разнонаправленная активность индивидов будет малоэффективной и даже гибельной. В рамках общественных наук изучаются законы и специфика макро- и микрообъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т. д.).
Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности. Мир техники уникален, он имеет свои законы, которые необходимо профессионально изучать для достижения технического прогресса.
Гуманитарные науки — системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения и поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы и человечества каких-либо предметных действий. Сфера гуманитарных наук велика. Она включает философию, религиоведение, этику, эстетику, юридические науки и т. д.
Антропологические науки — совокупность наук о человеке, о единстве и различии его природных и общественных свойств. Сюда относятся: физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина (в трехстах специализациях), криминология и т. П.
Именно человек является основным звеном связи всех наук.
Это обосновано тем. что человек:
• непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности;
• использует результаты наук для удовлетворения своих родовых и личных потребностей;
• постоянно совершенствует научную деятельность;
• определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует развитие.
Результатами науки являются не только научные знания, но и:
• научный способ рациональности, который выходит за пределы науки и проникает во все сферы бытия людей;
• технические и методические новации, которые могут применяться вне науки, прежде всего в производстве;
• нравственные ценности — образцы честности, объективности, добросовестности, реализуемые в профессиональной деятельности.
Социальные условия науки — это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские, институты и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций), подготовка научных кадров. Активность субъекта — один из важнейших элементов функционирования науки.
1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.
2. Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Социальные функции философии.
3. Древнеиндийская философия. Школы, главные представители.
4. Древнекитайская философия. Школы, главные представители.
5. Космоцентризм и поиск субстанции в античной философии.
6. Философский рационализм Сократа.
7. Философия Платона.
8. Философия Аристотеля.
9. Философия эпохи эллинизма.
10. Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители.
11. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
12. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).
13. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
14. Философия французского Просвещения XVIII века.
15. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии.
16. Философская система и метод Гегеля.
17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
18. Философия марксизма и ее основные представители.
19. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
20. Русская философия. Специфика, основные этапы, главные представители.
21. Россия в диалоге культур. Западничество, славянофильство, евразийство.
22. Русская религиозная философия XIX-XX веков (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и другие)
23. Философия русского космизма. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.
24. Позитивизм. Основные этапы. Главные представители.
25. Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.
26. Философия экзистенциализма.
27. Философия постмодернизма.
28. Бытие как философская категория. Виды бытия.
29. Сознание как философская категория. Сознание и познание.
30. Философское учение о материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.
31. Категории, законы и принципы диалектики.
32. Познание как предмет философского анализа.
33. Структура познания. Специфика и основные формы чувственного и рационального познания.
34. Проблема истины в философии. Критерии истинности.
35. Наука в системе духовной культуры общества.
36. Научное познание и его признаки. Научное и вненаучное познание.
37. Структура и методы научного познания.
38. Проблема человека в философии. Понятие человека, индивида, индивидуальности и личности. Взаимоотношение природного и социального в человеке.
39. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни и их единство.
40. Движущие силы и факторы общественного развития. Свобода и необходимость в истории общества.
41. Периодизация истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.
42. Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс и смысл истории.
43. Духовная жизнь общества. Специфика духовной жизни общества и личности, их диалектическое единство.
44. Культура как философская проблема. Культура и цивилизация.
45. Глобальные проблемы современности: философский аспект.
46. Проблемы управления в истории философской мысли.