При подготовке к практическому занятию
Практические занятия проводятся по основным и наиболее сложным темам (разделам) дисциплин. Они имеют цель углубить и закрепить знания студентов, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, а также привить навыки в поиске, обобщении и изложении учебного материала. Практические занятия развивают творческую самостоятельность студентов, способствуют формированию у них научных и профессиональных интересов, навыков и умений.
На практическом занятии знания, приобретенные на лекциях и при самостоятельном изучении темы, шлифуются, приобретают большую точность за счет дополнительных данных и новых аргументов, приводимых в выступлениях студентов и в разборе преподавателя. Выработанные на занятии в результате творческой дискуссии и обмена мнениями выводы закрепляются как личное убеждение каждого студента, а сам процесс обсуждения вопросов способствует выработке у них потребности в самостоятельном творческом решении задач.
На практических занятиях в большой степени реализуются требования «формировать, воспитывать, культивировать способность молодежи мыслить самостоятельно, творчески». При подготовке к занятию и в ходе дискуссии у студентов вырабатываются такие качества, как настойчивость в добывании знаний, способность критически оценивать выступления товарищей, вести научный диспут, обосновывать и отстаивать свои взгляды и убеждения. Практические занятия способствуют и выработке у студентов мировоззрения, убежденности, становлению их как будущих воспитателей подчиненных.
Эффективность практического занятия, развертывание творческой дискуссии и глубина раскрытия вопросов на нем во многом зависят от качества подготовки студентов к занятию.
Подготовка к практическому занятию ведется на основе задания, в котором определяют темы и цели занятия, вопросы, подлежащие изучению и рассмотрению на нем, время, отводимое для этого, перечень обязательной и дополнительной литературы к практическому занятию. Его целесообразно начинать с доработки записей, проведенных на лекциях на практических занятиях. Доработка конспектов лекций позволит осмыслить содержание практического занятия и все то новое, что появилось в последнее время в теории и практике по рассматриваемым вопросам и с учетом этого вести более целенаправленную подготовку к занятию, лучше ориентироваться в рекомендованной для изучения литературе.
Подготовка к практическому занятию включает изучение рекомендованной литературы, разработку конспекта и тезисов выступления на нем. Работу эту целесообразно вести по вопросам практического занятия в той последовательности, в которой они изложены в задании. Но, прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием рекомендованной литературы. К решению этой задачи студенты подходят по-разному. Одни, приступая к изучению каждого вопроса занятия, просматривают всю рекомендованную литературу и определяют в каких источниках и что относится к его содержанию. Другие предпочитают сразу же определить где и что в рекомендованной литературе относится к тому или иному вопросу. Оба эти приема вполне правомерны. Но более целесообразным, по нашему мнению, является первый из них, так как позволяет более целенаправленно знакомиться с имеющейся литературой.
Можно рекомендовать и несколько иной подход к ознакомлению с рекомендованной литературой, наиболее приемлемый для студентов первых курсов. Суть его в том, что первоначально по каждому вопросу практического занятия составляется примерный план его рассмотрения. Такой план в последующем может быть использован для доклада этого вопроса на занятии, а в ходе подготовки к нему позволит точнее сгруппировать всю имеющуюся литературу и значительно облегчит последующее ее изучение и конспектирование.
Часть студентов при подготовке к практическому занятию ограничивается обычно перечнем обязательной литературы. Это не совсем целесообразно и идти на такой шаг можно лишь при остром недостатке времени. В рекомендованной дополнительной литературе часто содержатся хорошие оригинальные мысли, отражающие мнение авторов по тем или иным вопросам. Ознакомление с ними расширяет кругозор студентов, позволяет им критически оценивать различные подходы к решению тех или иных вопросов, формировать свое мнение по ним. Особенно полезным является изучение дополнительной литературы по проблемным вопросам.
При подготовке к практическому занятию студенты порой увлекаются конспектированием литературных источников в ущерб их изучению. В результате составляются пространные конспекты, в которые переписываются учебники и учебные пособия, создается видимость тщательной подготовки к практическому занятию, а на самом деле - отсутствие глубоких знаний вопросов практического занятия. Такие студенты обычно выступают на занятии, не отрываясь от конспекта, затрудняются сформулировать свое мнение по рассматриваемым вопросам, не проявляют активности в развертывающейся на занятии дискуссии. Практическое занятие приносит им мало пользы.
Наблюдается и другая крайность, когда студенты, полагаясь на свою память, все внимание уделяют изучению рекомендованной литературы, пренебрегая составлением конспекта. Но изученный материал со временем забывается, и восстановить его в памяти без соответствующих записей весьма трудно. К тому же конспектирование в значительной мере способствует более углубленному усвоению учебного материала, помогает студенту четко формулировать свои мысли, привести их в логически стройную систему, служит хорошим подспорьем при подготовке к зачетам и экзаменам.
Для качественной подготовки к практическому занятию изучение рекомендованной литературы и разработку конспекта целесообразно вести по каждому вопросу занятия. В первую очередь необходимо ознакомиться с требованиями руководящих документов, относящихся к содержанию рассматриваемого вопроса, сделать выписки из этих документов и глубоко их осмыслить. Затем, используя материалы учебника и учебных пособий, следует установить, как в них раскрывается существо вопроса, и обосновываются его положения. И, наконец, для выявления имеющихся точек зрения по рассматриваемому вопросу, накопленного опыта нужно ознакомиться с периодической литературой: сборниками примеров, журнальными статьями и другими материалами. И только хорошо во всем этом разобравшись, можно приступить к составлению конспекта.
Изучение литературы предполагает самое внимательное ее чтение, направленное на то, чтобы хорошо уяснить изложенный материал, проанализировать и понять его содержание, разобраться в доказательствах, расчетах, примерах, подтверждающих истинность рассматриваемых положений, выявить и оценить различные взгляды, иногда встречающиеся в разных источниках, при необходимости провести собственные расчеты и, в конце концов, разобраться не только в том, как трактуется то или иное положение, но и почему оно трактуется именно так, а не иначе. В процессе изучения литературы следует фиксировать (для конспекта), в каком источнике дано наиболее удачное определение, где наиболее удачно изложены доказательства, имеются лучшие схемы и т.п.
Конспект по каждому вопросу практического занятия должен быть лаконичным, строго последовательным и содержать главным образом краткие тезисы, заимствованные из руководящих документов и пособий или сформулированные своими словами с обоснованиями, расчетами и схемами.
Составленный таким образом по каждому вопросу занятия конспект целесообразно внимательно прочитать с тем, чтобы определить полноту и логичность изложения в нем материала, еще раз глубоко его осмыслить. Что касается тех вопросов практического занятия, которые подробно рассматривались на читаемых лекциях и уже законспектированы, то запись их в конспекты следует еще раз просмотреть, при необходимости дополнить и использовать на занятии. В ходе подготовки к занятию могут встретиться не совсем понятные вопросы, которые необходимо уточнить на консультации. Их следует пометить на полях конспекта.
Для составления конспекта целесообразно использовать только одну сторону листа рабочей тетради, а другую - оставить для внесения дополнений в ходе обсуждения вопросов практического занятия и при последующем изучении учебного материала. Для наглядности и удобства в пользовании конспектом заголовки, важные определения, выводы нужно выделять размером букв, шрифтом, подчеркивать цветными фломастерами.
Практическое занятие только в том случае принесет пользу и позволит глубоко усвоить все рассматриваемые на нем вопросы, если каждый студент, хорошо подготовившись во время самостоятельной работы, будет активно участвовать в его проведении. Эта активность должна проявляться не только в выступлениях при обсуждении вопросов занятия, но и во внимательном отношении к докладам и выступлениям товарищей, творческом их осмысливании, оценке и определении своего отношения к ним. Слушая товарищей, нужно анализировать содержание и форму их выступления, выявлять достоинства и недостатки, записывать интересные мысли, а также уточнять при необходимости план и содержание своего предстоящего выступления.
Завершается практическое занятие заключительным словом преподавателя, в котором определяется степень достижения поставленных учебных и воспитательных целей, разъясняются наиболее сложные теоретические положения, устанавливается единое толкование тех вопросом, по которым были высказаны различные мнения, вскрываются положительные моменты и недостатки в подготовке студентов к практическому занятию, определяется направление их дальнейшей самостоятельной работы студентов и объясняется оценка каждому из них.
После окончания практического занятия каждому студенту следует самокритично оценить свою работу на нем, определить чего удалось достигнуть, какие были допущены ошибки и недоработки, и установить, что нужно сделать для их устранения, а также внести уточнения и дополнения в разработанный к данному занятию конспект.
Таковы основные положения по самостоятельной работе студентов при подготовке к практическому занятию.