Проблемы насилия войны и мира как глобальные проблемы современности
Уяснение существа таких явлений, как война и мир, предполагает в первую очередь уяснение существенных различий между насилием и ненасилием. Именно понятия «насилие» и «ненасилие» составляют содержание войны и мира.
Причины возникновения войн и насилия очень часто увязываются с природой человека, сочетанием в этой природе добра и зла. На этот счёт существует ряд концепций. Основными среди них являются: а) естественнонаучные, б) религиозные, в) социальные.
В естественнонаучных концепциях насилие и ненасилие предстают как необходимые свойства всего живого. Естественная необходимость в источниках существования порождает предпосылки к появлению насилия. Естественный отбор, соперничество особей представляют с этих позиций объективный фактор развития в природе. В то же время в природе заложена известная целесообразность, ограничивающая произвол и регулирующая сферу насилия правом биологически более жизнеспособного.
Религиозные концепции. История показывает, что религия и насилие всегда находились в тесном соприкосновении. Это тесное соприкосновение выражается не в насильственном духе религии, а в попытках решить эту острейшую проблему, соотнеся добро и зло в человеке.
В социальных учениях природа насилия и ненасилия объясняются результатом взаимодействия людей с противоположными интересами.
При всех различиях в понимании насилия можно зафиксировать такой важный признак – это принуждение или подчинение воли и действий человека. В целом насилие можно определить как умышленное применение различных форм принуждения по отношению к определённым социальным субъектам вопреки их воли ради достижения каких-либо целей.
Выделяют экономическое, социальное, политическое и духовное насилие.
Экономическое насилие – это способ социального принуждения с использованием непосредственных экономических санкций против тех или иных субъектов в целях приобретения или сохранения материальных привилегий или прав.
Социальное насилие представляет собой способ подавления интересов и действий различных социальных групп с целью ограничения их свободы выбора и принуждения к определённому поведению.
Политическое насилие – это способ реализации социально-классовых интересов с применением мер политического принуждения. В зависимости от используемых средств политическое насилие может выражаться посредством вооружённого либо невооружённого насилия ( дипломатическое давление и другое).
Духовное насилие отличается тем, что ему присуще подчинение, подавление сознания и воли человека. Оно проявляется в следующих формах: идеологическая борьба, психологическая война, цензура, религиозная или атеистическая пропаганда, борьба с «инакомыслием».
Средипричин насилия можно выделить следующие:
- склонность человека к дурному;
- распространение иррационализма (чувства, страсти, эмоции);
- нарастающие масштабы человеческой деятельности;
- несоответствие средств поставленным целям.
Склонность человека к дурному заключается в его деструктивной природе. Как отмечал З. Фрейд: «Каждый нормальный человек нормален лишь отчасти». Рост насилия в ХХ веке, две мировые войны, создание оружия массового уничтожения, склонность к насилию, проявляющаяся в молодёжной преступности и политических убийствах – подтверждают слов из Ветхого завета о том, что человек способен и к хорошему, и дурному. Он должен выбирать между добром и злом.
Среди других причин роста насилия в современном мире видится распространение иррационализма. Утверждение рационализма, по мнению американского философа Карла Поппера ведёт к тому, «что не столько разум, сколько чувства и страсти являются основной движущей силой человеческих действий… иррационалистическое выпячивание страстей и эмоций… есть выражение презрения к человеческому разуму. Из чего следует обращение к принуждению и грубой силе… к насилию…».
Нарастающие масштабы человеческой деятельности и несоответствие средств поставленным целям, как одна из причин насилия в современном мире, проявляется в опережении активного способа жизнедеятельности по отношению к ценностным установкам. Сначала что-то делается и лишь потом осознаётся хорошо это или плохо, гуманно или нет.
Во второй половине ХХ века существенно усилились факторы сдерживания агрессии и насилия. Выражением такой ориентации является понятие ненасилия.
Существуют следующие трактовки понятия «ненасилие»:
1) ненасилие – это совокупность философских, моральных и религиозных принципов, провозглашающих человека и жизнь высшими ценностями;
2) ненасилие – способ разрешения конфликтов;
3) ненасилие – социально-политическая концепция будущего общественного устройства, основанного на любви и справедливости.
Ключевыми в понимании сущности и содержания ненасилия являются ряд принципов:
1) ненасилие – метод сопротивления, метод физической пассивности, но мощной духовной активности;
2) целью ненасильственной борьбы является не победа над противником, а построение достойного человека общества;
3) ненасилие направлено против зла, а не против конкретных людей, которые его осуществляют;
4) вставший на путь ненасилия должен быть готовым принять страдание и не должен стремиться ответить ударом на удар;
5) духовное насилие недоступно так же, как и физическое. «Борец за ненасилие отказывается не только стрелять в противника, но и ненавидеть его» (М.Л. Кинг);
6) основной характеристикой ненасильственного сопротивления служит понимание того, что на стороне справедливости находится весь мир.
Развитие идеи ненасилия связано с наличием определённых социальных предпосылок. К социальным предпосылкам ненасилия относятся:
1) утверждение в обществе демократических ценностей;
2) изменение места и роли человека в мире, осознание его как главной ценности;
3) единство всего живого;
4) наличие свободы выбора;
5) утверждение среди людей толерантности.
Мыслители различных эпох страстно мечтали о вечном мире и разрабатывали различные аспекты проблемы всеобщего мира. Современная эпоха ещё более обострила проблему значения мира.
Мир – это состояние общества, при котором отношения между народами, классами, государствами основываются на проведении политики ненасильственными средствами.
В зависимости от качественных характеристик, присущих тому или иному состоянию общественных отношений между странами, выделяют несколько уровней мира.
1. Региональный мир – стабильные долгосрочные отношения между народами и странами в отдельных регионах.
2. Развитый или устойчивый мир – всестороннее и равноправное сотрудничество, активные действия по недопущению применения насилия.
3. Неразвитый (негативный) мир – отсутствие войны и равноправного сотрудничества.
4.Всеобщий мир – осознание человечеством себя как единого взаимосвязанного целого, исключение войн из жизни человечества, полный отказ от использования насилия.
Самым острым проявлением насилия является война. В вопросе происхождения войны в философской мысли доминируют две точки зрения.
1. Война – явление историческое и общественно-политическое, возникшее с расколом общества на антагонистические классы.