Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления.
Само название эпохи – «Ренессанс» или «Возрождение» – говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Философская мысль эпохи Возрождения создаёт новую картину мира. В своей главной тенденции онапантеистическая.Это первая особенность. Тяготея к отрицанию бога как главной творческой силы, философия растворяет бога в природе, отождествляет бога и природу. Философия перестаёт быть служанкой богословия, а становится выражением знания и мудрости.
Второй важной особенностью философии этого периода является её антропоцентризм.Именно человек, согласно этому подходу становится основным объектом философского рассмотрения.
Третьей особенностью философской мысли Возрождения является гуманизм.Человеческая природа, естественные чувства впервые после тысячелетней традиции осознаются не как носители греховности, а как высшая ценность и подлинная реальность.
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения выделяются три периода: первый – гуманистический (антропоцентрический), характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV до середины XV в. Основные представители – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла. Второй – неоплатонический;- с середины XV до первой трети XVI века (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола). Третий период – натурфилософский, включает вторую половину XVI и начало XVII века (Джордано Бруно, Н. Коперник). Вне указанной периодизации располагаются социально-философские взгляды Макиавелли, Мора и Кампанеллы.
Для представителей гуманистического периода задача философии состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, а в раскрытии их гармонического единства. Земная слава не противопоставляется небесной, но земные заботы ни в коем случае не должны быть приносимы в жертву загробному блаженству. Поворот к проблемам человеческого бытия составляет главное содержание творчества философов данного периода.
Неоплатонизм– направление в философии, пытавшееся с позиций идеализма познать явления природы, проблемы человека.
Натурфилософия становится определяющим движением философской мысли на заключительном этапе Возрождения. Её представители:
1) обосновывали материалистический взгляд на мир;
2) формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
3) выдвигали новую картину мира, в которой Бог и Природа едины, Земля не является центром Вселенной.
4) мир познаваем, благодаря чувствам и разуму, а не божественному откровению.
Мыслители Возрождения не обошли стороной и социально-философские вопросы. Николо Макиавелли (1469 - 1527 гг.) – один из первых идеологов эпохи Возрождения, излагавших новые воззрения на развитие общества и государства. В философии Макиавелли нет места для божественного вмешательства. Он полностью исключил Бога из сферы своего анализа общественной жизни, истории и политики. Возникновение общества, государства и морали Макиавелли объясняет естественным ходом событий. Анализ социально-политических проблем у него отделён от религии.
Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки. Критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим и благим Макиавелли объявляет всё, что содействует укреплению государства. Его похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия. В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства». Согласно Макиавелли любое насилие можно оправдать во имя государственного блага.
В этот период существенное развитие получила идея социального равенства людей. Она воплотилась в целой серии проектов и моделей общественного устройства, в которых отношения между людьми должны быть организованы с учётом интересов личности и требований морали. Такого рода учения связаны прежде всего с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Таким образом, в эпоху Возрождения начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рождённые культурой Ренессанса.
Диалектические, гносеологические, онтологические и этические идеи философии Возрождения явились фундаментом для возникновения философского мышления Нового времени.