Тема 4. Феномен философии в средневековой культуре Западной Европы и Арабского Востока

Лекция

1.Социокультурный и духовный контекст формирования средневековой западноевропейской и арабо-мусульманской философии: общее, различия. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм, откровение как основания средневековой философии. 2.Основные этапы и направления средневековой философии Западной Европы. Апологетика и патристика: Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский. 3.Философия схоластики, ее проблемы и направления. Ф.Аквинский как систематизатор средневековой схоластики. 4.Основные направления арабо-мусульманской философии средневековья

Семинар

1.Предмет средневековой философии Западной Европы, ее задачи, исходные принципы и этапы развития. 2.Соотношение Бога, мира и человека в учении Августина Аврелия. 3.Философия схоластики, ее проблемы и направления. Ф.Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.

СРС

1).Подготовить глоссарий «Основные понятия античной и средневековой философии»: «физюс», первоначало, космос, логос, апейрон, бытие, небытие, атом, идея, сущность, материя, форма, калагатия, апатия, метемпсихоз, гедонизм, эвдомонизм, этика, «полития», теоцентризм, креационизм, провиденциализм, вера, воля, откровение, мистицизм, символизм, схоластика, универсалии, реализм, номинализм. 2).Подготовка философского портрета: 1.Энциклопедизм, универсализм арабо-язычного перипатетизма: .Аль Кинди, Аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд. 2.Роль Ибн Араби, аль Газали, Омар Хайяма в развитие философии суфизма. 3).Подготовка конспектов. 4).Решение задач и упражнений. 5).Ответы на тесты.

СРС-п

1).Философский портрет: 1.Энциклопедизм, универсализм арабо-язычного перипатетизма: .Аль Кинди, Аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд. 2.Роль Ибн Араби, аль Газали, Омар Хайяма в развитие философии суфизма. 2).Проверка глоссария:«Основные понятия античной и средневековой философии».3).Проверка конспектов. 4).Проверка задач и упражнений. 5).Проверка ответов на тесты

Задачи и упражнения

1.«Они называют себя любознательными, мы же правильнее назовем их любопытными и суетными» и среди них «есть такие, которые хотят знать, чтобы продавать свое знание за деньги и почести, а это недостойное стяжание». Кого Бернар Клервоский критикует в этом высказывании? 2.«Философия должна служить Священному Писанию, как служанка- своей госпоже». В чем Петр Дамиани видит роль философии? 3.«Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через Откровение. Притом же она не следует другим наукам как высшая по отношению к ним, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам». На основе анализа этого высказывания Ф.Аквинского ответьте: 1)Что является источником теологического знания? 2) Какой статус отводится теологии и философии? 3) Какая роль отводится философии? 4.«В том плод всех наук, чтобы созидалась вера, прославлялся Бог, воспитывались нравы». В чем Бонавентура видит значимость и ценность философии и науки? 5.«Верить, чтобы понимать» (Августин Аврелий). «Там, где это возможно, соединяй веру с разумом» (Боэций). «Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать» (Ансельм Кентерберийский). «Нельзя уверовать в то, чего бы предварительно не понял» (Пьер Абеляр). Сравните все эти высказывания и ответьте: в чем позиции авторов сходятся? в чем позиции авторов расходятся? 6.«Философия- это спутница и молочная сестра религии…Они спутники по природе и друзья по сущности и врожденному предрасположению». Что имеет ввиду Ибн Рушд, утверждая общность философии и религии? 7.«Творения указывают на Творца лишь постольку, поскольку познается способ их сотворения, и чем полнее будет знание о способе их сотворения, тем полнее будет знание и о Творце». Какой путь познание Бога предлагает Ибн Рушд? В чем Ибн Рушд видит отличия философии и религии? 8.«Первый творит разумную субстанцию, которая поистине сотворена. От нее исходит другая разумная субстанция и небесные тела. При этой же разумной субстанции совершенствуются небесные тела и она завершается некой разумной субстанцией, от которой уже не исходят небесные тела…Материя элементарного мира должна происходить от последнего разума, а за небесными телами не отрицается оказание определенного содействия в этом. Однако, этого не достаточно,…пока с ним не сочетается форма. От разумной субстанции, которая стоит за этим миром, исходит растительная, животная и разумная душа. Разумной душой завершается последовательность бытия разумных субстанций. Разумная душа нуждается в совершенстве про помощи телесных органов и в связи с высшими сущими». Что общего в этом высказывании Ибн Сины и в учении Аристотеля? Как Ибн Сина называет процесс творения Аллахом всего сущего? 9.«сотворение есть приведение вещи из потенциального бытия в актуальное» (Ибн Рушд) Сравните это высказывание с учением Аристотеля и ответьте: что общего в понимания бытия вещей между Аверроэсом и Аристотелем?

Литература

1. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика.

2. Мальцева С.А. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. Т.1-2.М., 2006

3. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М., 2006

4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2003

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991

Неделя 5

Наши рекомендации