Философия истории. проблема направленности исторического процесса

Философия истории-отвечает на вопросы об объективных закономерностях и духовно нравственном смысле исторического процесса о путях реализации человеческих сил в истории;

Античность-Гесиод – «Труды и дни» человечество развивается от космоса к хаосу по етапам; круговорот человеческого процесса, человечество развивается циклически; Демокрид

Средневековье – Августин – человечество развивается, все нации ветви одного человечества, судьба котрого может бать понятна в терминах блага Бога(конец стрілки-судный день, который предмет смисл всем частным событиям)

Новое время- інтерес к неевропейским народам,идеи о прогрессе,европоцентризм; Руссо- отрицание ценностей культуры, человечество мечется от первобытности к демократии; Жан Батист Авико – исторический дух познает сам себя.

19-20 век-Формационный поход – Маркс – 5 стадий любой культуры; цивилизационный подход – Данилевский, Шпенглер – любая культура уникальна;

20 век – новая наука истории – Блок, Февр – встречи людей в веках(попытка связать прошлое и настоящее); междисциплинарные методы

Культура и цивилизация

Культура-совокупность материальных и духовних цінностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики

-трудовой подход- Маркс(трудовая деятельность)

-фрейдистский-Фрейд(к подавляет инстективную природу)

-символический-Кассирер(к-создание символов)

-нормативный- Бердлер, Шестов(К-совокупность норм)

-религиощная(к-нравственные ценности)

Цивилизация

16 век-Бекон, Декарт(два состояния человека-дикость,цивилизованность);

18 век-ц-синоним прогресса,Руссо-против к и ц;

19век-к-синоним ц;Морган-исторический подход-3стадии развития человечества, Гербер – культура – совокупность ц и к, Гумбальт – ц существует везде, а к – признак сложноорганизованного общества;

20век – Редфильд-все к равны, ц – достижения современного общества, техника, образование, правовое общество;

Кант – основа к – справедливость;

Данилевский – почему запад не любит русских?-любая культура уникальна; против европоцентризма, к органична – постоянно развивается, культурно-исторический тип(позитивные творцы истории,негативные,этнографический материал),основные принципы одного культурно-исторического типа не передаются другому.запад нас не любит потому что завидует;

Шпенглер-«Закат Европы»-тоже самое что у Д+ : диалоги между к невозможны, смерть к – начало цивилизации.

Культура-происходит от слова культ-религия(религиозна,моральна)органична(гуманитарные науки),к-качкство,к-национальна,аристократична; +

Цивилизация-безрилигиозна(захват новых земель)механистична(математика+механика), ц-количество,интернациональна, демократична; -

Переход от к к ц тк креативный дух сменяется костностью, к уже не развивается;

Европа может еще возродиться но не на территории Европы

Бердяев-«Воля к власти» «воля к культуре»-переход от к к ц связан с неготивным отношением человека к природе

Гойнби-«Постижение истории»-ц-виды общества+5 застывших; ц развивается по формуле вызов-ответ,вызов-условия окружающей среды, ответ-реакция ц на условия

Карл Ясперс-«Истоки истории и ее цель»-два этапа развития человечества:доисторическое время, всемирная история.

29.Глобальные проблемы современности-в результате мощного развития производственных сил в условиях научно-технической революции, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой, от решения проблем зависит существование цивилизации; порождены техническими воздействиями общества на природу, стихийностью общественного развития, неравноправными экономическими отношениями;

политические проблемы-военные действия между государствами с применением оружия массового поражения,международный терроризд

Экологические-разрушение природной основысуществования мировой цивилизации-загрязнение воздуха,водных ресурсов, разрушение азотного слоя;

Ресурсообеспечение- продовольствие, энергия, рациональное использование ресурсов

Социальные проблемы-демографическая проблема, заболевания

Отсталость стран 3 мира- устранение разрыва

-проблема сохранения мира, экологический кризис, кризис духовности(цель и смысл жизни – потребление,необходима переориентация на духовные ценности)

30.Философия -общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Методы философствования:метафизика(первоначала,мир не меняется)диалектика(мир постоянно меняется)сравнение,дедукция,индукция

Наши рекомендации