Две современные концепции

Этика ненасилиявозникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам из­вестно, что всякое новое течение возникает в противовес суще­ствующей и господствующей тенденции. При этом возникающее этическое течение всегда ищет и находит опору в традиции, в иде­алах предыдущих эпох. Таким идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия — универсальный, основополагающий моральный закон.

Этика ненасилия обосновывает принципы и методы решения проблем и конфликтов, исключающих применение насилия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия— это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отно­шения с людьми, относится ко всему живому, к природе.

Значительная роль в разработке принципов этики ненасилия принадлежит Л. Толстому. Он писал, что призние необходимости противления злу насилием значит оправдание людьми своих при­вычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, власто­любия, трусости, злости. Насилие не есть средство разрешения конфликтов и противоречий: оно ничего не создает, а только раз­рушает.

Этика благоговения перед жизнью — направление, которое возникло в XX в. и связано с именем величайшего гуманиста со­временности — Альберта Швейцера (1875—1965).

Основной принципэтической концепции А. Швейцера — бла­гоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих. Духовная жизнь, по мнению А. Швейцера, идет нам навстречу в природном бытии, благогове­ние перед жизнью относится и к природным, и к духовным явле­ниям, преклонение перед естественной жизнью неизбежно вле­чет за собой преклонение перед жизнью духовной.

Объектом нравственного отношения для А. Швейцера стано­вится любая жизнь — человека, природы, животного мира, ми-

кроорганизмов. Он уравнивает нравственную ценность всех су­ществующих форм жизни.

А. Швейцер подчеркивал религиозный характер своего миро­воззрения, усматривая явно положительные результаты взаимо­действия и взаимопроникновения христианской нравственности и рационалистического способа осмысления мира.

Развивая свою идею альтруизма, А. Швейцер выступает как строгий рационалист с одной стороны, и как тонкий психолог — с другой. Одной из основополагающих является мысль о само­отречении как средстве творческой добродеятельности. Само­отречение в понимании А. Швейцера не обесценивает человека как личность, не обкрадывает его духовно, но позволяет ему осво­бодиться от эгоизма, предвзятости и излишнего субъективизма в оценке чужих поступков, от стремления судить и осуждать дру­гих, платить за зло злом, мстить и т. п.

А. Швейцер толкует прощение как средство недопущения зла в человеческую душу. Он позволяет себе пренебречь злом и тем самым как бы отменяет, даже исключает зло.

А. Швейцер постоянно смешивает привычные акценты. Он переводит наше внимание со зла на добро и фиксирует в нашем сознании последнее. Он не осуждает бездействие, но активно поддерживает всякое действие, направленное на сохранение жиз­ни. Он вообще никого ни за что не осуждает.

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет философии

и ее место в системе научного знания ................................................ 3

ЛЕКЦИЯ № 2.Что такое философия ................................................. 5

ЛЕКЦИЯ № 3.Философия

как теоретическое ядро мировоззрения ............................................. 7

ЛЕКЦИЯ № 4.Структура философского знания ........................... 9

ЛЕКЦИЯ № 5.Бытие как всеохватывающая реальность . . . 11

ЛЕКЦИЯ № 6.Познание.

Основные точки зрения на процесс познания ................................ 14

ЛЕКЦИЯ № 7.Виды познания .......................................................... 16

ЛЕКЦИЯ № 8.Субъект и объект познания ................................... 18

ЛЕКЦИЯ № 9.Общие представления о духе ................................ 21

ЛЕКЦИЯ № 10.Материя .................................................................... 23

ЛЕКЦИЯ № 11.Сознание ................................................................... 25

ЛЕКЦИЯ № 12.Движение .................................................................. 27

ЛЕКЦИЯ № 13.Пространство и время ........................................... 29

ЛЕКЦИЯ № 14.Общие понятия о человеке .................................. 31

ЛЕКЦИЯ № 15.Человек в мире природы ...................................... 33

ЛЕКЦИЯ № 16.Понятие общества .................................................. 35

ЛЕКЦИЯ №17.Социальная структура общества ....................... 37

ЛЕКЦИЯ № 18.Гражданское общество ........................................ 39

ЛЕКЦИЯ № 19.Человек и культура ................................................ 41

ЛЕКЦИЯ № 20.Массовая культура ............................................... 43

ЛЕКЦИЯ № 21.Типы цивилизаций ................................................. 45

ЛЕКЦИЯ № 22.Основные положения

эволюционной теории познания ........................................................ 47

ЛЕКЦИЯ №23.Отражение

как четвертое свойство материи ........................................................ 49

ЛЕКЦИЯ № 24.Истина как процесс ............................................... 51

ЛЕКЦИЯ №25.Критерии истины .................................................... 53

ЛЕКЦИЯ №26.Красота и ценность истины

(единство красоты, истины и добра) ................................................ 55

ЛЕКЦИЯ №27.Ложь ............................................................................ 57

ЛЕКЦИЯ №28.Заблуждение ............................................................ 59

ЛЕКЦИЯ №29.Ценность как категория ......................................... 61

ЛЕКЦИЯ №30.Решение проблемы

классификации ценностей в философии .......................................... 63

ЛЕКЦИЯ №31.Закон единства

и борьбы противоположностей ......................................................... 68

ЛЕКЦИЯ № 32.Взаимопереход количественных

и качественных изменений .................................................................. 70

ЛЕКЦИЯ № 33.Закон отрицания отрицания ............................... 72

ЛЕКЦИЯ № 34.Этапы истории философии ................................. 74

ЛЕКЦИЯ № 35.Дофилософские

(дорациональные) мировоззрения .................................................... 76

ЛЕКЦИЯ № 36.Философия

и культура Древнего Востока ............................................................ 78

ЛЕКЦИЯ № 37.Античная философия ............................................ 80

ЛЕКЦИЯ № 38.Средневековая философия .................................. 84

ЛЕКЦИЯ № 39.Философия Возрождения .................................... 86

ЛЕКЦИЯ №40.Философия Нового времени ................................. 92

ЛЕКЦИЯ №41.Монизм, дуализм,

плюрализм в философии XVII в.. ....................................................... 97

ЛЕКЦИЯ № 42.Философия эпохи Просвещения ........................ 99

ЛЕКЦИЯ № 43.Философия Канта ................................................ 101

ЛЕКЦИЯ № 44.Философия Гегеля ................................................ 103

ЛЕКЦИЯ № 45.Антропологический материализм
Фейербаха .............................................................................................. 105

ЛЕКЦИЯ № 46.Философская концепция марксизма ............... 107

ЛЕКЦИЯ №47. Философия позитивизма:

этапы развития ..................................................................................... 109

ЛЕКЦИЯ № 48.Философия прагматизма .................................... 111

ЛЕКЦИЯ № 49.Герменевтика

как философское направление ......................................................... 113

ЛЕКЦИЯ № 50.Сциентизм и антисциентизм ............................. 115

ЛЕКЦИЯ № 51.Человек в «философии жизни» .......................... 117

ЛЕКЦИЯ № 52.Учения психоанализа и неофрейдизма. . . 119

ЛЕКЦИЯ № 53.Проблема свободы в экзистенциализме. . 121

ЛЕКЦИЯ № 54.Значение творчества

М. В. Ломоносова для русской философии .................................. 123

ЛЕКЦИЯ № 55.Философские дискуссии западников

и славянофилов ..................................................................................... 125

ЛЕКЦИЯ № 56.Философские идеи

Ф. Достоевского и Л. Толстого ......................................................... 127

ЛЕКЦИЯ № 57.Философская система В. Соловьева ............... 129

ЛЕКЦИЯ № 58.Русский космизм ................................................... 131

ЛЕКЦИЯ № 59.Диалектика. Структура диалектики ............... 133

ЛЕКЦИЯ № 60.Особенности философской

и религиозной картин мира ............................................................... 136

ЛЕКЦИЯ № 61.Понятие культуры в философии ...................... 139

ЛЕКЦИЯ № 62.Этапы исторического

развития этических представлений ................................................ 145

ЛЕКЦИЯ № 63. Эволюция эстетических идей ........................... 147

ЛЕКЦИЯ № 64.Категориальный аппарат

эстетической теории ........................................................................... 149

ЛЕКЦИЯ № 65.Практическая сфера

реализации эстетических представлений ..................................... 151

ЛЕКЦИЯ № 66.Этика ненасилия

и этика благоговения перед жизнью —

две современные концепции ............................................................. 153

Наши рекомендации