Две современные концепции
Этика ненасилиявозникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес существующей и господствующей тенденции. При этом возникающее этическое течение всегда ищет и находит опору в традиции, в идеалах предыдущих эпох. Таким идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия — универсальный, основополагающий моральный закон.
Этика ненасилия обосновывает принципы и методы решения проблем и конфликтов, исключающих применение насилия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия— это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе.
Значительная роль в разработке принципов этики ненасилия принадлежит Л. Толстому. Он писал, что призние необходимости противления злу насилием значит оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, властолюбия, трусости, злости. Насилие не есть средство разрешения конфликтов и противоречий: оно ничего не создает, а только разрушает.
Этика благоговения перед жизнью — направление, которое возникло в XX в. и связано с именем величайшего гуманиста современности — Альберта Швейцера (1875—1965).
Основной принципэтической концепции А. Швейцера — благоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих. Духовная жизнь, по мнению А. Швейцера, идет нам навстречу в природном бытии, благоговение перед жизнью относится и к природным, и к духовным явлениям, преклонение перед естественной жизнью неизбежно влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.
Объектом нравственного отношения для А. Швейцера становится любая жизнь — человека, природы, животного мира, ми-
кроорганизмов. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни.
А. Швейцер подчеркивал религиозный характер своего мировоззрения, усматривая явно положительные результаты взаимодействия и взаимопроникновения христианской нравственности и рационалистического способа осмысления мира.
Развивая свою идею альтруизма, А. Швейцер выступает как строгий рационалист с одной стороны, и как тонкий психолог — с другой. Одной из основополагающих является мысль о самоотречении как средстве творческой добродеятельности. Самоотречение в понимании А. Швейцера не обесценивает человека как личность, не обкрадывает его духовно, но позволяет ему освободиться от эгоизма, предвзятости и излишнего субъективизма в оценке чужих поступков, от стремления судить и осуждать других, платить за зло злом, мстить и т. п.
А. Швейцер толкует прощение как средство недопущения зла в человеческую душу. Он позволяет себе пренебречь злом и тем самым как бы отменяет, даже исключает зло.
А. Швейцер постоянно смешивает привычные акценты. Он переводит наше внимание со зла на добро и фиксирует в нашем сознании последнее. Он не осуждает бездействие, но активно поддерживает всякое действие, направленное на сохранение жизни. Он вообще никого ни за что не осуждает.
Содержание
ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет философии
и ее место в системе научного знания ................................................ 3
ЛЕКЦИЯ № 2.Что такое философия ................................................. 5
ЛЕКЦИЯ № 3.Философия
как теоретическое ядро мировоззрения ............................................. 7
ЛЕКЦИЯ № 4.Структура философского знания ........................... 9
ЛЕКЦИЯ № 5.Бытие как всеохватывающая реальность . . . 11
ЛЕКЦИЯ № 6.Познание.
Основные точки зрения на процесс познания ................................ 14
ЛЕКЦИЯ № 7.Виды познания .......................................................... 16
ЛЕКЦИЯ № 8.Субъект и объект познания ................................... 18
ЛЕКЦИЯ № 9.Общие представления о духе ................................ 21
ЛЕКЦИЯ № 10.Материя .................................................................... 23
ЛЕКЦИЯ № 11.Сознание ................................................................... 25
ЛЕКЦИЯ № 12.Движение .................................................................. 27
ЛЕКЦИЯ № 13.Пространство и время ........................................... 29
ЛЕКЦИЯ № 14.Общие понятия о человеке .................................. 31
ЛЕКЦИЯ № 15.Человек в мире природы ...................................... 33
ЛЕКЦИЯ № 16.Понятие общества .................................................. 35
ЛЕКЦИЯ №17.Социальная структура общества ....................... 37
ЛЕКЦИЯ № 18.Гражданское общество ........................................ 39
ЛЕКЦИЯ № 19.Человек и культура ................................................ 41
ЛЕКЦИЯ № 20.Массовая культура ............................................... 43
ЛЕКЦИЯ № 21.Типы цивилизаций ................................................. 45
ЛЕКЦИЯ № 22.Основные положения
эволюционной теории познания ........................................................ 47
ЛЕКЦИЯ №23.Отражение
как четвертое свойство материи ........................................................ 49
ЛЕКЦИЯ № 24.Истина как процесс ............................................... 51
ЛЕКЦИЯ №25.Критерии истины .................................................... 53
ЛЕКЦИЯ №26.Красота и ценность истины
(единство красоты, истины и добра) ................................................ 55
ЛЕКЦИЯ №27.Ложь ............................................................................ 57
ЛЕКЦИЯ №28.Заблуждение ............................................................ 59
ЛЕКЦИЯ №29.Ценность как категория ......................................... 61
ЛЕКЦИЯ №30.Решение проблемы
классификации ценностей в философии .......................................... 63
ЛЕКЦИЯ №31.Закон единства
и борьбы противоположностей ......................................................... 68
ЛЕКЦИЯ № 32.Взаимопереход количественных
и качественных изменений .................................................................. 70
ЛЕКЦИЯ № 33.Закон отрицания отрицания ............................... 72
ЛЕКЦИЯ № 34.Этапы истории философии ................................. 74
ЛЕКЦИЯ № 35.Дофилософские
(дорациональные) мировоззрения .................................................... 76
ЛЕКЦИЯ № 36.Философия
и культура Древнего Востока ............................................................ 78
ЛЕКЦИЯ № 37.Античная философия ............................................ 80
ЛЕКЦИЯ № 38.Средневековая философия .................................. 84
ЛЕКЦИЯ № 39.Философия Возрождения .................................... 86
ЛЕКЦИЯ №40.Философия Нового времени ................................. 92
ЛЕКЦИЯ №41.Монизм, дуализм,
плюрализм в философии XVII в.. ....................................................... 97
ЛЕКЦИЯ № 42.Философия эпохи Просвещения ........................ 99
ЛЕКЦИЯ № 43.Философия Канта ................................................ 101
ЛЕКЦИЯ № 44.Философия Гегеля ................................................ 103
ЛЕКЦИЯ № 45.Антропологический материализм
Фейербаха .............................................................................................. 105
ЛЕКЦИЯ № 46.Философская концепция марксизма ............... 107
ЛЕКЦИЯ №47. Философия позитивизма:
этапы развития ..................................................................................... 109
ЛЕКЦИЯ № 48.Философия прагматизма .................................... 111
ЛЕКЦИЯ № 49.Герменевтика
как философское направление ......................................................... 113
ЛЕКЦИЯ № 50.Сциентизм и антисциентизм ............................. 115
ЛЕКЦИЯ № 51.Человек в «философии жизни» .......................... 117
ЛЕКЦИЯ № 52.Учения психоанализа и неофрейдизма. . . 119
ЛЕКЦИЯ № 53.Проблема свободы в экзистенциализме. . 121
ЛЕКЦИЯ № 54.Значение творчества
М. В. Ломоносова для русской философии .................................. 123
ЛЕКЦИЯ № 55.Философские дискуссии западников
и славянофилов ..................................................................................... 125
ЛЕКЦИЯ № 56.Философские идеи
Ф. Достоевского и Л. Толстого ......................................................... 127
ЛЕКЦИЯ № 57.Философская система В. Соловьева ............... 129
ЛЕКЦИЯ № 58.Русский космизм ................................................... 131
ЛЕКЦИЯ № 59.Диалектика. Структура диалектики ............... 133
ЛЕКЦИЯ № 60.Особенности философской
и религиозной картин мира ............................................................... 136
ЛЕКЦИЯ № 61.Понятие культуры в философии ...................... 139
ЛЕКЦИЯ № 62.Этапы исторического
развития этических представлений ................................................ 145
ЛЕКЦИЯ № 63. Эволюция эстетических идей ........................... 147
ЛЕКЦИЯ № 64.Категориальный аппарат
эстетической теории ........................................................................... 149
ЛЕКЦИЯ № 65.Практическая сфера
реализации эстетических представлений ..................................... 151
ЛЕКЦИЯ № 66.Этика ненасилия
и этика благоговения перед жизнью —
две современные концепции ............................................................. 153