Л Е К Ц И Я № 39. Философия Возрождения
Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.)— переход от средневековья к Новому времени.
Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности— Бога; земная жизнь человека — подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.
В новых воззрениях — преемственность от средневековья и античности.
Возрождение античного наследия(Н. Кузанский, М. Фичино, Л. да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).
Вершина античной философии — неоплатонизм: единое благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Космос. В Средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец — Христос — Святой Дух — все сущее. Сдвиг в сторону субъекта — абсолютной личности. В эпоху Возрождения — еще шаг в эту сторону — к антропоцентризму: в центре мироздания — человек. Теоцентризмсохраняется. Но интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Но цельность философских систем интересует меньше, чем человек. Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековый неоплатонизм: от первого — эстетическое внимание к телесному, природному; от второго — понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм).
Человек — творец и художник — перенимает творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, совершенном единении его с духовным. Совершенство — это красота.
Эстетическое— доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение — через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы — объективного порядка зрительного восприятия).
Гуманизм— этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм— переворот в мировоззрении. Как проявление — противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос — благородство человека. Оно — в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд. Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.
Утилитаризм— цель жизни и добродетель — польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.
Ориентация гуманизма на свободомыслие, справедливое общество с республиканским строем. Реальных исторических перспектив не было.
Основные идеи эпохи Возрождения:
1. Антропоцентризм.
2. Гуманизм.
3. Творческая сущность человека.
4. Личностно-материальное понимание мира.
5. Эстетическое понимание действительности.
6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм, за религиозные реформы.
7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.
8. Пантеизм: Бог — природа; в центре — героическая лич
ность.
Данте Алигьери (1265—1321) — «Божественная комедия», статьи — итог средневековой культуры, синтез поэзии, философии, теологии. У человека — двоякая природа — смертная и бессмертная, двойное предназначение: земная добродетель и посмертное предназначение — по Божьей воле.
Два пути:
1) философские наставления (в гражданском обществе под водительством государя) — открыт благодаря человеческому разуму;
2) наставления духовные, превосходящие человеческий разум» — в вере под руководством церкви — открыт благодаря Духу Святому. У человека — свободная воля, определяющая его достоинство
и ответственность за содеянное.
Франческо Петрарка (1304—1374) —двойное предназначение человека, чья земная жизнь самоценна. Отказ от схоластики Аристотеля.
К. Салютати (1331—1406) — развитие и оформление гуманистической программы А. Данте и Ф. Петрарки. Жизнь дана Богом. Главное — воспитание нового человека, обладающего huma-nitas — способностью к добродетели, вырабатываемой упорным трудом в образовании и работой души в жизни. Главные науки — гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр которой — этика — путь к совершенству.
Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Д. Бруно (1370—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), М. Фичино (1433— 1499), Помпонацци (1462—1525), Пикодела Мирандолла (1463— 1494).
Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пытаются объединить наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зороастризм, герметизм — утверждение возможности магического воздействия на природу.
На более глубоком уровне — поиск метафизических оснований гуманизма.
Николай Кузанский (1401—1464).
Кардинал католической церкви. Его метод аналогичен математическому — состояние ученого незнания: осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи связаны с бесконечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом виде содержат весь мир, как микрокосм. Человек — микрокосм и на другом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей — действительных и возможных. Человек — для творчества.
Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром физических и смысловых связей мирового целого. После замены Н. Коперником (1473—1543) геоцентризма гелиоцентризмом все изменилось.
Джордано Бруно.
Идет дальше: Вселенная бесконечна со множеством солнц и планет вокруг них.
Центр — нигде и везде. Бесконечная Вселенная — порождение бесконечной мощи Бога. Формы жизни присущи всем природным вещам. Разумная жизнь — не только на Земле. Человек — конечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная безличная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее
человек должен быть занят творческим созиданием на основе познания. Цель — высшая ступень познания и совершенствования — самоотверженность и подвижничество — состояние героического энтузиазма. Возрождение в Италии завершается гимном разуму, способному без опоры на Откровение постигать бесконечную вселенную.
В Европе Возрождение было больше связано с идеями Нового времени.
Эразм Роттердамский (1469—1536) — противник философии аристотелевско-схоластического типа с ее логикой, метафизикой, физикой; сторонник сократовского мудрого понимания жизни. Философия возрождения — христианская мудрость в Евангелиях и «Деяниях апостолов». Для того чтобы вернуться к истокам, нужна религиозная реформа. Путь земной жизни самоценен, прост, указан Христом: искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда, свобода воли. Христианский гуманизм предварил идеи реформаторства.
Мартин Лютер (1483—1546) — вождь протестантизма, отвергавший основные догматы католицизма, но отрицавший свободу воли. Из-за этого — разрыв и полемика.
Под влиянием Э. Роттердамского, христианского гуманизма, идей и практики церковной реформации находились Томас Мор (1479—1555) — основатель утопического социализма; теоретики естественного права Ж. Боден (1530—1596), А. Альтрузий (1577— 1638), Г. Гроций (1583—1645), которые разделяли право Божественное и человеческое, вытекающее из природы человека и постигаемое человеческим разумом, выступающим в многообразных исторически обусловленных формах.
Государство — может требовать от подданных лишь признания общих религиозных идей. Это — естественная религия, постигаемая естественным разумом без вмешательства откровения.
Завершает эпоху Возрождения переход к новой философии — Фрэнсис Бэкон (1561—1626), «Новая Атлантида» — познание природы и использование знания как основы социального благополучия. Возрождать — не учения античной философии, а дух поиска (как у досократиков) и естественный разум, проницательность, очищая от заблуждений, опираясь на эксперимент и индуктивный метод (от частного к общему), которые способны дать полную и полезную картину мира. Философия в широком смысле — система всех опытно-рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека (памяти соответствует история,
воображению — поэзия). Философия в узком смысле — учение о видах знания и их соотношении, о методе (органоне) познания. Религия и философия отличаются. Религия покоится на сверхъестественном откровении, строится на авторитете; философия — на данных органах чувств, ее основы обсуждаемы и проверяемы. Поскольку устанавливаемая познанием связь природных явлений указывает на существование Бога, возможна естественная теология, соответствующая естественной религии.
Мишель Монтень (1533—1592) «Опыты».Религия — общественное установление для организации жизни народа, а не постигаемая разумом истина. Постижение мира относительно. Сомнительна естественная теология. Наши знания, скорее, знания о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе. Знание о незнании — ученое незнание — стимул к сомнению во всех утверждениях, к поиску истины. Истина — процесс. Есть положения с высокой степенью вероятности (человек — не центр мира). Эпоха Возрождения открыла путь автономной философии, опирающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей знания о природе, самоценность жизни, естественные право и мораль, религию.
Утопия(от греч. «topos» — «место») — место, которого нет; по другой версии — благословенная страна: идеальный общественный строй. Происхождение от книги Т. Мора «Утопия» (1516 г.).
Понятие «утопия» — нарицательное. В узком смысле — для описаний вымышленной страны с образцовым общественным строем; в широком — для нереальных планов социальных преобразований.
В истории утопии — своеобразная форма общественного сознания, воплощение социального идеала, критика существующего строя, попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения утопия имела форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в XVII—XVIII вв. были распространены утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины XIX в. утопия превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященный проблеме социального идеала и моральных ценностей.
Томас Мор (1478—1535) — английский гуманист, государственный деятель, писатель, основоположник утопического социализма, друг Э. Роттердамского. Наибольшую известность принес Т. Мору его диалог «Утопия» (1516 г.) — описание идеального строя фантастического острова Утопия: впервые в истории было показано общество, где:
1) ликвидированы частная и личная собственность, введено равенство потребления (как в ранних христианских общинах), обобществлены производство и быт;
2) труд — обязанность всех граждан, распределение — по потребности, рабочий день — 6 ч; наиболее тяжелые работы выполняют преступники;
3) политический строй основан на выборности и старшинстве. Семья — ячейка коммунистического быта, организованная не столько на родственных, сколько на производственных началах.
Т. Мор не мыслил революционного пути осуществления идеала, был противником народных движений как разрушительного начала и анархии.
Написана по-латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов; в XVI в. переведена на европейские языки.
Томмазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ, поэт, политик; «Город Солнца» (1602 г.) — в форме рассказа мореплавателя.
Эта утопия — программа всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной общине упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд — почетен и равно обязателен для всех, рабочий день — 4 ч: благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание — науке («магическому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию, руководство общиной — в руках учено-жреческой касты. Осуществление программы Т. Кампанелла возлагал на европейских государей и Римского Папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного по его идеалам католицизма.
Влияние на реформаторов последующих столетий: Т. Мюнцер, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье Морелли, Г. Бабеф, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский.