Л Е К Ц И Я № 39. Философия Возрождения

Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.)— переход от средневеко­вья к Новому времени.

Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности— Бога; земная жизнь человека — подготовка к загроб­ной под руководством церкви. Переход к городскому образу жиз­ни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.

В новых воззрениях — преемственность от средневековья и античности.

Возрождение античного наследия(Н. Кузанский, М. Фичино, Л. да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).

Вершина античной философии — неоплатонизм: единое бла­го — Мировой Ум — Мировая Душа — Космос. В Средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец — Христос — Святой Дух — все сущее. Сдвиг в сторону субъекта — абсолютной личности. В эпоху Возрождения — еще шаг в эту сторону — к ант­ропоцентризму: в центре мироздания — человек. Теоцентризмсох­раняется. Но интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Но цельность философских сис­тем интересует меньше, чем человек. Философы эпохи Возрожде­ния максимально использовали античный и средневековый нео­платонизм: от первого — эстетическое внимание к телесному, природному; от второго — понимание человека как одухотворен­ной личности (антропологический неоплатонизм).

Человек — творец и художник — перенимает творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, совершенном единении его с духовным. Совершенство — это красота.

Эстетическое— доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение — через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы — объектив­ного порядка зрительного восприятия).

Гуманизм— этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Ан­тропоцентризм— переворот в мировоззрении. Как проявление — противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос — благо­родство человека. Оно — в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совер­шенства через науку, искусство, труд. Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.

Утилитаризм— цель жизни и добродетель — польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.

Ориентация гуманизма на свободомыслие, справедливое об­щество с республиканским строем. Реальных исторических перс­пектив не было.

Основные идеи эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм.

2. Гуманизм.

3. Творческая сущность человека.

4. Личностно-материальное понимание мира.

5. Эстетическое понимание действительности.

6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм, за рели­гиозные реформы.

7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.

8. Пантеизм: Бог — природа; в центре — героическая лич­
ность.

Данте Алигьери (1265—1321) — «Божественная комедия», статьи — итог средневековой культуры, синтез поэзии, филосо­фии, теологии. У человека — двоякая природа — смертная и бес­смертная, двойное предназначение: земная добродетель и по­смертное предназначение — по Божьей воле.

Два пути:

1) философские наставления (в гражданском обществе под води­тельством государя) — открыт благодаря человеческому разуму;

2) наставления духовные, превосходящие человеческий ра­зум» — в вере под руководством церкви — открыт благодаря Духу Святому. У человека — свободная воля, определяющая его достоинство

и ответственность за содеянное.

Франческо Петрарка (1304—1374) —двойное предназначение человека, чья земная жизнь самоценна. Отказ от схоластики Аристотеля.

К. Салютати (1331—1406) — развитие и оформление гумани­стической программы А. Данте и Ф. Петрарки. Жизнь дана Бо­гом. Главное — воспитание нового человека, обладающего huma-nitas — способностью к добродетели, вырабатываемой упорным трудом в образовании и работой души в жизни. Главные науки — гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр кото­рой — этика — путь к совершенству.

Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Д. Бруно (1370—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), М. Фичино (1433— 1499), Помпонацци (1462—1525), Пикодела Мирандолла (1463— 1494).

Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пы­таются объединить наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зо­роастризм, герметизм — утверждение возможности магического воздействия на природу.

На более глубоком уровне — поиск метафизических основа­ний гуманизма.

Николай Кузанский (1401—1464).

Кардинал католической церкви. Его метод аналогичен матема­тическому — состояние ученого незнания: осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и беско­нечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи связаны с беско­нечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом виде со­держат весь мир, как микрокосм. Человек — микрокосм и на дру­гом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей — действительных и возможных. Человек — для творчества.

Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром фи­зических и смысловых связей мирового целого. После замены Н. Коперником (1473—1543) геоцентризма гелиоцентризмом все изменилось.

Джордано Бруно.

Идет дальше: Вселенная бесконечна со множеством солнц и планет вокруг них.

Центр — нигде и везде. Бесконечная Вселенная — порождение бесконечной мощи Бога. Формы жизни присущи всем природ­ным вещам. Разумная жизнь — не только на Земле. Человек — ко­нечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная без­личная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее

человек должен быть занят творческим созиданием на основе познания. Цель — высшая ступень познания и совершенствова­ния — самоотверженность и подвижничество — состояние герои­ческого энтузиазма. Возрождение в Италии завершается гимном разуму, способному без опоры на Откровение постигать беско­нечную вселенную.

В Европе Возрождение было больше связано с идеями Нового времени.

Эразм Роттердамский (1469—1536) — противник философии аристотелевско-схоластического типа с ее логикой, метафизи­кой, физикой; сторонник сократовского мудрого понимания жизни. Философия возрождения — христианская мудрость в Евангелиях и «Деяниях апостолов». Для того чтобы вернуться к истокам, нужна религиозная реформа. Путь земной жизни самоценен, прост, указан Христом: искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда, свобода воли. Христиан­ский гуманизм предварил идеи реформаторства.

Мартин Лютер (1483—1546) — вождь протестантизма, отвер­гавший основные догматы католицизма, но отрицавший свободу воли. Из-за этого — разрыв и полемика.

Под влиянием Э. Роттердамского, христианского гуманизма, идей и практики церковной реформации находились Томас Мор (1479—1555) — основатель утопического социализма; теоретики естественного права Ж. Боден (1530—1596), А. Альтрузий (1577— 1638), Г. Гроций (1583—1645), которые разделяли право Боже­ственное и человеческое, вытекающее из природы человека и по­стигаемое человеческим разумом, выступающим в многообразных исторически обусловленных формах.

Государство — может требовать от подданных лишь призна­ния общих религиозных идей. Это — естественная религия, по­стигаемая естественным разумом без вмешательства откровения.

Завершает эпоху Возрождения переход к новой философии — Фрэнсис Бэкон (1561—1626), «Новая Атлантида» — познание при­роды и использование знания как основы социального благополу­чия. Возрождать — не учения античной философии, а дух поиска (как у досократиков) и естественный разум, проницательность, очищая от заблуждений, опираясь на эксперимент и индуктив­ный метод (от частного к общему), которые способны дать пол­ную и полезную картину мира. Философия в широком смысле — система всех опытно-рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека (памяти соответствует история,

воображению — поэзия). Философия в узком смысле — учение о видах знания и их соотношении, о методе (органоне) познания. Религия и философия отличаются. Религия покоится на сверхъе­стественном откровении, строится на авторитете; философия — на данных органах чувств, ее основы обсуждаемы и проверяемы. Поскольку устанавливаемая познанием связь природных явле­ний указывает на существование Бога, возможна естественная теология, соответствующая естественной религии.

Мишель Монтень (1533—1592) «Опыты».Религия — обще­ственное установление для организации жизни народа, а не по­стигаемая разумом истина. Постижение мира относительно. Сомнительна естественная теология. Наши знания, скорее, зна­ния о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе. Зна­ние о незнании — ученое незнание — стимул к сомнению во всех утверждениях, к поиску истины. Истина — процесс. Есть положе­ния с высокой степенью вероятности (человек — не центр мира). Эпоха Возрождения открыла путь автономной философии, опи­рающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей зна­ния о природе, самоценность жизни, естественные право и мо­раль, религию.

Утопия(от греч. «topos» — «место») — место, которого нет; по другой версии — благословенная страна: идеальный обществен­ный строй. Происхождение от книги Т. Мора «Утопия» (1516 г.).

Понятие «утопия» — нарицательное. В узком смысле — для описаний вымышленной страны с образцовым общественным строем; в широком — для нереальных планов социальных преоб­разований.

В истории утопии — своеобразная форма общественного соз­нания, воплощение социального идеала, критика существующего строя, попытки предвосхитить будущее общества. Первоначаль­но утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения уто­пия имела форму описания совершенных государств, якобы су­ществующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в XVII—XVIII вв. были распространены утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины XIX в. утопия превращается в специфический жанр полемической лите­ратуры, посвященный проблеме социального идеала и мораль­ных ценностей.

Томас Мор (1478—1535) — английский гуманист, государ­ственный деятель, писатель, основоположник утопического со­циализма, друг Э. Роттердамского. Наибольшую известность принес Т. Мору его диалог «Утопия» (1516 г.) — описание идеаль­ного строя фантастического острова Утопия: впервые в истории было показано общество, где:

1) ликвидированы частная и личная собственность, введено равенство потребления (как в ранних христианских общинах), обобществлены производство и быт;

2) труд — обязанность всех граждан, распределение — по по­требности, рабочий день — 6 ч; наиболее тяжелые работы вы­полняют преступники;

3) политический строй основан на выборности и старшин­стве. Семья — ячейка коммунистического быта, организован­ная не столько на родственных, сколько на производственных началах.

Т. Мор не мыслил революционного пути осуществления иде­ала, был противником народных движений как разрушительного начала и анархии.

Написана по-латыни в расчете на ученых-гуманистов и прос­вещенных монархов; в XVI в. переведена на европейские языки.

Томмазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ, поэт, политик; «Город Солнца» (1602 г.) — в форме рассказа мо­реплавателя.

Эта утопия — программа всеобщего социального преобразо­вания на основе общности имущества в рамках всемирной тео­кратической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной об­щине упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд — почетен и равно обязателен для всех, рабо­чий день — 4 ч: благодаря высокой производительности и облег­чению труда машинами; огромное внимание — науке («магиче­скому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию, руководство общиной — в руках учено-жреческой касты. Осу­ществление программы Т. Кампанелла возлагал на европейских государей и Римского Папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного по его идеалам католи­цизма.

Влияние на реформаторов последующих столетий: Т. Мюнцер, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье Морелли, Г. Бабеф, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский.

Наши рекомендации