Классификация мировоззрений
В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей:
- Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество – главный элемент мифологического типа мировоззрения.
- Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Но, если мифологический тип более гибкий и позволяет проявление различных видов поведения (лишь бы не прогневать богов), то у религиозного есть целая нравственная система. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения (иначе – адское пламя не дремлет) держит общество в ежовых рукавицах, но зато объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда – разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.
- Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент – стремление к познанию. Эмоции и чувства (как в мифологическом типе) отходят на задний план и рассматриваются в контексте все того же интеллекта.
Существует и более подробная классификация типов мировоззрения, основанная на установках взглядов на мир.
- Космоцентризм (античный тип мировоззрения, заключается во взгляде на мир как на упорядоченную систему, где человек ни на что не влияет).
- Теоцентризм (средневековый тип мировоззрения: Бог в центре, и он влияет на все явления, процессы и объекты; такой же фаталистический тип, как и космоцентризм).
- Антропоцентризм (после эпохи Ренессанса человек становится центром мировоззрения в философии).
- Эгоцентризм (более развитый вид антропоцентризма: в центре внимания уже не просто человек как биологическое существо, а каждая отдельная личность; здесь заметно влияние психологии, которая начала активно развиваться в Новое Время).
- Эксцентризм (не путать с эксцентризмом в психологии; современный вид мировоззрения, в основе которого лежит материализм, а также отдельные идеи всех предыдущих типов; при этом рациональное начало уже находится вне человека, скорее – в обществе, которое становится в центре мировоззрения.
При изучении такого понятия как мировоззрение, нельзя не коснуться такого термина как менталитет.
Менталитет с латыни дословно переводится как «душа других». Это отдельный элемент мировоззрения, который означает совокупность образа мысли, идей и нравов отдельного человека или социальной группы. По сути – это разновидность мировоззрения, его частное проявление.
В наше время менталитет чаще всего рассматривается как характеристика мировоззрений отдельной социальной группы, этноса, нации или народа. Анекдоты про русских, американцев, чукчей, англичан основаны именно на идеи менталитета. Главная особенность менталитета в этом понимании – передача мировоззренческих идей из поколения в поколение как на социальном уровне, так и на генетическом.
При изучении мировоззрения как вида восприятия мира в дальнейшем обязательно следует исследовать такие проявления как вера и убеждения.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
5.
Мироощущение (термин этнологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.
Позитивное мироощущение
Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.
Негативное мироощущение
Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.
Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах. целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.
Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.
Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.
Существует трехуровневая структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников.
Сложность нынешнего этапа развития философских исследований я вижу в том, что объем информации, циркулирующей в сообществе, огромен. Это приводит к тому, что у людей остается очень мало времени и сил на то, чтобы знакомиться с новинками.
Долгое время проблема "сознания" и проблема "тела" рассматривались в отрыве друг от друга. Телесность в духовных традициях часто носит негативный статус: плоть предлагается умерщвлять, а иногда истязать.
Телесность человека — это бесценный дар, потому что она представляет собой тот инструмент, используя который наш Создатель имеет возможность узнавать-познавать-проживать плоды своего творения.
Одну из его важнейших особенностей усматривают в возможности переживать происходящее в другом как во-мне-самом-совершающееся, то есть как часть собственных внутренних процессов. О том, что такое мировосприятие возможно, свидетельствуют данные изучения австралийских аборигенов, которые способны узнавать о том, что из соседней деревни возвращается жена, в собственном теле ощутив, как ремни, на которых она несет ребенка, впиваются в плечи, или что в гости идет старик-отец, почувствовав, как ноют его старые раны. Многие представители животного мира демонстрируют возможности таких форм восприятия, которые человек, опираясь на современную картину мира, склонен считать экстрасенсорными (например, электрическое чувство угря и чувство боковой линии рыб). На самом деле они вполне обыденны, просто задействуют механизмы, не актуализируемые современным человеком в его схемах восприятия. Телепатия, рассмотренная в этом ключе, будет представлять собой вполне нормальное явление, имеющее в своей основе естественные и совершенно рациональные механизмы.
Между миром и нашим опытом этого мира, миропознанием, существует неустранимое различие. Когда мы говорим: " Это - истина мы думаем, что это на самом деле так, однако, в действительности, это лишь наше представление об истине, такое же далекое от нее, как наши мысли от нас. Ибо, когда нам в голову приходит какая-либо мысль, мы сразу же персонализируем ее.
6. Философия как тип мировоззрения.
Философия возникает, проходит свое становление и формирование как рефлексивная способность, то есть как способность не только к познанию мира, но и к самопознанию. Она появляется, "когда из жизни людей исчезает сила объединения и противоположности утрачивают свои жизненные связи и взаимодействия, приобретая статус самостоятельности", когда в мире появляются проблемы, не имеющие аналогов решения; когда общество представляет индивиду определенную меру свободы остановиться, оглянуться, чтобы уяснить, что есть мир и каково место индивида в этом мире.
Является ли философия мировоззрением в том значении, в каком им являются миф и религия? И да и нет. Философия, вне всякого сомнения, выполняет мировоззренческую функцию, но она не приходит на смену господствующему типу мировоззрения, не замещает его. Ведь для определенных эпох общественной и культурной истории характерны и определенные типы мировоззрения: миф - это древность, "инкубационный период" человечества, религия - это его детство и юность. Утверждать, что существовала историческая эпоха, когда господствующим мировоззрением была философия, нет никаких оснований. Философия возникла в эпоху античности как попытка осмыслить и оценить мифологический тип мировоззрения. Именно эту особенность философии имел в виду Гегель, когда говорил, что "сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек".
Философия не открывает нам мир, не дает положительных знаний о нем. Она появляется в качестве инстанции разума, призванной проследить и откорректировать процесс познания мира и самопознания человечества. То, что она возникла в эпоху античности, объясняется необходимостью пересмотра оснований мифа, который неспособен к самостоятельной коррекции: в нем отсутствует "челночное" движение мысли от познания предмета к познанию самого акта мышления. Подобная работа мышления, называемая рефлексией, необходима для того, чтобы понять сущность сознания, отличающего человека от животного.
Элементарная саморефлексия присуща каждому человеку и проявляется тогда, когда он подвергает разбору свои поступки и мысли. Но эта работа мышления проходит в ограниченном пространстве, опирается на скудный опыт индивида и не может привести к широким обобщениям и выработке целостной картины мира. Рефлексия же, как работа мысли над основаниями социального опыта и общественных форм сознания, занятие серьезное и именно она составляет главную задачу и главный инструмент философского познания.
Таким образом, причиной появления философии общества можно считать сомнения в том, что существующие знания и господствующие культурные ценности способны выполнить роль мировоззренческого ориентира. Философия в первую очередь подвергает критике основания, на которых надстраивается духовная жизнь и практическая деятельность людей. В философии присутствуют такие компоненты мировоззрения, как самосознание, ценностные установки, руководящие идеалы и основополагающие принципы. Но в ней нет положительных знаний о мире и самом человеке. Она их не вырабатывает, не создает и не отыскивает, а получает в готовом виде. В этом её отличие от мифа и религии; науки и искусства; права, морали и политики.
Поскольку философия опирается на разум как центральную познавательную, критическую и оценочную инстанцию, есть соблазн отнести её к разряду научного познания. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что философия не обладает многими необходимыми признаками науки. Она, как уже говорилось выше, самостоятельно не вырабатывает положительные знания, а лишь анализирует готовое знание, обнаруживая удивление и сомнение.
Результат научного знания - объективная истина, облаченная в форму строгих и точных понятий и законов. Плод философской рефлексии (оценки) - своеобразный приговор, который она выносит формам практического опыта и научного знания: подходят или не подходят они для человека. Наука говорит нам: "Мир такой-то и такой-то". Философия пытается ответить на вопрос: "Стоит ли жить в таком мире или нет?" и "Если стоит, то как?"
Научное знание может быть обосновано или опровергнуто с помощью опытной проверки, а размышления философов зачастую не имеют к реальным и конкретным вещам никакого отношения, а потому их невозможно проверить. Философия отличается от науки и тем, что её не интересует какой-то определенный срез или фрагмент действительности, законы которого она хотела бы открыть и сформулировать. Объект философии - предельные основания бытия и мышления, то есть системообразующие принципы, ценности, установки, идеи, определяющие человеческую деятельность как на уровне общества, так и на уровне индивида. Эти предельные основания философия использует для того, чтобы объединить разрозненный материал научного, мифологического, религиозного, эстетического и другого опыта и знания в единую и непротиворечивую модель, выработать синтетическую картину мира.
В отличие от науки, философия есть максимально обобщенное знание. Единственное, что роднит философию с наукой - это её вера во всепроникающую силу человеческого разума, а также то, что она в своих построениях опирается, как правило, на строгую аргументацию в обосновании выдвинутых тезисов.
Таким образом, философия и наука обеспечивают разное видение мира, ориентированы на разные типы познания. Философия тяготеет к общему, а наука - к единичному.
В некоторых аспектах философия близка искусству, однако из этого не следует, что их можно отождествлять. Попытки такого рода были в истории философии, они не прекратились и по сию пору. Не отождествляя философию и искусство, немецкая классика высоко оценивала познавательные возможности последнего, утверждая, что искусство в состоянии выразить абсолютную истину в чувственно-образной форме. Искусство как художественно-образное воспроизведение действительности очень напоминает философию. Создаваемые в границах искусства картины объективного и субъективного мира характеризуются такой же полнотой, всесторонностью и предельной обобщенностью, что и в философской гносеологии. Однако, если ученый и философ мыслят понятиями и категориями, то художник оперирует образами, в которых мысли, чувства, представления воплощаются в конкретно-чувственной форме.
Возможности искусства в воспроизведении действительности гораздо богаче, чем возможности науки, ибо художник не ограничивает себя строгими рамками рационального мышления и канонами какой-либо парадигмы. Оно несет большую познавательную нагрузку, вырабатывает социально значимые идеалы, воспитывает людей с учетом тех или иных эстетических, этических и идеологических ценностей, критикует устаревшие социальные институты и отношения, приближаясь по своей значимости к философии. Но между философией и искусством пролегает разделительная линия, которую не удается убрать никому: искусство не обладает важнейшим признаком философского сознания - способностью к рефлексии, хотя и дарит философии язык метафоры, расширяющей поле сомнения, удивления и страдания. И то, и другое, и третье выступают неотъемлемыми атрибутами философии, её "визитной карточкой". В отличие от мифологии и религии, в философском мировоззрении, в качестве субъекта, выступает и общество и человек, а в качестве объекта бытие мира, включая и бытие человека.