Классификация мировоззрений

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей:

  1. Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество – главный элемент мифологического типа мировоззрения.
  2. Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Но, если мифологический тип более гибкий и позволяет проявление различных видов поведения (лишь бы не прогневать богов), то у религиозного есть целая нравственная система. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения (иначе – адское пламя не дремлет) держит общество в ежовых рукавицах, но зато объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда – разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.
  3. Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент – стремление к познанию. Эмоции и чувства (как в мифологическом типе) отходят на задний план и рассматриваются в контексте все того же интеллекта.

Существует и более подробная классификация типов мировоззрения, основанная на установках взглядов на мир.

  1. Космоцентризм (античный тип мировоззрения, заключается во взгляде на мир как на упорядоченную систему, где человек ни на что не влияет).
  2. Теоцентризм (средневековый тип мировоззрения: Бог в центре, и он влияет на все явления, процессы и объекты; такой же фаталистический тип, как и космоцентризм).
  3. Антропоцентризм (после эпохи Ренессанса человек становится центром мировоззрения в философии).
  4. Эгоцентризм (более развитый вид антропоцентризма: в центре внимания уже не просто человек как биологическое существо, а каждая отдельная личность; здесь заметно влияние психологии, которая начала активно развиваться в Новое Время).
  5. Эксцентризм (не путать с эксцентризмом в психологии; современный вид мировоззрения, в основе которого лежит материализм, а также отдельные идеи всех предыдущих типов; при этом рациональное начало уже находится вне человека, скорее – в обществе, которое становится в центре мировоззрения.

При изучении такого понятия как мировоззрение, нельзя не коснуться такого термина как менталитет.

Менталитет с латыни дословно переводится как «душа других». Это отдельный элемент мировоззрения, который означает совокупность образа мысли, идей и нравов отдельного человека или социальной группы. По сути – это разновидность мировоззрения, его частное проявление.

В наше время менталитет чаще всего рассматривается как характеристика мировоззрений отдельной социальной группы, этноса, нации или народа. Анекдоты про русских, американцев, чукчей, англичан основаны именно на идеи менталитета. Главная особенность менталитета в этом понимании – передача мировоззренческих идей из поколения в поколение как на социальном уровне, так и на генетическом.

При изучении мировоззрения как вида восприятия мира в дальнейшем обязательно следует исследовать такие проявления как вера и убеждения.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

5.
Мироощущение (термин этнологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Позитивное мироощущение

Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.

Негативное мироощущение

Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.

Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах. целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.

Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.

Существует трехуровневая структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников.

Сложность нынешнего этапа развития философских исследований я вижу в том, что объем информации, циркулирующей в сообществе, огромен. Это приводит к тому, что у людей остается очень мало времени и сил на то, чтобы знакомиться с новинками.

Долгое время проблема "сознания" и проблема "тела" рассматривались в отрыве друг от друга. Телесность в духовных традициях часто носит негативный статус: плоть предлагается умерщвлять, а иногда истязать.

Телесность человека — это бесценный дар, потому что она представляет собой тот инструмент, используя который наш Создатель имеет возможность узнавать-познавать-проживать плоды своего творения.

Одну из его важнейших особенностей усматривают в возможности переживать происходящее в другом как во-мне-самом-совершающееся, то есть как часть собственных внутренних процессов. О том, что такое мировосприятие возможно, свидетельствуют данные изучения австралийских аборигенов, которые способны узнавать о том, что из соседней деревни возвращается жена, в собственном теле ощутив, как ремни, на которых она несет ребенка, впиваются в плечи, или что в гости идет старик-отец, почувствовав, как ноют его старые раны. Многие представители животного мира демонстрируют возможности таких форм восприятия, которые человек, опираясь на современную картину мира, склонен считать экстрасенсорными (например, электрическое чувство угря и чувство боковой линии рыб). На самом деле они вполне обыденны, просто задействуют механизмы, не актуализируемые современным человеком в его схемах восприятия. Телепатия, рассмотренная в этом ключе, будет представлять собой вполне нормальное явление, имеющее в своей основе естественные и совершенно рациональные механизмы.

Между миром и нашим опытом этого мира, миропознанием, существует неустранимое различие. Когда мы говорим: " Это - истина мы думаем, что это на самом деле так, однако, в действительности, это лишь наше представление об истине, такое же далекое от нее, как наши мысли от нас. Ибо, когда нам в голову приходит какая-либо мысль, мы сразу же персонализируем ее.

6. Философия как тип мировоззрения.

Философия возникает, проходит свое становление и формирование как рефлексивная способность, то есть как способность не только к познанию мира, но и к самопознанию. Она появляется, "когда из жизни людей исчезает сила объединения и противоположности утрачивают свои жизненные связи и взаимодействия, приобретая статус самостоятельности", когда в мире появляются проблемы, не имеющие аналогов решения; когда общество представляет индивиду определенную меру свободы остановиться, оглянуться, чтобы уяснить, что есть мир и каково место индивида в этом мире.
Является ли философия мировоззрением в том значении, в каком им являются миф и религия? И да и нет. Философия, вне всякого сомнения, выполняет мировоззренческую функцию, но она не приходит на смену господствующему типу мировоззрения, не замещает его. Ведь для определенных эпох общественной и культурной истории характерны и определенные типы мировоззрения: миф - это древность, "инкубационный период" человечества, религия - это его детство и юность. Утверждать, что существовала историческая эпоха, когда господствующим мировоззрением была философия, нет никаких оснований. Философия возникла в эпоху античности как попытка осмыслить и оценить мифологический тип мировоззрения. Именно эту особенность философии имел в виду Гегель, когда говорил, что "сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек".
Философия не открывает нам мир, не дает положительных знаний о нем. Она появляется в качестве инстанции разума, призванной проследить и откорректировать процесс познания мира и самопознания человечества. То, что она возникла в эпоху античности, объясняется необходимостью пересмотра оснований мифа, который неспособен к самостоятельной коррекции: в нем отсутствует "челночное" движение мысли от познания предмета к познанию самого акта мышления. Подобная работа мышления, называемая рефлексией, необходима для того, чтобы понять сущность сознания, отличающего человека от животного.
Элементарная саморефлексия присуща каждому человеку и проявляется тогда, когда он подвергает разбору свои поступки и мысли. Но эта работа мышления проходит в ограниченном пространстве, опирается на скудный опыт индивида и не может привести к широким обобщениям и выработке целостной картины мира. Рефлексия же, как работа мысли над основаниями социального опыта и общественных форм сознания, занятие серьезное и именно она составляет главную задачу и главный инструмент философского познания.
Таким образом, причиной появления философии общества можно считать сомнения в том, что существующие знания и господствующие культурные ценности способны выполнить роль мировоззренческого ориентира. Философия в первую очередь подвергает критике основания, на которых надстраивается духовная жизнь и практическая деятельность людей. В философии присутствуют такие компоненты мировоззрения, как самосознание, ценностные установки, руководящие идеалы и основополагающие принципы. Но в ней нет положительных знаний о мире и самом человеке. Она их не вырабатывает, не создает и не отыскивает, а получает в готовом виде. В этом её отличие от мифа и религии; науки и искусства; права, морали и политики.
Поскольку философия опирается на разум как центральную познавательную, критическую и оценочную инстанцию, есть соблазн отнести её к разряду научного познания. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что философия не обладает многими необходимыми признаками науки. Она, как уже говорилось выше, самостоятельно не вырабатывает положительные знания, а лишь анализирует готовое знание, обнаруживая удивление и сомнение.
Результат научного знания - объективная истина, облаченная в форму строгих и точных понятий и законов. Плод философской рефлексии (оценки) - своеобразный приговор, который она выносит формам практического опыта и научного знания: подходят или не подходят они для человека. Наука говорит нам: "Мир такой-то и такой-то". Философия пытается ответить на вопрос: "Стоит ли жить в таком мире или нет?" и "Если стоит, то как?"
Научное знание может быть обосновано или опровергнуто с помощью опытной проверки, а размышления философов зачастую не имеют к реальным и конкретным вещам никакого отношения, а потому их невозможно проверить. Философия отличается от науки и тем, что её не интересует какой-то определенный срез или фрагмент действительности, законы которого она хотела бы открыть и сформулировать. Объект философии - предельные основания бытия и мышления, то есть системообразующие принципы, ценности, установки, идеи, определяющие человеческую деятельность как на уровне общества, так и на уровне индивида. Эти предельные основания философия использует для того, чтобы объединить разрозненный материал научного, мифологического, религиозного, эстетического и другого опыта и знания в единую и непротиворечивую модель, выработать синтетическую картину мира.
В отличие от науки, философия есть максимально обобщенное знание. Единственное, что роднит философию с наукой - это её вера во всепроникающую силу человеческого разума, а также то, что она в своих построениях опирается, как правило, на строгую аргументацию в обосновании выдвинутых тезисов.
Таким образом, философия и наука обеспечивают разное видение мира, ориентированы на разные типы познания. Философия тяготеет к общему, а наука - к единичному.
В некоторых аспектах философия близка искусству, однако из этого не следует, что их можно отождествлять. Попытки такого рода были в истории философии, они не прекратились и по сию пору. Не отождествляя философию и искусство, немецкая классика высоко оценивала познавательные возможности последнего, утверждая, что искусство в состоянии выразить абсолютную истину в чувственно-образной форме. Искусство как художественно-образное воспроизведение действительности очень напоминает философию. Создаваемые в границах искусства картины объективного и субъективного мира характеризуются такой же полнотой, всесторонностью и предельной обобщенностью, что и в философской гносеологии. Однако, если ученый и философ мыслят понятиями и категориями, то художник оперирует образами, в которых мысли, чувства, представления воплощаются в конкретно-чувственной форме.
Возможности искусства в воспроизведении действительности гораздо богаче, чем возможности науки, ибо художник не ограничивает себя строгими рамками рационального мышления и канонами какой-либо парадигмы. Оно несет большую познавательную нагрузку, вырабатывает социально значимые идеалы, воспитывает людей с учетом тех или иных эстетических, этических и идеологических ценностей, критикует устаревшие социальные институты и отношения, приближаясь по своей значимости к философии. Но между философией и искусством пролегает разделительная линия, которую не удается убрать никому: искусство не обладает важнейшим признаком философского сознания - способностью к рефлексии, хотя и дарит философии язык метафоры, расширяющей поле сомнения, удивления и страдания. И то, и другое, и третье выступают неотъемлемыми атрибутами философии, её "визитной карточкой". В отличие от мифологии и религии, в философском мировоззрении, в качестве субъекта, выступает и общество и человек, а в качестве объекта бытие мира, включая и бытие человека.

Наши рекомендации