ЛЕКЦИЯ №8. Субъект и объект познания

Теория познания, или гносеология— это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отно­шение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание можно определить как сово­купность процессов, обеспечивающих человеку возможность по­лучать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение по­нятия «познание» устанавливалось чаще всего путем сопоставле­ния знания с мнением и верой. В XX в. познание тоже оказалось производным от знания, причем крен в сторону истинного, науч­ного знания усилился. Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений. Деятельность субъекта расчле­няется, как известно, на три основных типа: практическую, цен-ностно-ориентационную и познавательную. Необходимо сопо­ставить последний тип с двумя предыдущими. В отличие от практической познавательная деятельность есть духовная дея­тельность которая по себе не изменяет вещественно-субъектные, материальные системы, не преобразует природу и общество. В пределах же духовной деятельности в отличие от духовной цен-ностно-ориентационной деятельности познание дает информа­цию не о ценностях, а о сущностях; акт оценки, включенной в эту деятельность, есть осознание того, что те или другие явления мо­гут удовлетворять наши потребности и интересы. В отличие от этой деятельности познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкрет­но-чувственных и понятийных образов. Знание же — результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов зна­ния. Виды познания:обыденное, религиозное, мифологическое, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и др. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от способа отражения через способ познания к научному методу. Эта эволю­ция принимает во внимание средства элементарного отражения, которые в основном одинаковы у человека и животного и разли-




чаются по степени развития. Осознание человеком способа поз­нания добавляет к его структуре новые элементы: понятийный аппарат, систему общелогических приемов познания, категори­альный каркас познания и его регулятор в виде системы принци­пов и логики познания. Метод познания— это творческая лабора­тория субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания. Метод опреде­ляется природой объекта и уровнем его освоения. Выделяют об­щелогические приемы познания(анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование), методы чувственного познания(наблюдение, описание, измере­ние, эксперимент) и рационального(идеализация, формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, метод мысленного эксперимента, единства исторического и логического) уровней познания. Также существуют формы научного и вненаучного познания.

Явления или процессы, на которые направлена познаватель­ная активность людей, называют объектом познания.Тот, кто осу­ществляет познавательную деятельность, становится субъектом познания. Это могут быть индивид, группа, общество в целом. В истории философии сложилось несколько моделей гносеоло­гических отношений субъекта и объекта. Одна из первых принад­лежит древнегреческому мыслителю Демокриту. У него субъект фигурирует не как объект познания, а как его образ. Образ — тон­чайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвав­шись от тела, он обретает самостоятельность. Образы исходят от всех вещей, растений и живых существ вследствие их энергично­го движения и теплоты. Образ, достигая органов чувств, вызыва­ет соответствующие ощущения. Представители философии объек­тивного идеализма ссылались на «непосредственную данность» объекта в мысли субъекта. Чувственному миру, возникающему на время, исчезающему насовсем, древнегреческий философ Платон противопоставляет идеальный мир как действительный и реаль­ный. Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть между Бо­гом и миром, утверждает принцип «предустановленной гармо­нии» как логической взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Г. Гегель свое гно­сеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа тождества мышления и бытия, тождества логического и истори­ческого. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь

субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности. Объект же превращается в проявление, форму этой активности. Познание рассматривается как процесс конструиро­вания объекта усилиями человеческого ума, субъекта, вне рамок его чувствительной деятельности. Далеко не продвинулись пред­ставители философии материализма, рассматривавшие связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. При этом познание видится как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. А в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний, определения их достаточно­сти для решения конкретной проблемной ситуации. В отноше­нии между знанием и объектом как источником знания есть свои проблемы. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое зна­ние всегда интенционально, т. е. направлено на свой объект. Во­прос о соотношении образа и предмета, знания и реальности яв­ляется основным вопросом гносеологии. Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъекти­вен по восприятию, но объективен по содержанию. В истории философии сложились три варианта связи образа и объекта: об­раз есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); образ есть постижение разумом объективно суще­ствующих идей (объективный идеализм); образ есть субъектив­ное освоение объективной действительности, существующей не­зависимо от сознания субъекта (материализм). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональ­ные. По отношению к объекту делятся на информационные и проективные. Из этого следует, что познание— сложный процесс, включающий различные формы субъективного освоения объек­тивной действительности.

Наши рекомендации