Религиозно-философские представления Ф.М. Достоевского и его творчество. Личность и Бог

Введение

Огромное влияние на развитие нравственной философии в России оказало творчество Федора Михайловича Достоевского. Некоторые исследователи считают, что писатель не создал своей собственной, сколько-нибудь оригинальной философской системы, придерживаясь духовного учения русского православного старчества. Другие считают, что в его романах больше философии, чем в иных учебниках. Так или иначе, но глубокую философскую насыщенность произведений Достоевского не отрицает никто. Он испытывал сильнейшую потребность, вообще свойственную, по его мнению, русской душе – потребность размышления о «вековечных вопросах», о всеобщих вопросах бытия человека в мире, одним из которых является вопрос о смысле и ценности жизни. Философские воззрения Достоевского трудно интерпретировать, потому что они рассыпаны на тысячах страниц, и их далеко не всегда удаётся отождествить с позицией конкретных героев. Достоевский – не отстранённый повествователь, исследователь. Делом жизни он считал познание тайны человека, что невозможно без сопереживания. Достоевский страдает вместе со своими персонажами, вместе с незнакомыми людьми из газетных хроник, чьи драмы становились для него предметом размышлений. Он сопереживает, мучается сомнениями, зачастую, не имеет готовых ответов. Противоположные персонажи его романов порою выражают разные стороны мировоззрения самого автора, повторяя его сомнения, его «pro et contra».

Религиозно-философские представления Ф.М. Достоевского и его творчество. Личность и Бог.

Изучая литературу, мы в первую очередь испытываем мощное духовное воздействие философии писателя, его представлений о человеке, мироустройстве, о добре и зле в их разных обличьях и модификациях, его размышлений о настоящем и будущем человечества. В конечном итоге речь идет о мировоззрении художника.

Для Ф.М. Достоевского ─ это нравственность христианская, православная. Нет нужды доказывать, что Достоевский ─ христианский писатель и духовный потенциал его произведений определяется поисками у человека "образа и подобия божия", страстным разоблачением всего уводящего от Света, от Христа. Христианская мораль ─ это тот огонь в творениях гениального писателя, который греет доброе в человеке и обжигает злое.

Отсюда вытекает практический вывод в отношении анализа произведений Достоевского ─ без уяснения именно религиозных представлений писателя невозможно объективно оценивать его произведения.

Для самого Достоевского христианская (православная) мораль ─ основа его авторской позиции, контролирующей и оценивающей происходящее в произведении,

Ф.М. Достоевский верил в человека и человечество только потому, что он верил в БОГОчеловечество, в БОГОчеловека ─ в Христа и Церковь.

Герои Достоевского, как и он сам в публицистике и в «Дневнике писателя», очень часто и много говорят о Боге, однако необходимо с большой осторожностью относится к этим «прямым» высказываниям, у Достоевского прямые утверждения не являются основой понимания, они занимают ограниченное (не всегда значительное) место в общем наборе выразительных средств писателя. Все попытки понять смысл представлений Достоевского о Боге только из прямой речи его героев неплодотворны и проходят мимо сложнейшей духовной диалектики Достоевского, не допускающей однозначных и строгих ответов.

Особое место, которое занимает личность Христа в творчестве Достоевского не вызывает никаких сомнений. Практически все главные герои Достоевского проходят своеобразную проверку на искренность и глубину через их отношение к личности Иисуса. Вспомним характерный эпизод из романа «Преступление и наказание».

В сцене первой встречи Раскольникова и Порфирия Петровича последний внезапно задает странный вопрос, слабо связанный с контекстом беседы (вызванный упоминанием «Нового Иерусалима» Раскольниковым):

«— Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?

— Верую, — твердо ответил Раскольников <...>

— И-и-и в Бога веруете? Извините, что так любопытствую.

— Верую, — повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия.

— И-и в воскресение Лазаря веруете?

— Ве-верую. Зачем вам все это?

— Буквально веруете?

— Буквально.»

Самое главное здесь это «буквально», прозвучавшее в самом конце. «Буквально» — это в отношении реального человека Лазаря и реального человека Иисуса Христа, о которых говорят Евангелия. Словно предвидя дальнейшую судьбу Раскольникова (такое предвидение является обычным для героев Достоевского, которые из своего «метафизического» времени способны охватить все, что ожидает их самих и их alter ego в реально-событийном, эмпирическом времени), Порфирий Петрович проверяет насколько глубока вера в Бога у его «подследственного»; при этом он прекрасно понимает, что спасти Раскольникова может только конкретная вера в конкретного Христа и конкретного Лазаря, воскресшего после смерти, абстрактная вера в Бога-творца и Бога-судию этого сделать не может.

Предсказания и интерпретации библейских текстов Достоевский вводит в свои произведения для того, чтобы предупредить человечество: оно стоит на пороге глобальной катастрофы, Страшного суда, конца света, и виной этому культ насилия и наживы. Необходимо и возможно, считает Достоевский, исцеление от зла.

Говоря о религиозных убеждениях Достоевского, нельзя не рассмотреть вопроса об отношении его к христианской идее бессмертия человека, т.к. она является основополагающей, наполненной высшего смысла почти во всех его главных произведениях - "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы" и т.д. Достоевский страстно боролся против идеи, возникшей в сороковые годы прошлого столетия (Л. Фейербах), суть которой в том, что осознание человеком своей сплошной смертности должно резко повысить его стремление радоваться земной жизни, усилить любовь к ближнему и привести к гармонии и настоящему раю на земле.

По Достоевскому же отрицание бытия Божия и бессмертия приводит к озверению и осатанению человека, к человекобожеству и в конечном итоге к самоистреблению (Кириллов "Бесы", Свидригайлов "Преступление и наказание").

Только нравственная энергия Бога может очеловечить человека, сделать его не просто человеком мыслящим, но человеком любящим. Отрицание Бога, по Достоевскому, приводит не к раю на земле, а к настоящему аду в душе, к неизбежной идее "вседозволенности". Возникает "право на преступление". Это - центральная мысль Ивана Карамазова из романа "Братья Карамазовы".

В конечном итоге мы видим, что для Достоевского главным основополагающим моментом в бытии человеческом является взаимоотношение человека с Богом, а уже отсюда вытекают другие внутренние и внешние конфликты, превращающие жизнь большинства людей в ад на земле. Здесь важна для Достоевского одна трагическая дилемма - идет ли человек за Богом, постепенно превращаясь в богочеловека, или отходит от Него, пытается занять Его место в мире. Но чаще этот процесс оказывается имманентным и человек пытается стать Богом для себя, т.е. человекобогом.

Наши рекомендации