Легенда о великом инквизиторе» Ф.М. Достаевского и её генезис

В «Легенда о великом инквизиторе» Достоевский затронул сразу несколько сложных философских проблем, одна из которых – это проблема соотношения свободы и счастья. Бог создал человека по образу и подобию своему, таким же свободным, как и он сам. Свобода – это ценный дар Бога или тяжёлое испытание? Это возможность познать счастье, или приговор к страданиям? Этот экзистенциальный вопрос является одним из стержней мировой философии. При всей кажущейся желанности свободы, как возможности и способности делать выбор, она становится для человека испытанием, потому что выбор может оказаться нелёгким, и потому что придётся отвечать за последствия. Как хочется иногда не иметь выбора, или передать его другому.

Создание порядка требует ограничения свободы или полного отказа от неё. Что нужно человеку для счастья: сытость или свобода? В такой форме ставит вопрос Достоевский устами Великого инквизитора и даёт неутешительный ответ. Большинство людей ищет, кому бы преклониться. Кто накормит, тот и господин.

Какими бы убедительными не были аргументы Великого инквизитора, Достоевский показывает, что власть его от дьявола и построена на обмане. А рассуждения о нежелательности для людей свободы и готовности пожертвовать ею ради сытого счастья не более чем оправдание для его претензий на абсолютную власть над душами человеческими. Достоевский предостерегал о возможности появления власти, которая под предлогом заботы о счастье людей лишит их свободы. Словами Алексея он подытожил, что сочинённая Иваном легенда это не обвинение Иисуса, а его прославление.

Для себя Достоевский сумел разрешить сомнения, которыми мучился Иван Карамазов. Средства спасения он искал в духовных учениях русских православных старцев – Сергия Радонежского, Феодосия Печерского, Тихона Задонского, Паисия Величковского, чей пример считал орудием нравственного преображения человека. Средства спасения он видел в покаянии и смиренной любви ко всему сотворенному Богом. Покаяние предполагает не только признание своих грехов, но и принятие на себя чужих, признание своей ответственности за зло в мире. Более всего надо страшиться чувства мести. Если негодование против злодеев становится невыносимым, и жажда совершить возмездие нестерпимой, следует добровольно принять на себя муки. Как будто сам виновен в том, что допустил это злодейство, что недостаточно сделал, чтобы освободить мир от зла. Осознание собственной виновности помогает примириться с виновностью других и простить. Нельзя судить никого, кроме себя. В противном случае остаётся только роптать на судьбу, на среду, виня всех в своих бедах, искать оправдание своим грехам. Достоевский неоднократно подчёркивал, что русскому народу свойственна потребность страдать, как бы во искупление своей греховности. Только через такое добровольно принятое на себя страдание может придти духовное очищение. Те, кто близки к народу, к «почве», понимают эту очистительную роль страданий и безропотно принимают их. Те, кто отрываются от народа, утрачивают его веру, его ценности, ропщут на судьбу, уготовившую им страдания.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что новое представление о человеке, которое является невидимым центром всего творчества Достоевского, оказало огромное влияние на развитие русской философии конца XIX — начала XX века. Достаточно сказать, что вся философия Вл.Соловьева может рассматриваться как попытка выстроить цельную философскую систему, в основу которой положен главный принцип антропологии Достоевского: принцип глубокого и неразрывного единства отдельной человеческой личности и Абсолюта. Все последующие русские философы в постановке и решении ключевых нравственно-религиозных проблем опирались на авторитет Достоевского и использовали его гениальные идеи. Творчество Достоевского оказалось тем катализатором, который инициировал расцвет национальной философской школы и помог ей занять ведущее место в европейской и мировой философии. Однако значение Достоевского не исчерпывается его влиянием на русскую философию. Почти все крупнейшие западные философы от Ницше до Ж.-П.Сартра и А.Камю, которые размышляли о смысле человеческого бытия и о судьбе человека в мире, обращались к наследию Достоевского и находили там опору для своих идейных исканий. Творчество Достоевского и, особенно, его философское мировоззрение до наших дней все еще остается открытым для интерпретаций и новых подходов, все еще является глубоко актуальным для построения той философии человека, которая помогла бы человеку конца XX столетия осознать свою место в мире и свои перспективы в истории.

Список использованной литературы

1. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2-х т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- Т. 2. -389 c.

2. Лосский Н.О. История русской философии. -- М. : Академический Проект, 2007. -- 551с

3. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского.- СПб.: Академический проект, 2001.- 187 с.

4. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского// Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т.- Т. 2. М.,- 1988.

5. Стрелецкий Я.И.. История философии: Курс лекций / Краснодарский юридический ин-т. ─Краснодар, 2001. -- 419с.

Наши рекомендации