Понятие личности. Ее свобода и ответственность, роль в истории
Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей. Но понятий «личность» у древних греков не было, тк сложилась сильная зависимость граждан. Родоначальником философии человека Сократ в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «личность»Лишь в 16в. Ренессансное мышление осознало понятие человеческой личности. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид это всегда один из многих, он безличен. Понятия «индивид» и «личность» противоположны по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных св-в чел., его биологич и соц кач-ва, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, тк каждый человек – индивид. Говоря «человеческий индивид», имеют в виду лишь родовую общность людей и единичного представителя чел рода. Когда происходит конкретизация этого понятия – указание на другие кач-ва, ограничивается объем понятия, выделяются особенности соц группы. Чем выше степень конкретизации, тем богаче объем понятия по содержанию и меньше по объему. Здесь применяется понятие – личность. Оно включает в себя общие и особенные признаки, единичные и уникальные св-ва чел.
Личность – это человек с ярко выраженными соц признаками и соц индивидуальностью, это активный, целенаправленный субъект отношений и созидательной деятельностьи.
Личность – это всегда конкретный чел, носитель сознания. Л. Ориентируется в общ-ве на его ценнсоит и выполняет общ-но-полезную деят-ть и несет ответ. перед общ-ом за свои поступки. Л. присущи самоуважение и достоинство. Способами выражения достоинства явл. совесть, долго и честь. Индивидуальность л. выражает совокупность признаков, определяющие неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнидеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни и проч. Чел-к формируется в конкретном историческом времени и соц пространстве. Поэтому л. выступает носителем и выразителем всего общественно-социального. П своей структуре л. представляет собой устойчивую сис-му элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, соц-ролевой комплекс, природные кач-ва. Типологическое определение л. основано на идее,что ее формирование - закономерныйокр природы и соц среды. Основные соц типы л. : соц-классовые, соц-профессионал, нац-этнические.
Свобода считается высшей ценностью чел во всех духовных сис-мах и общест движениях. Суть: она есть нечто большее, чем учет объективной необходимости устранение внешних ограничений. Более ценной явл внутренняя свобода, свобода в выборе истины, добра и красоты. Характеристикой свободы явл ее внутренняя определенность. Свобода – это специфический способ бытия чел, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на основании им объективных св-в и отношение вещей, закономерностей окружающего мира.
Стержень свободы – выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым выражение. Только свобода выбора порождает ответственность л. за принятие решений и поступков, явл его следствием.
Ответственность – это соц отношение к общ ценностям. Осознание ответственности – это отражение субъекта бытия соц необходимости и понимание смысла совершаемых действ, оно необходимое средство управления поведением л. со стороны общ-ва через ее сознание. Свобода и ответственность это две стороны одного целого, сознательное деят чел. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода связана с необходимостью, которая обусловлена в конечном счете объективными законами бытия.
Ситуация рубежа 20-21 вв. резко увеличивает меру ответственности л. за свои деяния. Нарастания неустойчивости мира, нестабильность его соц-политического сис-мы, углубление кризиса, связанного с нерешаемостью глобальных проблем современности заставляет по-новому взглянуть на эти вечные проблемы.
Проблема смыла жизни – это вечная проблема человека, ответ о цели и смысле чел бытия зависит от мировоззренческой и просто бытовой позиции чел. Смысл жизни определяют сугубо индивидульно, в основе его лежат главные жизненные цели индивида, определяемые его хар-ром деят.Каждый может сам определить для себя целевую ориентацию жизни. Цели жизни связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальности и наклонности, свою деят чел направляет на решение выбранных задач. Цель жизни отдельного чел должна быть согласована с общечеловеческой целью – развитием богатства чел природы, универсальным всесторонним развитием чел.