Вопрос 6. философия софистов и сократа
Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.
Характерные черты философии софистов.
Философия Протагора.
Философия Сократа.
1. Софисты – философская школа в Древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» – мудрецы, учителя мудрости).
Среди софистов выделяются группы так называемых:
- старших софистов (V в. до и. э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
- младших софистов – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.
Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
2. Для софистов характерно:
- критическое отношение к окружающей действительности;
- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
- неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
3. Видным представителем старших софистовявлялся Протагор(V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:
- вне человеческого сознания ничего не существует;
- нет ничего раз и навсегда данного;
- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
- если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;
- вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);
- окружающий мир относителен;
- объективное (истинное) познание недостижимо;
- существует только мир мнения.
Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.
Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».
4. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н. э.).
Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:
- любое знание есть добро;
- любое зло, порок совершается от незнания.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
- способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
- искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т. д.;
- открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
- ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
- воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».
ВОПРОС 7. Философия Платона
Общая характеристика личности и творчества Платона.
Платон – основоположник идеалистического направления философии.
Триада»Платона – «единое», «ум», «душа».
Гносеология (учение о познании) Платона.
Проблема государства в философии Платона.
Платоновский проект государства.