ВОПРОС 5. Первые философские (досократические) школы Древней Греции

Общее понятие досократических философских школ.

Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Гераклит Эфесский.

Пифагорейцы.

Элеаты.

Атомисты.

1. Первые, досократические философские школы Древней Греции возник­ли в VII – V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

- милетская школа;

- школа пифагорейцев;

- школа Гераклита Эфесского;

- элейская школа;

- атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

- ярко выраженный космоцентризм;

- повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

- поиск первоначала, породившего все сущее;

- гилозоизм (одушевление неживой природы);

- доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и полу­чила свое наименование от названия города где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анак­симен.

Философы милетской школы:

- выступали с материалистических позиций;

- занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

- пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»);

- искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н. э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.

Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

- первоначалом всего сущего считал воду («архэ»);

- представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

- допускал наличие множества богов;

- считал центром вселенной Землю;

- точно определил продолжительность года – 365 дней;

- сделал ряд математических открытий (теорема фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

- первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

- вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы «атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

- первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 – 526 гг. до н. э.) – ученик Анаксимандра:

- первопричиной всего сущего считал воздух;

- выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т. д.);

- проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-я половина V вв. до н. э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

- первоначалом всего сущего считал огонь;

- вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

- был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

- признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

- выступал за материальность человеческой и мировой души;

- был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

- движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

4. Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

- первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

- выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

- считали единицу мельчайшей частицей всего;

- пытались – выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное – нечетное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

5. Элеаты – представители элейской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

- изучали проблемы познания;

- жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

- были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

- считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты – материалистическая философская школа, философы ко­торой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направ­ления в философии («линия Демокрита» – противоположность «линии Платона» – идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

- весь материальный мир состоит из атомов;

- атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

- атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

- атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различ­ную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);

- между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

- атомы находятся в вечном движении;

- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

- атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Наши рекомендации