ВОПРОС 2. Предмет и методы философии
ПРИКАМСКИЙ СОВРЕМЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Захарова Н.С.
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Часть 1
Допущено Институтом проблем развития
среднего профессионального образования
Федерального агентства по образованию
Минобрнауки России в качестве учебного пособия
для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования
Пермь 2006
ББК 87
З 38
Захарова Н.С.
Основы философии. Учебное пособие. Часть 1. – Пермь: ПССГК, 2006. – 164 с.
Печатается по решению педагогического совета
Прикамского современного социально-гуманитарного колледжа.
РЕЦЕНЗЕНТ:
Саитова Т.П., кандидат философских наук
доцент Прикамского социального института.
© Захарова Н.С., 2006.
© Прикамский современный
социально-гуманитарный
колледж, 2006.
ISBN 5-91089-008-5
Раздел I.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
ВОПРОС 1. Философия как разновидность
мировоззрения
Общее понятие мировоззрения и его основные виды.
Мифология как мировоззрение.
Религия как мировоззрение.
Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного.
Особенности философского знания.
1. Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
- мифология;
- религия;
- философия.
2. Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
- происхождение Вселенной, Земли и человека;
- объяснение природных явлений;
- жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
- вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
- очеловечивание природы;
- наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
- однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
3. Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
- происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
- объяснение природных явлений;
- поступки, судьба человека;
- нравственно-этические проблемы.
Основными мировыми религиями являются:
- христианство;
- ислам;
- буддизм.
Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются:
- синтоизм;
- индуизм;
- иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
- объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
- культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
- нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4. Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
- основано на знании (а не на вере либо вымысле);
- рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
- логично (имеет внутреннее единство и систему);
- опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
5. Можно выделить следующие особенности философского знания:
- имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
- носит предельно общий, теоретический характер;
- содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
- во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
- является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
- имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
- испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
- в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
- опирается на категории – предельно общие понятия;
- неисчерпаемо по своей сути;
- ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
ВОПРОС 2. Предмет и методы философии
1. Общее понятие и содержание предмета философии.
2. Общее понятие и содержание методов философии.
1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
- онтология (учение о бытии);
- гносеология (учение о познании);
- аксиология (учение о ценностях);
- общество.
2. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
- диалектика;
- метафизика;
- эклектика;
- софистика и др.
Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
- обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
- статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
- однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
Софистика– метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).