Сущность и система категорий диалектики

Всякий познавательный процесс необходимо включает в себя не­который понятийный строй мышления. Каждая наука в процессе по­знания мира формирует общие понятия, категории — те логические средства, с помощью которых объясняются и постигаются существен­ные свойства и сущность изучаемых объектов. Категории — это общие понятия, отражающие свойства предметов и процессов действитель­ности. Философия также имеет свой категориальный аппарат, и по­скольку философия отражает всеобщее, то и ее категории отражают свойства бытия в наиболее общем виде.

В основе процесса образования категорий лежат явления реально­го мира, а причиной возникновения категорий мышления послужила общественно-историческая практика, взаимодействие людей с окру­жающей действительностью. Трудовая деятельность людей является духовно-практической, она формируется на категориальной основе. Так, видя, что предметы имеют различные внутренние связи, субъект деятельности абстрагирует категорию структуры; замечая, что одни со­бытия порождают другие, субъект познания формирует категорию при­чины. Поскольку исторична практика человека, постольку и катего­рии должны рассматриваться в историческом аспекте: появление каждой из категорий — это скачок в истории человеческой мысли.

Поскольку категории философии рассматриваются как понятия предельно общие, то возникает вопрос о соотношении понятий и ка-

Философские категории как отражение универсальных связей... -Ф- 197

тегорий. Понятия и категории отличны друг от друга функционально. Понятие трансформируется в категорию в том случае, если оно не толь­ко отражает сторону явлений действительности, но и участвует в фор­мулировке закона науки, а некоторые категории сами по себе отража­ют закон действительности. Категории, таким образом, отличаются от понятий тем, что они связаны с законами. Поэтому каждая катего­рия - это понятие, но не каждое понятие является категорией. Следо­вательно, категории — это наиболее общие, основные узловые поня­тия, связанные с законами, отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности.

Категории диалектики имеют объективное содержание и носят все­общий характер. Категории взаимосвязаны между собой так, что одна немыслима без другой, вытекает одна из другой и обусловливает одна другую. Эта особенность отражает взаимосвязь и взаимообусловлен­ность явлений действительности. Категории изменчивы, подвижны, текучи, переходят друг в друга, отражая этим изменчивость жизни, действительности.

В океане развивающегося знания категории диалектики выступа­ют узловыми пунктами познания, а также ступеньками, по которым идет процесс познания, то есть выступают орудием, инструментом познания. На основе категорий вырабатываются способы и приемы познания. В процесс познания вовлекается весь строй философских категорий, где одна проявляется через другую, находится в единстве с другой, то есть категории находятся в системе. Система философских категорий - это органическое целое, из которого невозможно вырвать ни одного звена. В данном случае предлагается следующая последова­тельность рассмотрения категорий: особенное и общее, явление и сущ­ность, причина и следствие, форма и содержание, случайность и не­обходимость, возможность и действительность.

Каждая пара категорий представляет собой взаимосвязь противо­положностей, их диалектика определяется в логике действия закона единства и борьбы противоположностей. Последовательность распо­ложения категорий, как представляется, определяется логикой про­цесса познания.

Рассматривая отдельные предметы, процессы в их связях и отно­шениях, субъект фиксирует их свойства, сходства и различия и осмыс­ливает их посредством категорий единичного, общего, особенного. При нахождении единичного и общего рассматриваются категории явления и сущности, которые имеют содержание и форму. Процесс познания связан с вопросами детерминации, причинения, а следо­вательно, с категориями необходимости и случайности. Познание

198 -Ф- Философия медицины -О- Раздел III -О- Глава 10

вариантов развития связано с диалектикой возможного и действи­тельного.

Следовательно, категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена в связи с другими и посредством другой.

Содержание и методологическое значение основных категорий диалектики

Единичное, особенное, общее. Категории единичного, особенного и общего являются ключевыми для понимания диалектики других кате­горий. В ходе взаимодействия с реальностью субъект сталкивается с отдельными вещами и процессами. Отдельное — это относительно обособленный предмет, процесс в совокупности его признаков. Каж­дое отдельное обладает некоторыми единичными специфическими признаками, которые позволяют оценивать вещи, процессы как един­ственные в своем роде. Единичное — это то, что делает данную отдель­ную вещь отличной от других вещей и процессов. Однако при сравне­нии в вещах обнаруживаются черты сходства и тождества, на основе которых абстрагируется категория общего. Общее - это те черты, свой­ства, признаки, связи и отношения, которые объективно присущи це­лому ряду явлений, их группам, видам, классам.

Таким образом, каждая вещь всегда выступает как отдельное, име­ющее много общего с другими, и эта же вещь выступает как единич­ное, то есть имеет стороны и признаки, отсутствующие в других явле­ниях. Общее и единичное не имеют самостоятельного существования и существуют лишь в отдельном в виде его сторон и черт.

Общие и единичные признаки формируются в процессе развития отдельного. Например, исследования академика К.М. Бэра (1792— 1867) доказали, что при зарождении отдельных классов организмы в пределах их типа обладают большим сходством. Наибольшее их сход­ство обнаруживается в самых ранних стадиях развития: прежде всего появляются признаки типа, затем признаки класса, рода, а затем спе­цифические признаки данного вида животных. Диалектика единич­ного и общего реализуется также в единстве процессов наследствен­ности и изменчивости, которые обеспечивают сходство и несходство потомства и родителей.

Отдельные предметы единичны, но единичное не исчерпывает всего содержания отдельного, последнее включает в себя и общее. Общее, в свою очередь, также является стороной, моментом отдельного и су­ществует лишь в отдельном и посредством отдельного. Таким образом,

Философские категории как отражение универсальных связей... О- 199

всякое отдельное представляет собой единство противоположностей, оно в одно и то же время и единичное, и общее, которые не просто сосуществуют в отдельном, но и переходят друг в друга. В процессе раз­вития единичное становится общим, а общее - единичным. При опре­делении единичного и общего в сравнении материальных образований выявляется новый аспект — особенное. Категория особенного возника­ет при сравнении группы «сторон» свойств процессов и явлений, объе­диненных в категорию общего, соотносящихся между собой как вид, род.

Особенное определяют как категорию диалектики, которая отра­жает общность свойств, сторон, признаков, явлений данного рода, вида, отличающих их от общности свойств, сторон, признаков друго­го вида. Особенное — это единство единичного и общего.

Представляет собой интерес соотношение особенного, единично­го и общего.

Поскольку единичное указывает на отличие одних образований от других, оно всегда выступает как особенное. Однако это не говорит о тождественности содержания этих категорий, ибо, если единичное — это особенное, то особенное - не всегда единичное, особенным мо­жет быть и общее. Особенное — это единичное в общем.

Таким образом, единичное, будучи свойственным только данному материальному образованию, всегда выступает в роли особенного. Общее же ведет себя не всегда одинаково — оно может быть и общим, и особенным. Если общее не обладает способностью отличить один вид, род предметов от другого, это общее не будет являться особен­ным. Этот вид общего называется всеобщим. Всеобщее — это предель­но широкое общее.

Таким образом, диалектика единичного и общего такова, что вся­кое единичное и общее существуют в отдельном и через отдельное. Единичное и общее являются противоположностями и в своем разви­тии взаимопереходят друг в друга, обнаруживая в этом переходе изме­нение качества и диалектическое отрицание.

Категории «единичное» и «общее» связаны с такими категориями, как случайное и необходимое, количество и качество, сущность и яв­ление, содержание и форма.

Единичные свойства предметов весьма динамичны, они не выте­кают из природы вещей и обусловлены случайностью, поэтому единич­ное случайно. Общее связано с необходимостью и закономерностью. Следовательно, взаимосвязь единичного и общего может рассматри­ваться как взаимосвязь случайного и необходимого. Случайные откло­нения, индивидуализирующие общие стороны явлений имеют опре­деленные границы в рамках меры. Отношения же количества внутри


Сущность и система категорий диалектики - student2.ru

200 -О- Философия медицину -Ф- Раздел III •*• Глава 10

меры единичны. Общее как закон составляет сущность явления, а про­явление сущности посредством единичных отклонений представляет собой явление. Качество и количество в вещи составляют содержание ее, содержание же всегда имеет форму. Таковы некоторые отношения единичного и общего с другими категориями диалектики.

Необходимость учета диалектики единичного и общего в медицин­ской практике вызывается тем, что любому больному присущи как индивидуальные (единичные) черты, так и общие признаки, прису­щие всем, страдающим данным заболеванием. Поэтому врач должен за специфическими симптомами, индивидуальным течением болезни увидеть общие, повторяющиеся признаки, присущие данной болезни. Вместе с тем, при общих закономерностях протекания болезни необ­ходимо видеть индивидуальные возрастные особенности больного, его наследственность, реактивность, конституцию. Как отмечается в не­которых исследованиях по философским проблемам медицины, каж­дый тип конституции несет в себе определенные генотипические пред­расположенности к болезням. Но их реализация в фенотипе зависит от условий внешней среды, в которой живет человек (см. схему).

Философские категории как отражение универсальных связей... О- 201

Сущность и явление. Категории сущности и явления принадлежат к числу важнейших категорий диалектики и теории познания. Существу­ет определенная сложность и неоднозначность в трактовке категории «сущность». Следует исходить из того факта, что сущность любой чув­ственно воспринимаемой реальности, отдельно взятого предмета, про­цесса в совокупности его свойств воспроизводится в сознании не в виде эмпирических понятий, но в виде идеальных образов, абстракций, от­ражающих совокупность необходимого в вещи, законов развития и функционирования в их органической взаимосвязи.

Сущность, таким образом, — это внутренние, устойчивые связи оп­ределенного круга явлений, это внутренняя устойчивая сторона пред­метов и явлений действительности. В имеющейся философской лите­ратуре возможна встреча и с другими определениями сущности. Понятие сущности носит емкий, собирательный характер, в ней зак­лючено интегральное противоречивое единство всех закономерно свя­занных элементов в их причинно-следственных отношениях, в их за­рождении, развитии, в тенденциях к будущему.

Явление — это внешняя подвижная сторона предметов и процессов действительности, это внешнее определение сущности. Явление от­ражает один из аспектов сущности, ее часть, грань. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне. Поскольку сущность выража­ет внутренние, устойчивые, необходимые связи, возникает проблема соотношения категорий закона и сущности. Закон, как известно, пред­ставляет собой повторяющееся в явлении отношение сущности или между сущностями, поэтому закон и сущность — понятия однопоряд-ковые, одностепенные. Действительно, рассматривая сущность яв­лений, мы приходим к пониманию законов его развития. Вместе с тем, сущность представляет собой совокупность законов, определя­ющих развитие данного круга явлений. Следовательно, сущность, в отличие от закона, проявляется не в одном законе, но в их группе, системе.

Сущность и явление находятся в диалектическом единстве. В при­роде не бывает ни чистой сущности, ни отдельных от нее явлений. Сущность всегда проявляется в явлениях, а всякое явление имеет свою сущность. Сущность является, а явление существенно.

Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущнос­ти, новые черты, моменты, которые обусловлены не сущностью, а вне­шними обстоятельствами, системой взаимодействий, в которых суще­ствует процесс или вещь. Поэтому явление содержательнее сущности, ибо оно определяется не только внутренними, но и внешними связя­ми. Сущность глубже явления, но явление богаче сущности.

202 •» Философия медицины ^ Раздел III •» Глава 10

К этому следует добавить, что явления отражают сущность не всегда адекватно, иногда явление может искажать сущность, это есть види­мость. Кажимость, видимость - это явление, наиболее удаленное от сущности, удаленное настолько, что искажает ее. Сущность кажется чем-то, мысль, пытающаяся постичь сущность, сначала наталкивается на видимость, кажимость. Бытие предстает как иллюзия. Карандаш, опу­щенный в воду, кажется надломанным. На самом деле это не так. Наши впечатления просто ошибочны. Отсюда в философии и появляются уче­ния агностицизма, скептицизма, согласно которым вещи и их сущности познанию недоступны. На самом же деле видимость нас обманывает, но обман в процессе познания раскрывается. Несмотря на то, что природа любит скрываться, нет никаких неодолимых преград для ее познания. Дерзновенное познание, считал Г. Гегель, открывает глубины и богатства природы. Наука существует там, где есть проникновение в глубины при­родных и общественных явлений, в их сущность. Единство сущности и явления носит противоречивый характер. Эти противоречия проявля­ются как противоречие между общим и единичным. Сущность есть не­что общее, явление единично. Сущность есть выражение внутренних, скрытых процессов мира, явление — внешнее выражение сущности. Сущность представляет собой устойчивое, спокойное, необходимое, явление же неустойчиво, беспокойно, случайно. Сущность играет веду­щую роль по отношению к явлению, определяет его характер. Явление же носит подчиненный характер, зависит от сущности, определяется ею.

Познание всегда начинается с ощущений, с чувственной ступени. Здесь мы имеем дело лишь с образами и явлениями мира. Но проник­новение в сущность предмета совершается только второй ступенью познания — мышлением. Задача науки в том и состоит, чтобы от чув­ственных образов перейти к рациональному познанию. Процесс позна­ния сущности есть процесс абстрагирования, отвлечения от второсте­пенного, несущественного. Как считал Гегель, на уровне теоретического познания предметы природы получают для нас определения всеобщ­ности. Чем больше возрастает доля мышления в представлении, тем более исчезает природность, единичность и непосредственность ве­щей, скудеет богатство многообразной природы, ее полнота превра­щается в сухие формы всеобщности (закона). Проникновение в сущ­ность — процесс бесконечный. От сущности первого порядка мы идем к сущностям более высоких порядков. Таким образом, сущность являет­ся, явление существенно, а познание движется от явления к сущности.

Диалектика сущности и явления должна учитываться в любой сфе­ре деятельности, ибо всегда необходимо за массой фактов и процес­сов видеть их сущность. В частности, диагностический процесс выяв­ления признаков болезни есть процесс познания глубинной сущности


Философские категории как отражение универсальных связей...

болезни. Этот процесс осуществляется на основе медицинского опы­та, аналитико-синтетической деятельности врача, его интуиции. Ведь диагностический процесс есть содержательное исследование больно­го с применением всех методов современной клиники и аппарата ло­гического мышления.

Причина и следствие. Существуют различные группы связей, среди них имеются связи существования, функционирования, простран­ственные, временные и причинно-следственные, представляющие со­бой часть, момент связей всемирных. Философы во все времена при­знавали важность нахождения причинных связей. Демокрит, например, утверждал, что он предпочитает найти одно причинное объяснение, нежели получить персидский престол.

В философской литературе под причиной понимается взаимодей­ствие между двумя или несколькими явлениями, сторонами одного и того же явления, вызывающее определенные изменения во взаимодей­ствующих сторонах. Таким образом, родовым понятием для категории причины является категория взаимодействия. Категория «взаимодей­ствие» является одной из центральных в диалектике, ибо последняя исследует связи, лежащие в основе процессов изменения и развития.

Взаимодействие — это философская категория, отражающая атрибу­тивное свойство материи, представляющее собой такую взаимообу­словленную связь материальных и духовных образований, сущностью которой является противоречивый обменный процесс, сопровождаю­щийся изменением и развитием сторон. Объективным содержанием взаимодействия является взаимное действие друг на друга некоторых объектов, их обоюдная активность, наличие канала взаимосвязи.

Следствие - это то, что возникает, порождается под воздействием причины; это результат изменения, появляющийся во взаимодейству­ющих явлениях или их сторонах. Взаимосвязь причины и следствия выражается в синтетической категории «причинность».

Причинность — это философская категория, которая выражает ге­нетическую связь между отдельными состояниями видов и форм ма­териального мира в процессах его изменения и развития.

От причины следует отличать условия и повод. Под условиями сле­дует понимать такой комплекс явлений, который, хотя и не порожда­ет определенные следствия, но выступает необходимой предпосылкой его становления и развития. Это совокупность обстоятельств, в кото­рых осуществляется конкретная причинная связь.

Повод — это событие, выступающее побудительным толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер.

Существующее многообразие причинных связей классифицирует­ся по нескольким основаниям. В соответствии с таковыми причин-

204 -Ф- Философия медицины -О- Раздел III -Ф- Глава 10

Философские категории как отражение универсальных связей... -0- 205



ные связи могут быть внутренними и внешними, главными и неглав­ными, необходимыми и случайными.

При рассмотрении категории причины и следствия возникает про­блема сущности детерминизма, а также соотношения детерминизма и причинности.

Детерминизм — это философское учение о всеобщей универсаль­ной взаимосвязи предметов и явлений объективного мира и их при­чинной обусловленности. Диалектический детерминизм рассматривает причину как взаимодействие, включает в себя проблему не только не­обходимого, но и случайного в причинении.

Что касается соотношения детерминизма и причинности, то обще­признано, что всеобщность причинной обусловленности явлений ле­жит в основе детерминизма. Но, согласно имеющимся исследовани­ям, сам детерминизм выступает в виде негенетической детерминации (это отношения типа сущности и явления, части и целого, формы и содержания и т.п.), а также в виде генетической детерминации — это обусловленность вещи предыдущими состояниями. Генетическая де­терминация проявляется в виде самодетерминации и причинности. Таким образом, учение о детерминизме как всеобщей закономерной обусловленности явлений не исчерпывается причинностью и даже ге­нетической детерминацией. Детерминизм включает в себя причин­ность, но не сводится к ней. Причинность — это одна из форм прояв­ления детерминизма.

Связь между причиной и следствием носит закономерный, необ­ходимый характер. Причиной и следствием являются не просто мате­риальные объекты, но их изменения. В качестве причины выступает некоторое изменение одного объекта, следствием является некоторое изменение другого. Поскольку взаимодействие, лежащее в основе при­чинения, всегда ведет к развитию, то переход от причины к следствию представляет собой скачок от старого к новому путем борьбы проти­воположностей и диалектического отрицания.

Причина предшествует следствию во времени, временной интер­вал между ними может быть очень малым, но он всегда имеется, ибо нужно время для переноса субстрата в процессе причинения, а в мире нет абсолютно жестких систем, которые бы отдавали и принимали суб­страт, а также изменялись бы мгновенно. Когда речь идет об одновре­менности существования причины и следствия, то имеется в виду определенный отрезок времени их сосуществования, но никак не од-номоментность их взаимоналичия. Из того, что причина предшеству­ет по времени следствию, не следует, что всякая последовательность явлений по времени означает наличие их причинных отношений.

Важнейшим моментом причинности является то, что она произво­дит действие. При этом одна и та же причина при одинаковых услови­ях вызывает строго определенное следствие. Одно следствие может быть результатом комплекса причин, одна причина может вызвать не­сколько следствий.

Причина не только порождает следствие, но и следствие воздейству­ет на причину. Г. Гегель считал, что причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Причина, будучи активной субстан­цией, воздействует на пассивную и вызывает в ней изменения — след­ствия, но следствие оказывает противодействие и из пассивной суб­станции превращается в активную. Следствие не может быть причиной своей же причины. Обратное влияние следствия на породившую его причину означает факт затухания причины в своем следствии, факт затухания действия и прекращения причинной связи. Причина угаса­ет в действии и тем самым угасает и действие, цикл развития завер­шен. Но если речь идет о том, что полученное данное следствие выс­тупает причиной изменений, то это уже новая причинная цепь.

Причинности имманентно присущ момент необходимости и слу­чайности. Случайность в причине обусловлена изменяющимися ус­ловиями, состоянием, характером изменений взаимодействующих элементов, а также существованием и возможным пересечением мно­жества причинно-следственных цепей. Таким образом, все имеет свою причину, каждая причина выступает как следствие других причин, и каждое следствие есть причина других следствий.

Теория и практика медицины в объяснении причинности основы­вается на концепции взаимодействия. Концепция причинности в со­временной медицине — это концепция взаимодействия организма с факторами природной или социальной среды, осуществляемого в оп­ределенных условиях. Причина болезни может быть понята как взаи­модействие организма и среды. Следовательно, в теории причиннос­ти современной медицины особое значение приобретает вопрос об отношении внешних и внутренних факторов. Внешние воздействия преломляются через природу внутреннего взаимодействия. Следст­вие — это не зеркальное отражение внешнего воздействия, а результат взаимодействия внешнего и внутреннего, результат преломления внешнего во внутреннем. Этиология, таким образом, — это специфи­ческое преломление внешнего во внутреннем. Так, реакция на луче­вые воздействия зависит как от дозы облучения, так и от свойств орга­низма, характера обменных процессов, типа нервной системы и так далее. Внешние факторы сами по себе не создают в организме специ­фических изменений, они должны найти себе преломление через фун-

206 -Ф- Философия медицины -О- Раздел III -Ф- Глава 10

кции и морфологические изменения организма. Этиология раскрывает генезис патологического процесса в единстве внутреннего и внешне­го, а патогенез раскрывает его механизм и развитие.

Диалектическое решение вопроса о сущности и механизме причин­ной связи противоположно метафизическому и механистическому решению этого вопроса монокаузализмом и кондиционализмом. Мо-нокаузализм (от лат. топо - один и саша - причина) отождествляет при­чину только с внешним воздействием на организм. Причина заболева­ния сводится только к воздействию болезнетворного фактора на объект. Монокаузалисты отождествляли причинность с микробом, не учиты­вали процесс взаимодействия макро- и микроорганизма, реактивность организма человека, не признавали активной роли условий. Кондици-онализм (от лат. сопсИиоп - условие) отрицает причины заболеваний. Сторонники этого учения считают, что изучение явления заключается не во вскрытии его причин, а в рассмотрении условий его возникновения и существования. По мнению кондиционалистов, болезнь вызывается только множеством условий. Однако современная медицина рассмат­ривает причину как взаимодействие организма с факторами природ­ной или социальной среды, осуществляемой в определенных условиях.

Содержание и форма. Любой объект действительности представля­ет собой единство содержания и формы. В мире нет вещей, лишенных содержания, так же как и нет вещей, лишенных формы.

Содержание - это внутренняя сторона предметов, представляющая собой всю совокупность элементов, процессов, тенденций, образую­щих основу их существования и развития.

Форма — это совокупность необходимых, устойчивых связей, со­ставляющих структуру объекта, способ его существования. Форма представляет собой единство внутреннего и внешнего. Как способ свя­зи элементов данного содержания, форма есть нечто внутреннее. Как способ связи данного содержания с содержанием других предметов форма выступает как нечто внешнее, внешняя форма. Так, внутрен­ней формой литературного произведения является его сюжет, компо­зиция, способ связи его художественных образов, идей, составляющих содержание произведения. Г. Гегель отмечал, что «Илиаду» делает «Илиадой» та поэтическая форма, в которой выражено содержание.

Форма и содержание существуют в рамках их неразрывного един­ства и взаимоперехода. Форма и содержание взаимопроникают друг в друга. Форма, будучи определенной системой связей, немыслима без элементов, между которыми эта связь устанавливается. Содержание обусловливает форму, но и само не существует без формы. Определен­ное содержание обличается в определенную форму.

Философские категории как отражение универсальных связей... •*• 207

Форма и содержание — это противоположности, находящиеся в единстве и борьбе. Развитие противоречия формы и содержания про­ходит следующие этапы: возникновение и нарастание противоречий между новым содержанием и старой формой; сбрасывание старой и возникновение новой формы, соответствующей новому содержанию; совершенствование содержания под воздействием новой формы.

Противоречие формы и содержания развивается по мере накопле­ния изменений в содержании материального образования. Несоответ­ствие между формой и содержанием проходит этапы от тождества к различию, а затем и противоположности. Углубление, развитие про­тиворечия сопровождается тем, что форма, которая способствовала развитию содержания, начинает препятствовать развитию вещи. Од­нако содержание продолжает изменяться. Усиление борьбы содержа­ния и формы приводит к ломке существующей системы связей (фор­мы) и образуется новая форма, соответствующая новому содержанию и дающая простор для развития последнего. Процесс ломки старой формы и образования новой представляет собой скачок, переход вещи в новое качество.

В результате борьбы противоположностей изменяется весь предмет, однако, во взаимодействии противоположностей ведущую роль игра­ет содержание. Содержание более подвижно, текуче, оно предопреде­ляет тенденции развития явлений. Форма более статична, она отстает от содержания, однако, оказывает обратное влияние на содержание. Примером диалектики формы и содержания является соотношение ге­нотипа и фенотипа в эволюции организмов. Источником эволюции йвляется борьба противоположностей содержания и формы. Фенотип (форма) не пассивен, но активно влияет на генотип (содержание). От­ношения между генотипом и фенотипом выступают в качестве суще­ственного противоречия развития живого.

В развитии общества диалектика формы и содержания реализуется во взаимосвязи производительных сил и производственных отноше­ний. Производственные отношения являются формой по отношению к производительным силам общества. В развитии той или иной об­щественно-экономической формации производительные силы бурно развиваются, уходят вперед в своем развитии, а производственные от­ношения (формы собственности) отстают, тормозят развитие произ­водительных сил. Конфликт разрешается изменением формы произ­водственных отношений. Во всех сферах объективного мира действует общая закономерность: по мере развития любого процесса или пред­мета сначала изменяется содержание, а затем и форма (по мере разви­тия своего содержания) вступает в противоречие со старой формой, в

208 -Ф- Философия медицины -О- Раздел III -О- Глава 10

результате чего происходит ее замена. В результате такой замены но­вое содержание получает возможность для развития.

Таким образом, всякая форма содержательна, всякое содержание имеет форму. Содержание определяет форму, а форма активно влияет на содержание.

Поскольку всякий предмет обладает содержанием, а содержание выступает в виде системы взаимосвязанных частей и элементов, то наряду с категориями формы и содержания следует рассмотреть свя­занные с ними такие категории как часть, целое, структура, элемент, система, функция.

Целое и часть. Каждое материальное образование представляет со­бой нечто целое, состоящее из определенных частей. Какую бы сколь угодно малую частицу материи мы ни взяли бы, она всегда представ­ляет собой нечто целое и, вместе с тем, часть иного целого. Таким образом, каждое материальное образование в одно и то же время выс­тупает и как нечто разделенное на части, и как единое целое.

Целое — это предмет (процесс, явление), включающий в себя в ка­честве составных частей иные предметы (процессы, явления) и обла­дающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам состав­ляющих его частей.

Часть — это предмет (процесс, явление), входящий в состав другого предмета (процесса, явления) и выступающий компонентом его со­держания. По характеру связи частей между собой различные систе­мы делятся на разные типы целостности. Суммативное, механическое целое — это такое целое, которое представляет собой механическую сумму частей. В этом виде целостности его составные части обладают одинаковыми свойствами независимо от того, входят ли они в состав целого или нет. Части такого целого могут входить и выходить из него, практически не меняя своих свойств.

Организованное целое — это такое целое, все части которого нахо­дятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи. Свой­ства целого в этом случае не представляют собой сумму свойств его частей: это такая система, в которой проявляются новые качества, не свойственные образующим его частям. При этом свойства целого из­меняются в зависимости от изменения его составных частей. В свою очередь, свойства частей меняются в зависимости от того, входят ли они или не входят в состав данного целого.

Более высоким типом целостности является органическое целое. Часть такого целого не только приобретает ряд новых существенных свойств, но и вообще не может существовать вне данного целого. Та­ким образом, в соотношении части и целого можно отметить следую-

Философские категории как отражение универсальных связей... -О- 209

щую закономерность: чем глубже и сложнее связь между частями, тем выше роль целого по отношению к своим частям, тем меньше относи­тельная самостоятельность частей и целого.

Качество целого отличается от суммы качеств составляющих его частей за счет структуры. Части целого взаимодействуют друг с дру­гом только определенными сторонами, и качество целого зависит от способа взаимосвязи частей.

Всякое целое подвижно, изменчиво, в своем развитии оно проходит этапы становления и совершенствования. Целое возникает сперва как единство минимума частей, а затем оно может порождать новые части.

На базе одного целого может порождаться новое целое, но новое це­лое порождается на основе старого не в готовом виде, а в виде компо­нентов, которые представляют собой вторичные продукты старого це­лого и первичные по отношению к новому целому. Таким образом, целое порождает части, а части приобретают характер новой целостности.

Во взаимодействии целого и части ведущей стороной является це­лое. Части подчиняются целому, развиваются в его рамках. Часть должна сообразовываться с целым. Подчиняясь целому, его части об­ладают относительной самостоятельностью, относительной степенью свободы. Ведь каждая часть выполняет свои функции, обладает свои­ми особенностями, характеристиками, свойствами, одни из частей более подвижны, другие менее.

Таким образом, категории части и целого выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное и единое целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей, но не сводится к ним.

Структура и элемент. Всякое материальное образование состоит из устойчивых, относительно неделимых компонентов, состоящих в закономерной связи между собой и выполняющих определенные фун­кции. Это элементы.

Категория «элемент» соотносится с категорией «структура».

Структура — это сеть связей, устойчивая система связей, тот спо­соб связей, который объединяет все элементы в единое целое. Одни и те же элементы, будучи связаны различными сторонами, могут обра­зовывать различные структуры.

Согласно имеющимся в философской литературе взглядам, струк­тура является категорией полифункциональной, ее смысл зависит еще и от того, с какой категорией она образует диалектическую пару. В диалектике элемента и структуры структура представляет собой толь­ко внутренние связи, в диалектике структуры и функции в понятие структуры включаются связи и элементы. В диалектике системы и

210 -О- Философия медицины •» Раздел III -О- Глава 10

структуры последняя является качественной характеристикой систе­мы и по своему содержанию близка к категории «функция». Элемент и структура взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга, образу­ют диалектическую связь. Характер связи элементов зависит от при­роды элементов, их количества и качества. С другой стороны, каче­ства элементов, их роль и место зависят от структуры, от системы их связей. Изменение элементов, их качества и количества обусловлива­ет изменение структуры. Появление новой структуры обусловливает изменение ее элементов, их свойств, характеристик. Взаимосвязь эле­ментов и структуры представляет собой единство противоположнос­тей. Элементы имеют тенденцию постоянно изменяться, структура до определенной меры остается неизменной, но на определенной ступе­ни развития этого противоречия происходит ломка старой структуры и формирование новой. Таким образом, диалектика взаимосвязи эле­ментов и структуры представляет собой конкретизацию диалектики взаимосвязи содержания и формы.

Закон взаимодействия элементов и структуры реализуется в диалек­тике структуры и функции. Понятие «функция» отражает взаимодей­ствие между элементами системы и связь последней с другими систе­мами, что обеспечивает их устойчивое состояние. Функция — это та роль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в систему, так и для нормальной работы всей системы.

Наши рекомендации