Практическая работа № 2

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа

____________________

ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Кафедра философии

Т.Ю. Денисова

Практикум по Философии

Часть II

Онтология

Гносеология

Философская антропология

Учебно-методическое пособие

Сургут

Издательство СурГУ

УДК 1 (076.6)

ББК 87 я 73

Д 332

Печатается по решению

редакционно-издательского совета СурГУ

Рецензент

доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой философии СурГУ В.В. Мархинин

Денисова Т.Ю.

Практикум по философии. Ч. 2. Онтология. Гносеология. Философская антропология: учеб.-метод. пособие / Т.Ю. Денисова; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2012. –

Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс практических заданий по курсу «Философия», включающих сопоставление позиций разных мыслителей по важнейшим философским вопросам, обсуждение философско-мировоззренческих ситуаций, написание эссе по предлагаемым темам.

Выполнение практических заданий на семинарских занятиях, в рамках домашних и контрольных работ активизирует самостоятельную работу в процессе изучения дисциплины и тем самым обеспечит более продуктивное освоение курса философии.

Пособие предназначено для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей дневного и заочного отделений.

ÓДенисова Т.Ю., 2012

Ó Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, 2012

Содержание

Предисловие

Раздел 1.Онтология.

Практическая работа № 1. Диалектика как метод познания.

Практическая работа № 2.Системность и структурность как атрибуты материи.

Практическая работа №3.Проблема времени и вечности.

Темы для эссе

Раздел 2. Гносеология

Практическая работа № 4. Модели познания.

Практическая работа № 5. Язык и картина мира.

Практическая работа по философии №6. Техника и цивилизация.

Практическая работа по философии №7.Социальное познание.

Темы для эссе

Раздел 3. Философская антропология

Практическая работа по философии № 8. О сущности человека.

Практическая работа по философии № 9. Феномены человеческого бытия.

Темы для эссе

Библиография.

Предисловие

История мировой философской мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Однако и задолго до этого людей волновали вечные вопросы, которые мы называем философскими. Поиском ответов на них, конечно, в первую очередь занимаются те, кто посвятил себя философии, сделал ее своей профессиональной деятельностью. Однако они важны и для тех, кто посвятил себя иному делу. Высшая цель философских исканий, как считал выдающийся мыслитель И. Кант, – помочь человеку занять подобающее ему место в мире, «научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Курс философии в рамках университетского образования является базовым в решении задач общегуманитарной, общекультурной подготовки специалиста. Цель университетского курса философии и состоит в том, чтобы в процессе его изучения Вы могли познакомиться с культурно-философской традицией понимания оснований бесконечного многообразия окружающего человека мира, как природного, так и социального, с философскими взглядами на сущность самого человека.

Философию, как и искусство, невозможно освоить только по учебникам. Философское знание должно быть не заучено, а осмыслено, даже выстрадано. Без знакомства с оригинальными текстами это невозможно. Настоящее пособие представляет комплекс практических заданий по философии, состоящий из фрагментов текстов философов и вопросов к ним. Задания предполагают Ваше знакомство с предлагаемыми текстами, сопоставление различных позиций и изложение результатов Ваших собственных размышлений по обозначенным проблемам.

Во предлагаемой, второй части пособия, представлены задания по систематическому курсу философии, посвященные общефилософским вопросам, которые связаны с представлениями о бытии и сущем, материи и ее формах существования, сознании и мышлении, знании и истине, а также с разнообразными методами получения знания. Кроме того, этот раздел освещает вопросы оснований общественной жизни, знакомит с важнейшими моделями социальной динамики, вводит в сложнейшую проблематику природы и назначения человека.

Задача этого раздела – не загрузить в Вашу память определенную совокупность фактов и мнений, а помочь формированию собственной целостной и логической системы философских взглядов. Для этого от Вас требуется не столько запоминание, кто из философов что сказал, сколько понимание сущности философских проблем и идей. Выдающийся отечественный философ М.К. Мамардашвили говорил, что текст может читаться только текстом. Идеи великих философов станут по-настоящему понятны и близки, когда Вы в самих себе обнаружите собственные глубины мысли.

Раздел 1. Онтология

Практическая работа № 1.

Диалектика как метод познания.

Задание 1.

Прокомментируйте фрагменты труда «О природе» древнегреческого философа Гераклита, которого считают «отцом диалектики».

1. Что означает понятие «диалектическое противоречие»?

2. Какое значение Гераклит придавал противоположностям и противоречиям?

Бессмертные смертны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают.

Прекраснейшая гармония противоположного друг другу.

Тайная гармония лучше явной.

Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение [гармония], как лук и лира.

Имя луку – жизнь, дело его – смерть.

Война – отец всех, царь всех.

На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды («все течет», «нельзя дважды войти в одну реку»).

Совместны у круга начало и конец.

Путь вверх-вниз один и тот же.

Этот мир тот же самый для всех, будь то человек или бог.

Не будь солнца, мы бы не знали, что такое ночь[1].

Задание 2.

Познакомьтесь с фрагментом текста средневекового философа Плотина.

1. Дайте определение понятию «диалектика» с точки зрения, выделите ее наиболее существенные характеристики.

2. Что значит смотреть на вещи диалектически? 3. Является ли диалектический метод универсальным?

Плотин. О диалектике.

Диалектика есть способность давать в логосе [мысленное и словесное] определение каждой вещи, что она есть, чем отличается от других вещей и что у нее общее с ними, и кроме того, где место каждой из них, и есть ли она сущность, и сколько имеется сущих. И, с другой стороны, не-сущих, отличных от сущих. Она говорит и о благе, и о не-благе, и о том, что относится к благу, и о противоположном ему, и о том, что вечно, и о том, что не таково; [говорит] обо всем она на основании знания, а не мнения. Отказавшись от блуждания в области чувственного. Она утверждается в области умопостигаемого и там занимается тем. Что отвергает ложь и питает душу в так называемой обители истины[2].

Задание 3.

Как Вы думаете, имеет ли остроумный аргумент В. Маяковского отношение к диалектике?

Лиля Брик была для В. Маяковского абсолютным авторитетом.

– Не спорьте с Лилей. Лиля всегда права.

–Даже если она скажет, что шкаф стоит на потолке? – спросил Н.Асеев.

– Конечно!

–Но ведь он стоит на полу!

–Это с вашей точки зрения. А что сказал бы ваш сосед снизу?

Практическая работа № 2.

Наши рекомендации