Практическая работа № 2
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа
____________________
ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Кафедра философии
Т.Ю. Денисова
Практикум по Философии
Часть II
Онтология
Гносеология
Философская антропология
Учебно-методическое пособие
Сургут
Издательство СурГУ
УДК 1 (076.6)
ББК 87 я 73
Д 332
Печатается по решению
редакционно-издательского совета СурГУ
Рецензент
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой философии СурГУ В.В. Мархинин
Денисова Т.Ю.
Практикум по философии. Ч. 2. Онтология. Гносеология. Философская антропология: учеб.-метод. пособие / Т.Ю. Денисова; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2012. –
Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс практических заданий по курсу «Философия», включающих сопоставление позиций разных мыслителей по важнейшим философским вопросам, обсуждение философско-мировоззренческих ситуаций, написание эссе по предлагаемым темам.
Выполнение практических заданий на семинарских занятиях, в рамках домашних и контрольных работ активизирует самостоятельную работу в процессе изучения дисциплины и тем самым обеспечит более продуктивное освоение курса философии.
Пособие предназначено для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей дневного и заочного отделений.
ÓДенисова Т.Ю., 2012
Ó Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, 2012
Содержание
Предисловие
Раздел 1.Онтология.
Практическая работа № 1. Диалектика как метод познания.
Практическая работа № 2.Системность и структурность как атрибуты материи.
Практическая работа №3.Проблема времени и вечности.
Темы для эссе
Раздел 2. Гносеология
Практическая работа № 4. Модели познания.
Практическая работа № 5. Язык и картина мира.
Практическая работа по философии №6. Техника и цивилизация.
Практическая работа по философии №7.Социальное познание.
Темы для эссе
Раздел 3. Философская антропология
Практическая работа по философии № 8. О сущности человека.
Практическая работа по философии № 9. Феномены человеческого бытия.
Темы для эссе
Библиография.
Предисловие
История мировой философской мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Однако и задолго до этого людей волновали вечные вопросы, которые мы называем философскими. Поиском ответов на них, конечно, в первую очередь занимаются те, кто посвятил себя философии, сделал ее своей профессиональной деятельностью. Однако они важны и для тех, кто посвятил себя иному делу. Высшая цель философских исканий, как считал выдающийся мыслитель И. Кант, – помочь человеку занять подобающее ему место в мире, «научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».
Курс философии в рамках университетского образования является базовым в решении задач общегуманитарной, общекультурной подготовки специалиста. Цель университетского курса философии и состоит в том, чтобы в процессе его изучения Вы могли познакомиться с культурно-философской традицией понимания оснований бесконечного многообразия окружающего человека мира, как природного, так и социального, с философскими взглядами на сущность самого человека.
Философию, как и искусство, невозможно освоить только по учебникам. Философское знание должно быть не заучено, а осмыслено, даже выстрадано. Без знакомства с оригинальными текстами это невозможно. Настоящее пособие представляет комплекс практических заданий по философии, состоящий из фрагментов текстов философов и вопросов к ним. Задания предполагают Ваше знакомство с предлагаемыми текстами, сопоставление различных позиций и изложение результатов Ваших собственных размышлений по обозначенным проблемам.
Во предлагаемой, второй части пособия, представлены задания по систематическому курсу философии, посвященные общефилософским вопросам, которые связаны с представлениями о бытии и сущем, материи и ее формах существования, сознании и мышлении, знании и истине, а также с разнообразными методами получения знания. Кроме того, этот раздел освещает вопросы оснований общественной жизни, знакомит с важнейшими моделями социальной динамики, вводит в сложнейшую проблематику природы и назначения человека.
Задача этого раздела – не загрузить в Вашу память определенную совокупность фактов и мнений, а помочь формированию собственной целостной и логической системы философских взглядов. Для этого от Вас требуется не столько запоминание, кто из философов что сказал, сколько понимание сущности философских проблем и идей. Выдающийся отечественный философ М.К. Мамардашвили говорил, что текст может читаться только текстом. Идеи великих философов станут по-настоящему понятны и близки, когда Вы в самих себе обнаружите собственные глубины мысли.
Раздел 1. Онтология
Практическая работа № 1.
Диалектика как метод познания.
Задание 1.
Прокомментируйте фрагменты труда «О природе» древнегреческого философа Гераклита, которого считают «отцом диалектики».
1. Что означает понятие «диалектическое противоречие»?
2. Какое значение Гераклит придавал противоположностям и противоречиям?
Бессмертные смертны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают.
Прекраснейшая гармония противоположного друг другу.
Тайная гармония лучше явной.
Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение [гармония], как лук и лира.
Имя луку – жизнь, дело его – смерть.
Война – отец всех, царь всех.
На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды («все течет», «нельзя дважды войти в одну реку»).
Совместны у круга начало и конец.
Путь вверх-вниз один и тот же.
Этот мир тот же самый для всех, будь то человек или бог.
Не будь солнца, мы бы не знали, что такое ночь[1].
Задание 2.
Познакомьтесь с фрагментом текста средневекового философа Плотина.
1. Дайте определение понятию «диалектика» с точки зрения, выделите ее наиболее существенные характеристики.
2. Что значит смотреть на вещи диалектически? 3. Является ли диалектический метод универсальным?
Плотин. О диалектике.
Диалектика есть способность давать в логосе [мысленное и словесное] определение каждой вещи, что она есть, чем отличается от других вещей и что у нее общее с ними, и кроме того, где место каждой из них, и есть ли она сущность, и сколько имеется сущих. И, с другой стороны, не-сущих, отличных от сущих. Она говорит и о благе, и о не-благе, и о том, что относится к благу, и о противоположном ему, и о том, что вечно, и о том, что не таково; [говорит] обо всем она на основании знания, а не мнения. Отказавшись от блуждания в области чувственного. Она утверждается в области умопостигаемого и там занимается тем. Что отвергает ложь и питает душу в так называемой обители истины[2].
Задание 3.
Как Вы думаете, имеет ли остроумный аргумент В. Маяковского отношение к диалектике?
Лиля Брик была для В. Маяковского абсолютным авторитетом.
– Не спорьте с Лилей. Лиля всегда права.
–Даже если она скажет, что шкаф стоит на потолке? – спросил Н.Асеев.
– Конечно!
–Но ведь он стоит на полу!
–Это с вашей точки зрения. А что сказал бы ваш сосед снизу?
Практическая работа № 2.