Диалектика процесса познания истины (Диалектика абсолютной и относительной истины)

Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:

1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;

2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;

3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более точно и полно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.

Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но этот процесс может длиться бесконечно, так как на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более точные и полные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление диалектики процесса познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных.

Единство абсолютной истины и относительной обусловливается их содержанием, они едины благодаря тому, что и абс и отн истины являются объективными истинами. Движение от менее полной истины к более полной как и всякое развитие, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинного знания.

Абсолютная истина, как исчерпывающее знание о вещах может существовать только в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной природы четко сформулированными границами допускающими внутри себя существование этой абсолютной истины. Пример:Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах материального мира только если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-времени и получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в области определенной более общей теорией относительности Энштейна.

Истинность как характеристика психических форм личности подвержена качественным градациям. Когда эта градация производится в грубой форме, то говорят либо о полном соответствии, форм психики объекта познания (абсолютная истина), либо об их полном несоответствии (абсолютное заблуждение),либо о чем-то серединном между абсолютной истиной и абсолютным заблуждением (относительная истина или относительное заблуждение)

Абсолют истина – такое содерж знания, кот не опровергается последующ развитием науки, а обогащается и постоянно подтвержд жизнью. Истина- процесс, своеобразное перемещение по шкале истинности, чаще слева направо, по направлению к абсол истине. По мере развития процесса познания станов известным ранее неизвестное. Но абсол истина остается недостижимой.На самом деле, наиб полное знание поуч на основе теорий, но теории одна за другой сменяются своими более удачными конкурентами. После каж появления нов теории приходится признавать, ч абсол истина в очер раз оказ недостижимой. в условиях госпо-ва прежней теории казалось, что абсол истина уже достигнута.

Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина.

Основу диалектико-материалистической концепции истины образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины. Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное совпадение объекта и знаний о нем.

Каждая относит. истина содержит в себе долю абсолютной. Абс. истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных. Объективная истина одновременно и абс. и отн., что свидетельствует о конкретности истины. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абсолютная истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное применим и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика). Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении – в смысле завершенности, охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. “Земля вращается вокруг Солнца”. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение границ познания этого объекта. Процесс развития науки можно сравнить в виде приближений к абсолютной истине. Термин “абсолютное” применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. Любая истина абсолютно относительна.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. История познавательной деятельности показывает, что и заблуждения отражают – правда, ондосторонне – объективную действительность, имеют реальный источник, “земное” основание. Не может быть заблуждения, решительно ничего не отражающего – пусть и очень опосредованно или даже предельно извращено. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Бытует мнение будто заблуждения – досадные случайности. Человечески разум устремленный к истине, неизбежно впадает в свое рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Тут уместно напомнить слова Гете: “Кто ищет вынужден блуждать”. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было например с Ньютоновской трактовкой пространства и времени. Заблуждения имеют гносеологические, психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи, как нравственно-психологического феномена. Ложь – это искажение от действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие, того что было. Как утверждал Галилей: “Избегать ошибок при наблюдении просто не возможно”. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Сказанное верно в основном по отношению к научному познанию. Несколько иначе состоит дело в социальном познании. История, которая в силу недоступности и неповторимости своего предмета – прошлого, зависимости исследователя от доступности источника, их полноты, достоверности и т.п., а также весьма тесной связи с идеологией и политикой, более всего склонна к искажению истины, к заблуждениям, ошибкам и сознательному обману. С нравственной точке зрения заблуждение – это добросовестная неправда, а обман недобросовестная. Хотя можно говорить о “лжи во спасение”.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

Метафизич. материализм представил истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета. Диалектич. материализм рассматривает как исторически обусловленный процесс. Всякое знание, взятое на том или ином конкретном историч. этапе, представляет собой неполное, недостаточно точное представление о действительности, т. е. на каждом конкретном этапе познания мы имеем дело с относительной истиной. Относительность знаний не означает, однако, что эти знания лишены объективного содержания. Всестороннее знание о неком сущем называют абсолютной истиной. Это: 1) некоторые принципы фил. и науки, имеющие непреходящий характер, например, положение о первичности материи и вторичности сознания; 2) фактические знания об отдельных процессахи явлениях, достоверность которых не подлежит сомнению. Это так наз. "вечные истины"

В этом смысла она “дитя эпохи”. Любой объект познания не исчерпаем, он постоянно изменяется. Перед умственным взором ученого всегда предстает не законченная картина. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограничено верное знание о чем либо. Каждая эпоха предполагает, что в результате усилий предшествующих поколений и современников достигнута настоящая истина. Но проходит время, и оказывается, что это только маленькая опора для дальнейшего подъема которому нет конца. Каждая последующая теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Все рациональное содержание прежней теории входит в состав новой. Прежняя теория в составе новой истолковывается как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной. К. Поппер утверждал: “Что любое научное положение – это все во лишь гипотеза”. Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных выражений, как например: сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов. Они остаются истинами совершенно независимо от того, кто и когда это утверждает.

Конкретность истины – один из основных принципов диалектического подхода к познанию – предполагает точный учет всех условий (в социальном познании – конкретно-исторических условий), в которых находится объект познания. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени, которых они сформировали. Суждение “вода кипит при 100 градусах по Цельсию” истинно лишь при условии, что речь идет об обычной воде и нормальном давлении. Это положение утратит ценность если изменить давление. Нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Истинна ли классическая механика? Да, если применима к макротелам и сравнительно небольшим скоростям. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что ни как не совместимо с догматизмом. Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнения. Пример такой истины – “квадрат имеет четыре стороны”. Подобного рода истины – результат “естественного света разума”. Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Уверенность в истинности мысли способна к заблуждениям. Так, Джемс описал, как в результате воздействия веселящего газа некий человек уверился, что он знает “тайну Вселенной”. Очнувшись от дурмана, он прочел: “Повсюду пахнет нефтью”. Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако еще Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов. Вспомним хотя бы Коперника: он один был прав, т.к. остальные пребывали в заблуждении относительно вращения Земли вокруг Солнца. Существет также принцип прагматизма, т.е. теории игнорирующего ее предметное основание и объективную значимость. Истина – то, что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединено со всей совокупностью нашего опыта. Мах и Авенариус считали, что истинно то, что мыслится экономно, а Освальд выдвигал интеллектуальный энергетический императив: “Не расторгай энергию”. Одним из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражает реализуемость. “Может, это и верно в теории, но не годится для практики”. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике. Конечно, практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое либо представление, знание. Атом неделим, в течении многих веков это считалось истина, в настоящее время он делим, а вот элементарные частицы пока остаются неделимыми – таков уровень современной практики. Практика не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей.

Критерий истины

Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное. Критерий истинности находили и в правильности ее формального вывода, неверность такого подхода продемонстрировал Гедель в теореме о неполноте логик. Выдвигался и такой крит истины, как общезначимость: истинно то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет. Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Крит истины закл в практике и реализуемости. В знании истинно то, ч прямо или косвенно подтверждено на практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры. Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. "Атом неделим" - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе

Наши рекомендации