Раздел i. философия и ценности современной цивилизации (26 часов)
БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие для аспирантов
и соискателей ученой степени кандидата наук
всех юридических специальностей
Минск
БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие для аспирантов
и соискателей ученой степени кандидата наук
всех юридических специальностей
Минск
ООО «БИП-С Плюс»
Составители: Л. П. Иванова,
Е. С. Логовая, Т. Ф. Милова, С. А. Радько
Рецензенты: д-р филос. наук, проф. В. К. Лукашевич;
д-р юрид. наук, проф. С. Ф. Сокол
В пособии изложены программа, примерная тематика курса лекций, список обязательной и рекомендуемой литературы, памятка о кандидатском экзамене по философии, перечень вопросов для вступительных экзаменов в аспирантуру, а также тематика рефератов и перечень вопросов для самоконтроля знаний.
Издание предназначено для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук всех юридических специальностей в системе подготовки к кандидатскому экзамену по философии. Рекомендации составлены в соответствии с требованиями Министерства образования и ВАК Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-культурное значение философии определяется особой природой философского мышления, статусом философии как феномена духовной культуры, рефлексивным характером ее основоположений. Предметом ее изучения является сам человек, познающий и преобразующий мир, а также сложный духовный мир человека. Философия выполняет несколько функций: мировоззренческую, онтологическую, гносеологическую, методологическую, социализирующую, логическую, аксиологическую, гуманистическую и др. Изучение дидактической модели философии, в которой спроецированы эти функции, призвано способствовать формированию философского и научного мировоззрения – совокупности наиболее общих взглядов на мир, т. е., целостной, теоретической картины мира и бытия человека в нем, что оказывает социализирующее влияние, помогая человеку войти в мир культуры и освоить его. Методологическая функция философии также реализуется через сознание и деятельность субъекта. Преподавание философии ставит своей целью помочь аспиранту сориентироваться в мире научной, философской, художественной, юридической и других субкультур.
Поскольку аспиранты готовятся к будущей научно-исследовательской деятельности, изучение философии имеет для них чрезвычайно важную особенность. Освоение рационально-концептуальной ориентации, свойственной философскому осмыслению, позволит реализовать методологическую роль философии применительно к классической и неклассической науке, в том числе юриспруденции.
В преподавании философии для аспирантов учитывается специфика юридического вуза. Методология в этой связи рассматривается не только в отношении науки, в том числе и правовой, но и в сфере практики, а именно – в области функционирования права и правосознания.
Конкретные задачи курса философской подготовки – повысить уровень мировоззренческой культуры аспирантов; ознакомить их с содержанием современных представлений по истории философии, онтологии, гносеологии и методологии, диалектики, философской антропологии, социальной философии. Научить применять в исследовательской деятельности наиболее продуктивные методы и подходы; выработать умение осмысливать содержание и результаты исследований в своей области в контексте общегосударственных и глобальных проблем, а также помочь в осмысленном духовном самосовершенствовании.
Одной из новаций современной программы является акцент на необходимости существенной активизации творческой самостоятельной работы аспиранта по осмыслению и анализу предложенной литературы (как основной, так и дополнительной) и авторской интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом профиля диссертационных исследований. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «Философия и методология науки» с последующей его защитой при сдаче кандидатского экзамена.
Подготовка к сдаче кандидатского экзамена по философии включает прослушивание курса лекций, самостоятельное изучение оригинальных текстов, а также написание реферата. Опыт работы с аспирантами, накопленный во многих учебных и научных центрах Республики Беларусь, а также в странах СНГ, свидетельствует о том, что это очень важный и значимый компонент в системе философско-методологической подготовки. Он требует не только от аспиранта, но от его научного руководителя больших затрат времени и серьезного внимания к выбору темы реферата, а также информационно-теоретического обеспечения его надлежащего уровня.
Аспиранты и соискатели, не выполнившие полностью программу подготовки, пропустившие значительное количество лекций либо не получившие положительной рецензии на реферат, к экзамену не допускаются.
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Учебная (рабочая) программа для аспирантов
и соискателей всех юридических специальностей
частного учреждения образования
«БИП – институт правоведения»
Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки научно-педагогических кадров. Необходимость адаптации накопленного в ведущих университетах мира образовательного опыта и передовых инновационных технологий в сфере специализированной подготовки студентов ставит перед современной аспирантурой ряд новых нетрадиционных задач. Прежде всего это задача органичного соединения углубленной профессиональной подготовки и программ ее социокультурной адаптации. Речь идет о формировании и развитии у аспирантов осмысленной потребности не только овладевать методами научного и педагогического творчества, эффективно решать актуальные научно-исследовательские проблемы, но и адекватно оценивать роль и значение новых научных идей для развития общества, определять их социокультурное и антропологическое измерение. Эта стратегическая ориентация в развитии специализированного образования соответствует магистральным тенденциям динамики современной науки, все более интенсивно интегрирующей инструментально-технологические и социокультурные параметры научного познания.
Исходя из этого, принципиально важно так организовать учебный и научно-исследовательский процесс в аспирантуре, чтобы он органично соединял в себе конкретно-научные задачи с общеметодологической и социокультурной подготовкой, предполагающей адекватное восприятие и рефлексивную оценку приоритетов своей профессиональной деятельности.
В формировании и развитии методологической культуры мышления особая роль принадлежит философии, поскольку она всегда претендовала на отражение и репрезентацию в своих идеях и категориальных моделях наиболее глубинных и сущностных оснований природной и социокультурной реальности. Именно в структурах философского знания наиболее полно и рельефно воплощалась фундаментальная интенция творческого мышления, направленного на критическую рефлексию и методологическое осмысление вопросов бытия и познания. Эти атрибутивные для философии характеристики делают ее уникальным духовно-теоретическим феноменом и определяют ее особое место в системе социально-гуманитарного знания и образования.
Более того, достижения современной науки открыли широкие возможности для преобразования природы, воздействия на внутренний мир человека, изменения его генетической основы и манипуляции сознанием, что неизбежно сказывается на ответственности ученого за свои научные открытия и их последствия. Помимо этого, на развитие науки оказывают влияние социокультурные факторы, знание которых позволяет обозначить множество социальных функций ученого. Именно поэтому философия, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, призвана обозначить социальные и гражданские позиции будущего ученого.
В связи с этим необходимо положительно оценить сложившуюся в отечественной высшей школе традицию, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.
В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Это определяется комплексом объективных процессов, происходящих в обществе и формирующих проблемное поле социодинамики на рубеже XX – XXI столетий. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления очевидно актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.
Способствовать выполнению этой кардинальной задачи призван курс «Философия и методология науки», который рекомендуется для изучения в аспирантуре и ориентирован, в первую очередь, на задачи философско-методологического обеспечения научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.
Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли. Опираясь на базовые знания по философии, которые уже имеются у аспирантов, используя возможности классического философского наследия, важно в предлагаемом курсе сориентировать слушателей на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.
Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.
Такой акцент на методологическую проблематику особенно важен, поскольку современное состояние философии и философского образования характеризуется высокой степенью проблематизации и очевидной размытостью парадигмальных основ и предметно-содержательных структур философского знания. Эта тенденция релятивизации философской культуры приобрела осязаемые очертания в постклассической философии. В последней трети ХХ столетия она заметно усилилась и была дополнена самокритикой философского сознания в контексте идей и ценностей эпохи постмодерна.
Эти объективные процессы в динамике современного философского знания создают серьезные трудности в определении предметно-содержательных и научно-методических приоритетов аспирантской подготовки по философии. Поэтому предлагаемая для аспирантов программа философско-методологической подготовки должна быть предметно-определенной, дидактически выверенной и максимально адаптированной не только к современному состоянию философского знания, но и к специфике профессиональной и научно-исследовательской деятельности аспиранта.
Исходя из вышеизложенного, концептуально-теоретическая основа предлагаемого курса по философии для аспирантов интерпретируется авторами прежде всего как философия и методология научного познания. Однако современное понимание науки предполагает обязательное раскрытие различных ее измерений и импликаций: социально-экологических, антропологических, социокультурных. Поэтому гносеологическая и эпистемологическая проблематика увязывается в данной программе с вопросами социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания. В результате курс приобретает целостный и системный характер, но в его содержательно-тематических аспектах отчетливо доминирует логико-методологическая и науковедческая проблематика.
Исходя из соображений как содержательного, так и методического характера, а также учитывая традиции научных исследований в области философско-методологической проблематики, созданные усилиями нескольких поколений белорусских ученых и философов, на основе типовой программы, рекомендованной ВАКом Республики Беларусь , авторский коллектив разработал данную программу курса «Философия и методология науки», который предлагается для изучения аспирантами Института правоведения с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса | Лек-ции | Контролируемая самостоятельная работа (КСР) | |
Раздел 1 | Философия и ценности современной цивилизации | ||
Тема 1 | Философия как феномен культуры. Статус и предназначение философии в жизни общества | ||
Тема 2 | Стратегии философии классического периода. Философия и национальное самосознание | ||
Тема 3 | Основные стратегии развития постклассической философии | ||
Тема 4 | Философское осмысление проблемы бытия | ||
Тема 5 | Материя как объективная реальность | ||
Тема 6 | Природа в системе онтологического анализа | ||
Тема 7 | Философия глобального эволюционизма | ||
Тема 8 | Бытие духовного. Философское учение о субъективной реальности | ||
Тема 9 | Проблема человека в философии | ||
Тема 10 | Специфика социальной реальности | ||
Тема 11 | Основные проблемы социальной динамики. Развитие общества как цивилизационный процесс | ||
Тема 12 | Философия культуры | ||
ИТОГО: | |||
Раздел 2 | Философско-методологический анализ науки | ||
Тема 1 | Познавательная деятельность и современные формы ее осмысления | ||
Тема 2 | Наука как важнейшая форма познания. Генезис науки и основные этапы ее развития | ||
Тема 3 | Образы науки и научной рациональности в философии XX века | ||
Тема 4 | Структура и динамика научного познания | ||
Тема 5 | Методологический инструментарий современной науки | ||
Тема 6 | Социокультурный статус науки. Наука в системе социальных ценностей | ||
ИТОГО: | |||
Раздел 3 | Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки | ||
Тема 1 | Философия в системе социокультурного знания. Общество как предмет философско-методологического анализа | ||
Тема 2 | Понятие научной дисциплины. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук | ||
Тема 3 | Философия права в системе социо-гуманитарного знания | ||
Тема 4 | Модальности юридического мышления и логические формы развития юридического знания | ||
Тема 5 | Структура правовых норм и логические средства обоснования принципов права | ||
Тема 6 | Логико-методологические основания аргументации в деятельности юриста | ||
ИТОГО: | |||
Раздел 4 | Вместо заключения: философия и наука на рубеже ХХ и ХХІ веков | ||
Тема 1 | Ценности и цели философии в эпоху постмодерна | ||
Тема 2 | Философия и экологические императивы современной цивилизации | ||
ИТОГО: |
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (26 часов)