Основные этапы истории философии

· Античная атомистическая философия.

Представлена «атомистами» — материалистической философской школой, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – атомы. Демокрит считается основоположником материалистического направления в философии (линия Демокрита – противоположность «линии Платона» — идеалистическому направлению.

Основные положения учения Демокрита.

· Весь материалистический мир состоит из атомов;

· Атом – мельчайшая частица «первокирпичик» всего сущего.

· Атом неделим (это было опровергнуто только в нашем веке;)

· Атомы имеют различную величину — от мельчайших до крупных, различную форму — круглые, продолговатые, кривые, с «крючками» ит. д.)

· Между атомами существует пространство, заполненное пустотой.

· Атомы находятся в вечном движении

· Существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира.

· Атомы невозможно «увидеть» путём чувственного познания.

· Философия Платона

Платон (широкоплечий) 427 – 347 г. г до н. э. – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии – основоположник Идеалистического направления в философии.

Главные положения учения Платона 1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; 1. Окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; 1. Реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса); 1. Любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи. Кони например рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна; 1. Весь мир является отображением чистых идей (эйдосы) – но откуда они взялись? 1. Предметом познания должен стать, прежде всего, чистые идеи; 1. Чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, их можно познать только разумом через идеалистическое познание; 1. Только философы, как самые образовательные люди способны увидеть и осознать «чистые идеи» Все сущее по Платону состоит из трёх субстанций 1. Единое; 1. Ум; 1. Душа Единое – есть ничто не имеет никаких признаков ни начала ни конца, оно выше всякого окружения, оно первоначало всех идей, всех вещей, явлений, как хороших так и плохих Ум – происходит от единого, но разделен с еденным противоположен единому, является сущностью всех вещей есть обобщение всякого живого на Земле.

Душа

Представляет собой подвижную субстанцию, которая объединяет и связывает единое ни что и ум Связывает между собой все вещи и явления.

Душа может быть мировой и душой отдельного человека, душу могут иметь вещи и неживая природа.

Душа человека (вещи) есть часть мировой души.

Душа бессмертна.

При смерти душа в подземном царстве отвечает за свои поступки, приобретает новую телесную оболочку.

Проблема государства.

Понятие государства делится на 3 сословия

1. Философы;

2. Воины;

3. Работники.

Не существует брака — все дети и жены общие

Допускается труд рабов

Оптимальная форма государства — Аристократия и монархия

Академия Платона – религиозно-философская, школа созданная Платоном в 387 г около и просуществовала 1000 лет. В академии учились — Аристотель, Филон, Ксенокрит и многие другие.

Основа платонизма – идеализм

· Учение Аристотеля

Аристотель (384 — 322 г.г. до н. э) древнегреческий философ, ученик Платона воспитатель А.Македонского. Наиболее известные произведения «Органон», «Физика», Механика, Метафизика, «О Душе», История животных и другие. Родоначальник психологии.

Аристотель разделял философию на виды:

1. Теоретическая, изучающая проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений;

2. Практическая — о деятельности человека, устройство государства;

3. Поэтическая;

4. Логика, как часть философии.

Историческое значение философии Аристотеля.'

· Внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «Чистых идеях»

· Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека. Выделил 10 философских категорий

· Дал определение Бытия через категории.

· Определил сущность материи

· Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политин.

· Внёс существенный вклад в развитие логики, дал понятие дедуктивного метода (от частного к общему)

Категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности без которых немыслимо само бытие.

1. Сущность (субстанция) 1. Количество 1. Качество 1. Отношение 1. Место 1. Время действие 1. Положение. 1. Страдание 1. Состояние Бытие — это сущность, обладающая свойствами количества, качества — страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность

Душа — является носителем сознания в тоже время ведает функциями организма.

Три вида души,

· Растительная — отвечает за функции питания, роста и развития (вспомните вегатативную
нервную систему)

· Живая душа + функции ощущения и желания.

· Разумная (человеческая) охватывает все вышеизложенные функции., ведает еще функциями
рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Государство — наилучшей формой государства по Аристотелю является Полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии государство «среднего класса» (идеал Аристотеля)

· Полемика реализма и номинализма в средневековой философии.

Особенно длительный спор в Средневековой философии шёл вокруг отношения к «универсалиям» т. е. общим понятиям.

В течении нескольких веков ожесточенные споры между реалистами и номиналистами оказывает влияние на духовную жизнь общества.

Реалисты — утверждают, что общие понятия имеют реальное существование и предшествует единичным вещам и предметам. Подобные взгляды продолжают традицию Платона, развивающего теорию «мира идей» составляющего сущность и конечную причину существующего разнообразия вещей.

Эта платоновская концепция затем была переработана Августином Блаженным в духе христианского вероучения. Идеи» стали истолковываться как мысли творца, образы творения мира.

К представителям этого направления относятся такие видные философы средневековья как: Иоанн Скот Эуриген, Ансельм Катерберийский и другие.

Номиналисты- отрицали онтологическое значение «универсалий» то есть утверждали, что общие понятия существуют не в действительности, а только в мышлении. Виднейшие номиналисты как самостоятельное течение Росцелин, Дуне Скотт, Оккам и другие. Номинализм как самостоятельное течение был основан Росцлином, утверждавший, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена. Номиналисты развивали концепцию Аристотеля, согласно которой общие цели есть просто общие имена, но не общие вещи.

Крайний номинализм пришел в противоречие с догмами христианского верования.

Например Росцелин отрицал существование Троицы и предстал перед Суасонским собором. Перед угрозой смерти вынужден был отказаться от своих взглядов.

Среднюю, умеренную позицию в этом вековом споре занимали сторонники концептуализма, который отвергал крайний реализм, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее выраженное понятием.

К сторонникам этого направления можно отнести Петра Абера, Фому Аквинского.

· Учение Фомы Аквинского

Фома Аквинский доминиканский монах (1225 — 1274 г.г.) учение называется Томизмом.

Крупный Теологический средневековый философ система •тизатор схоластики. Автор томизма, одного из господствующих направлений католической церкви.

Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии», комментарии к Библии и произведениям Аристотеля,

Проблема Бытия.

Разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) это одна из ключевых идей католичества.

Сущность (эссенция) «чистая идея» существует только в разуме Бога. (Божественный замысел).

Сам факт бытия вещи осуществляется через существование (экзистенции)

Доказывает, что бытие и Благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования лишить, то есть мир непостоянен.

Сущность и существование едины только в Боге, то есть Бог не может быть обратим — он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.

Исходя из данных посылок согласно Фоме Аквинского.

Все состоит из материи и формы (идеи)

Сущность любой вещи — единство формы и материи.

Формы (идея) является определяющим началом, материя есть лишь вместилище различных форм.

Форма (идея) есть одновременно цель возникновение вещи.

Идея (форма) вещи троична, существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии, памяти человека.

Далее Фома аквинский приводит ряд доказательств существования Бога.

· Движение — раз все движется, значит, есть первичный двигатель всего — Бог.

· Причина — все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего Бог.

· Случайность и необходимость: случайность зависит от необходимости — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.

· Степени качеств все., что существует имеет различную степень качеств (лучшее, хуже, больше, меньше ит. д.) следовательно дано существовать высшее совершенство — Бог.

· Цель — все в окружающем мире имеет какую-либо направление, же к цели дает Бог, он смысл всего.

В 1878 г. Учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологии католицизма.

Наши рекомендации