Философия Древней Индии
ТЕМА №2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Понятие «осевого» времени.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
Понятие «осевого» времени
Философская мысль человечества зародилась много столетий назад (около 2500 лет) в наиболее развитых очагах цивилизации того времени - в Древней Индии и Китае, Древней Греции и Риме. Немецкий философ XX века Карл Ясперс назвал период около 500 лет до нашей эры «осевым» временем. Именно тогда в основном сформировался человек современного типа. Здесь наступает конец господству мифологической картины мира, и на смену ей приходят рациональные (осмысленные) представления о мироздании. Человек в этот период становится подлинным человеком, существом разумным, одухотворенным. Ясперс утверждал, что в «осевое» время «...человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания...».
Появлению философии способствовал ряд социальных предпосылок: ранняя наука, отделение умственного труда от физического, формирование демократии и слоя свободных граждан. Она шла на смену мифологической картине мира и стремилась к рациональному (понятийному) осмыслению мира и человека в нем. В древней философии основной была тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания.
На развитие философии на Древнем Востоке (Китай и Индия) значительное влияние оказал так называемый «азиатский» способ производства. Характерным для него было наличие земледельческой общины, верховная собственность деспотичного государства на землю и принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности. Здесь философия носила патриархальный и консервативный характер. Она была явно недостаточно ориентирована на связь с научным знанием, в ней был слабо выражен личностный компонент (позиция мыслителя). На первом плане в философии Китая и Индии находились социально-политическая и морально-этическая проблематика.
Философия Древней Индии
В первых священных книгах Индии - Ведах - наряду с религиозными идеями, излагались представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостности духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертие, согласно закону воздаяния (Карма). Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в 16 в. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджуведа, Атхарведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии. Ведический период длился с 15 по 6 вв. до н.э. Многие фил. проблемы эпохи затрагивались в известных поэмах Древней Индии - эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна". Они ознаменовали эпический период древнеиндийской философии 6-2 вв. до н.э. Со 2 в. до н.э. по 7 в. н.э. наступает эра сутр (краткие философские трактаты, в которых рассматривались отдельные проблемы).
Учение о бытии и небытии древнеиндийской философии определяется законами Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие зависит от Брахмы-Космоса (Бога-творца), он живет 100 космических лет и умирает, после чего наступает полное небытие, которое длится также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы. Весь ход истории - это чередование жизни Бога и Абсолютного Небытия. При каждом новом рождении Бога Брахмы, вновь появляется жизнь, но в новой, более совершенной форме.
Характерной особенностью древнеиндийского учения о познании является его стремление к изучению процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В отличие от европейской философии, признающей только материальное сознание, индийская фил. подразделила его на три вида: «практити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание ( Первичная Энергия, из которой возникла Вселенная и люди), "майя" -сознание миражей и сновидений. Характерными учениями для инд. философии являются :
- учение о душе - атман и манас;
- сансара - философское учение о вечности души и ее земном пути;
- карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы. Ее цель в совершенствовании и нравственном развитии души - мокши;
- мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, которого необходимо добиваться в земной жизни;
- ахимса - единство всех форм жизни на земле, неубиение и непричинение зла всему окружающему.
После 5 в. до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение Буддизм. Основатель - Гаутама Будда (560-483 гг. до н.э.).
Основу учения составляют «четыре великие истины», которые согласно традиции открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его «просветления». Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий – желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».
Согласно его учению, все в мире «преходящее», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности). Каждое отдельное существо представляет собой комбинацию действующих жизненных сил, которые согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (драхма).
Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни, как этого требует карма, после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени: познание и стремление к жизни ведет к освобождению.
Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь.
Высшим идеалом для буддиста является не стремление достигнуть личного спасения и блага, а бескорыстная любовь ко всем существам вместе.