Тема 3. Основные направления философии от античности до Нового времени
· Античная философия.
· Средневековая философия.
· Философия Возрождения
· Философия Нового Времени
Протофилософия и Античная философия
Античная философия (примерно 6 в. до н. э – 5 в. н. э.). Сложный этап, который имеет несколько подэтапов. Натурфилософия (Фалес, Анаксемандр, Анаксимен, Левкипп, Демокрит, Парменид, Гераклит). Поиск единого элемента – основы мира – то, что неизменно присутствует во всем материальном и идеальном мире. Решение проблемы движения, формулировка понятия пространства, времени, бытия, небытия. Софистика (Протагор). Рациональное освоение возможностей человеческого разума, сомнение во всем как принцип жизни. Единственное, не подвергаемое сомнению, качество человека – тщеславие. Принцип жизни: слава и карьера. Расцвет древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель). Создание концепции бытия мира. Широкие интеллектуальные полотна, систематизирующие все пространство вокруг человека и мир его мыслей, идей, души. Появление первых философских школ: сократиков, академии, лицея, мегариков, киников и т. д. Философия становится неотъемлемым элементом образования. Появляются центры подготовки профессиональных философов. Философия Эллинизма (Диоген Синопский, Критий Кипрский, Сфер Боспорский, Эпикур). Дотошное, тщательное изучение отдельных сторон человеческого бытия и всего того, что с ним связанно: от вопросов совести до роли глаголов в политических речах. Основное внимание – на изучение логики и проблем этики. Акцент – на практическое применение теоретических изысканий. Философия Древнего Рима (Цицерон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Усиленные философско-правовые изыскания, размышления о долге и морали, свободе и государстве, совести и власти. Закат Античной философии (Плотин, Боэций). Усиленная работа над вопросам метафизики, поиск всеобщности и универсальности бытия мира и бытия человека.
Средневековая философия
Примерно 5-14 вв. Философия развивалась как в исламских странах, так и христианских. Как в католических странах Запада, так и православных странах Востока. Осознавая этот факт, но учитывая необходимость упрощения классификаций, ниже будем говорить только о христианской философии, преимущественно католических стран Запада. Патристика (Аврелий Августин, Иоанн Дамаскин, Ориеген) – учение отцов церкви, признаваемых как иерархами Православия, так и Католицизма. Систематизация языческой философии и выделение в ней тех элементов, которые служат во славу христианства. Фактическое огранение языческого алмаза в сияющий яркими бликами бриллиант христианства. Создание догматики средневековой философии и формирование ключевых философских проблем на столетия вперед. Схоластика (Ансельм Кентеберийский, Бонавентура, У. Оккам, Пьер Абельяр, Фома Аквинский). Активные изыскания по поиску рационального обоснования существования иррационального (сколько ангелов поместится на кончике иглы? Как можно доказать бытие бога? Реальные вещи существуют сами по себе или они имеют дубликат в мире идеальном, например, в мире понятий? Бог – это предметная личность или обобщенный принцип мира?). Активное комментирование трудов античности и их подробнейшие конспекты. Осмысление наиболее ярких достижений античной философии.
Философия Возрождения
Примерно 14-16 вв. Основная интрига философских поисков – анализ конечного и бесконечного, прекрасного и безобразного. Лейтмотив эпохи: «Антропоцентризм как основа осмысления мира». Личное «Я», не знающее границ и ограничений. Как таковых этапов период не имеет, он являет собой смесь школ и направлений, которые активно функционировали во все время его существования. Гуманизм (Данте, Петрарка) – «реабилитация» мира человека, с его земными проблемами и конкретными задачами. Неоплатонизм (Н. Кузанский, Пикко делла Мирандола). Мысль о том, что Христос есть свернутое состояние человечности, а природа – развернутое состояние бога. Теоретическое обоснование безграничных возможностей человеческой личности. Введение в оборот новых, ранее неизвестных философских текстов античности и арабского средневековья. Пантеизм (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей). Опираясь на достижения естественных наук, философы разрывают с догматами христианской мысли, манифестируя о суверенитете философии. Происходит это через формирование новой картины мира, принципиально отличной от теоцентричной картины эпохи Средневековья. Яркие попытки заменить умозрительную методологию (300 страниц размышлений по вопросу: «Есть ли глаза у крота?») на практическую методологию (10-ти страничное описание поиска крота и его тщательного осмотра на предмет поиска наличия глаз). Социально-политическая философия (Э. Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень). Методологическое разделение этики и политики, морали и власти. Обоснование тезиса о доминанте эффективности политики по отношению к моральности политического процесса. Попытка рассмотреть функционирование общества как самоорганизующейся системы, с логически проверяемыми факторами и условиями. Масштабное формирование системы индивидуализма, покоящееся на двух китах: себялюбия и частной собственности.