Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Т.Г. ЛОБОВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЛОСОФИИ
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗОВ)
ОМСК – 2010
ВВЕДЕНИЕ
Изучение курса философии в ВУЗе предполагает ряд целей, среди которых - овладение студентами основными понятиями и категориями – инструментарием философского знания; изучение методов, основных направлений и проблем, существующих в философии; а так же исторических этапов развития философской мысли. Поскольку философия является обязательной, но не специальной учебной дисциплиной в профильном ВУЗе, это требует четкого определения целей и задач преподавания с учетом данной особенности. В данной ситуации важно не допустить вульгаризации связи философии со специальными дисциплинами, не пытаться сводить значимость философского знания либо к его практической, либо только к методологической пользе для профильной деятельности. Безусловно, что отдельные философские принципы и методы составляют методологический базис как научного вообще, так и медицинского знания в частности. Однако философия не есть лишь теория познания, не может быть определена только как эпистемология, поскольку включает в себя различные блоки, разделы, различающиеся своей тематикой и проблематикой. Цель данного учебно-методического пособия – дать студентам медицинского вуза доступное, логически структурированное пособие, которое будет содействовать формированию целостного систематического философского мировоззрения.
К задачам учебно-методического пособия относится повышение эффективности самостоятельной работы студентов благодаря предложенным практическим формам закрепления знания, которые должны стимулировать студентов к самостоятельному свободному мышлению, а так же должны способствовать формированию так называемой «культуры философского мышления». Обращаясь к материалам пособия, студенты могут не только освоить нормативный материал, но и научиться ориентироваться в учебной и научной литературе.
Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов. Изучение тем историко-философского раздела призвано познакомить студентов с концептуальным содержанием философии в исторической ретроспективе, с логикой развития философской мысли в ее связи с социокультурным контекстом, а так же с развитием естественных и гуманитарных наук.
Систематический раздел знакомит студентов с основными понятиями философии, фундаментальными философскими проблемами и их значением для человека, а так же для медицинского знания. В данном разделе раскрывается актуальная философская проблематика сегодняшнего дня, включая последние философские и научные публикации, а так же наиболее дискуссионные вопросы философского знания.
В результате изучения курса философии студенты должны
Иметь представление
- о предмете, структуре и значении философского знания
- о месте философии в системе человеческого знания
- об основных проблемах философского знания
- о логической последовательности развития системы философских взглядов
- о культурном и историческом контексте философского знания
- об основных разделах современного философского знания
Знать
- основные понятия и категории философии
- объект и предмет основных разделов философского знания
- философские (всеобщие) методы, применяемые в исследованиях как философских, так и частнонаучных
- о связях философии с наукой (в том числе – медициной), мировоззрением, религией и искусством
- основные направления в развитии философской мысли
Уметь
-пользоваться основными понятиями и категориями
- аргументировать свою позицию
-ориентироваться во множестве концепций, подходов, существующих в пространстве социокультурного знания
- различать и соотносить различные философские позиции и подходы
- формулировать и рассматривать с учетом основополагающих философских принципов проблемы и вопросы в медицине, науке, культуре, в жизни человека и общества
- работать с философскими текстами, уметь их анализировать
Семинарское занятие – особая форма в организации учебного процесса, где студенты демонстрируют активное учение-изучение определенной темы преподаваемой дисциплины. Учитывая эту особенность, одной из задач учебно-методического пособия является формирование у студентов связного представления об изучаемой теме при самостоятельной подготовке и проработке учебного материала. Прежде всего, студент должен познакомиться с целями изучения темы семинарского занятия. План семинарского занятия представляет собой тезисное формулирование задач изучаемой темы, которые подробно раскрываются в разделе «Методические рекомендации».
Представленное пособие содержит вариативные формы самоподготовки, способствующие формированию знаний по определенной теме: работа с ключевыми понятиями темы, тестовые задания (предполагают выбор как одного, так и нескольких правильных вариантов ответа.), дополнительные вопросы для самостоятельной проработки, темы реферативных сообщений. При подготовке реферативного сообщения следует обратиться к разделу «Рекомендуемая литература к рефератам», которая указана после списка основной учебной и дополнительной литературы. Студент так же может самостоятельно подобрать литературу к выбранному реферату обращаясь к следующим электронным ресурсам:
http://www.philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН http://www.auditorium.ru/aud/index.php - Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"
http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
http://anthropology.ru – web-кафедра философской антропологии СПбГУ
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php - библиотека Гумер
При подготовке к семинарским занятиям студентам рекомендуется делать конспекты отдельных разделов из указанной учебной и дополнительной литературы, что не только даст возможность получить необходимые знания, требуемые в рамках определенной темы семинарского занятия, но и облегчит подготовку к сдаче итогового экзамена по курсу «Философия».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
№ темы | Тема семинарского занятия | Количество часов на изучение темы |
Историко-философский раздел | 38 часов | |
Вводное занятие | 2 часа | |
Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества | 2 часа | |
Античная философия как первый опыт рационального постижения мира | 6 часов | |
Средневековая философия | 4 часа | |
Философия эпохи Возрождения | 2 часа | |
Философия Нового времени (ХVI – XVIII вв.) | 4 часа | |
Философия И. Канта | 4 часа | |
Философская система Г. Гегеля | 2 часа | |
Антропологизм Л. Фейербаха. Основные идеи марксистской философии | 2 часа | |
Западная философия ХХ века | 4 часа | |
Русская философская мысль: основные понятия, проблемы, специфика | 4 часа | |
Восточная философия: философское наследие Индии и Китая | 2 часа | |
Систематический раздел | 36 часов | |
Онтология: бытие как центральная проблема философского знания | 4 часа | |
Сознание как философская проблема | 2 часа | |
Философия развития | 6 часов | |
Философское постижение человека | 6 часов | |
Социальная философия: общество как предмет философского знания | 6 часов | |
Философские проблемы теории познания | 4 часа | |
Философия научного знания | 4 часа | |
Философские основы медицины | 2 часа | |
Глобальные проблемы современности и будущее человечества | 2 часа | |
ИТОГО | 74 часа |
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
(2 часа)
План семинарского занятия
1. Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения.
2. Предмет, методы и структура философского знания.
3. Философия в жизни человека и человечества. Взаимосвязь философии и медицины.
Темы рефератов
1.Философия как потребность человеческого духа
2. Философия и наука: сферы владения и взаимовлияния.
3. Место и роль философского мировоззрения в формировании личности врача.
4. Философская, научная и религиозная картины мира.
Ключевые понятия темы
Мировоззрение, миф, методология, рациональный, категории, спекулятивный, философская рефлексия.
Цели изучения темы
· определить предмет философского знания и прояснить его специфику
· рассмотреть соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрений
· получить преставление о структуре и взаимосвязи разделов философского знания
· раскрыть значение встречи с философией для человека, раскрыть «личностную значимость» философии