Семинарское занятие №1. 1. Философия Нового времени оказалась связана с предшествующей ей эпохой Возрождения
1. Философия Нового времени оказалась связана с предшествующей ей эпохой Возрождения. Подумайте, какие последствия вызвала смена средневекового теоцентризма возрожденческой антропоцентрической общемировоззренческой установкой? Что дал человеку, какие перспективы открыл перед ним исторический опыт эпохи Возрождения; куда теперь, в период Нового времени, устремлен его взор, что его интересует и почему? На что начинает надеяться человек и во что он верит?
Обратите внимание на то, что особенностью культуры и мировоззрения Нового времени становится новое, отличное от предшествующих эпох, отношение к разуму. Подумайте, как это было связано с научными открытиями Г. Галилея и И. Ньютона, общей секуляризацией знания? Поясните, почему именно наука в итоге становится своеобразным «полем деятельности» разума. Назовите предпосылки и причины становления на протяжении XVII века экспериментальных наук.
Говоря о философии Нового времени, необходимо помнить, что характерным для нее является представление о философии в целом как о форме рационально-теоретического знания, с помощью чего можно объяснить самые разнообразные явления духа и природной действительности. Вместе с этим, философия стремиться обновить познание, выводя его из первоначальных условий, естественных источников человеческого разума, независимо от всех условий, которые не заключены в нем самом. Подумайте, чем отличается подобное понимание целей и задач философского знания от тех, которые стояли перед ним в эпоху Античности и Средневековья? Что нового появляется в понимании сущности и цели самого процесса познания, о котором говорит теперь философия?
Поясните, почему благодаря науке, ее достижениям можно было утверждать превосходство над предшествующими эпохами и с оптимизмом смотреть в будущее. Обратите внимание, именно идея взаимосвязи развития науки, человека и общества нашла свое полное выражении в известном культурном течении Нового времени – Просвещении.
Новоевропейская наука нуждалась в разработке новых основ, включая проблему метода получения нового достоверного знания, поскольку обогащаться наука «может только знаниями, а сильной она может стать только когда ее знания полезны, приложимы, действительны» (К. Фишер). Вспомним, что силлогистика, характерная для «схоластической учености» не разрешала проблемы получения нового знания: «в логике ее силлогизмы и большая часть ее наставлений скорее помогают объяснить… то, что нам уже известно…, или рассуждать о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы изучать это» (Р. Декарт).
Таким образом, философия получает «новый импульс» к переменам. Вступая в Новое время в союз с наукой, философия смещает свои интересы в область методологии научного познания и разработки субъектно - объектной парадигмы научного мышления. Обращаясь к учебному материалу, поясните, почему именно субъектно-объектная парадигма легла в основу науки Нового времени; в чем состоит ее суть (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 203-206.)?
2. Эмпиризм в Новое время преимущественно развивается в Англии, опираясь на традицию номинализма. Ф. Бэкон (1561-1627) считается родоначальником английского эмпиризма. Поясните, в чем состоит сущность эмпиризма. Назовите причины, по которым Бэкон отказывается от чистой дедукции (характерна для средневековой схоластики) как метода познания.
Логика познания, по мысли Ф. Бэкона, должна исходит «не только из природы ума, но и из природы вещей», поэтому подлинное понимание природы возможно лишь через практическое соприкосновение с ней. Отсюда метод, который разрабатывает Бэкон для новой опытной науки, есть метод «усовершенствованной индукции». Поясните, чем данный метод отличается от так называемой «популярной индукции», за что он ее критикует?
Важно для понимания философской позиции Ф Бэкона его представление о четырех видах «идолов», раскрывающее причины несовершенства восприятия человеком существующей действительности и обосновывающее, таким образом, необходимость эксперимента в процессе познания. Подробно рассмотрите четыре типа «идолов» и способы их преодоления. Что говорит Бэкон о том, можно ли человеку вообще избавиться от идолов? Сохраняется ли значимость бэконовского исследования «идолов» для современных научных исследований? Обратите внимание на то, что для Бэкона важно сочетание чувственного опыта и разума в процессе познания. Об этом говорит его классификация типов ученого: муравья, паука, пчелы. Рассмотрите характеристики каждого из них и сравните их между собой. Какой из указанных типов соответствует целям и задачам новой науки?
Кроме разработки метода, Ф. Бэкон осуществил новую классификацию наук. Какое место и значение он отводил медицине в системе знаний? Что он говорит об особенности медицинского знания?
Объясните, почему роль, которую сыграла методология Бэкона, может оцениваться как общий ориентир для развития философии и науки XVIII – XIX вв.?