Семинарское занятие №1. 1. Наука как самостоятельный социально-культурный феномен прошла определенный путь
1. Наука как самостоятельный социально-культурный феномен прошла определенный путь развития. Это позволяет говорить о ее собственных основаниях, ценностях, структуре, законах развития, о ее связи с различными видами познавательной деятельности человека. Необходимо отметить, что наука становится предметом философских размышлений в период Нового времени и впоследствии постепенно превращается в одну из центральных проблем философии, а затем оказывается предметом исследования специального раздела философии – философии науки.
Подумайте, что позволило науке укрепить свою позицию в обществе и в европейской культуре (XVII – XVIII вв.) в целом и вытеснить религию в качестве интеллектуального авторитета? Благодаря чему человеческий разум и эмпирическое наблюдение вытеснили теологическую доктрину и Священное Писание в качестве главных источников познания мира? Что является главной целью научного познания?
Обратите внимание на то, что в рамках научного познания все представления, связанные с трансцендентной реальностью, стали рассматриваться как нечто, выходящее за пределы компетенции человеческого разума (так И. Кант, разрешая вопрос об основаниях научного познания, противопоставил трансцендентное трансцендентальному). Поясните, почему предметом науки признается лишь то, что можно наблюдать, исчислять и контролировать; все остальное же вызывает сомнение. В связи с этим, подумайте, почему одной из главных и первостепенных проблем науки стала проблема метода научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
Позитивизм (30-40 гг. XIX в) оказался своеобразной идеологией науки, окончательно обосновавший и утвердивший науку в качестве особой сферы мышления, связанной, прежде всего, с фактом и законом. Определите значение таких понятий, как «факт» и «закон», поясните, как они связаны с достоверностью научного знания и целями научного познания в целом. На чем основана классификация наук? Какие науки в связи с этим выделяют?
Подумайте, почему именно наука оказывается движущей силой развития общества?
Назовите основные проблемы, стоящие перед философией науки, и поясните их значение для понимания сущности научного познания (см.: Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Академический Проспект, 2004. С. 624-628; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, - М.: Гардарики, 2008. С. 419-420).
2. Чтобы понять, чем наука и научное знание отличается от других форм познавательной деятельности необходимо обратиться к таким характерным чертам/критериям научного знания, как
· проблемность
· предметность
· системность
· стремление к обоснованности
· методологизм
· стремление к объективности
· общезначимость
Поясните каждую из указанных черт (см.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 451-453; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, - М.: Гардарики, 2008. С. 426-427). Подумайте, почему (исходя из рассматриваемых критериев) научное знание может рассматриваться как достоверное и претендовать на эталон знания? Какое знание (естественно-математическое или гуманитарное) в большей степени соответствует отмеченным критериям и олицетворяет собой научное знание как таковое? Поясните, в чем состоит специфика гуманитарного знания (см.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 432-441; 454-457; 502-503). Обратите внимание на значение понимания в гуманитарном знании, поясните его методологическую необходимость. Подумайте, имеет ли место понимание в медицинской практике. Приведите примеры.
Указанные критерии научного знания позволяют выделить вненаучные формы знания. К последним можно отнести ненаучное, донаучное, паранучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное знание. Рассмотрите и приведите примеры данных форм вненаучного знания. Подумайте, могут ли взаимодействовать наука и вненаучное знание? Какие последствия для науки может иметь данное взаимодействие?
Поскольку наука представляет собой сложное динамичное образование и в своем развитии оказывается связана с социально-культурной средой, поскольку в рамках самого научного знания возможны заблуждения и ошибки. Это требует выработать для самой науки, в отношении ее собственного знания, определенные критерии, позволяющие отличать объективное знание от научных заблуждений (проблема демаркации науки и не-науки). Принцип верифицируемости знания и принцип фальсифицируемости так или иначе разрешили проблему деморкации, однако, не исчерпали ее. Поясните каждый из указанных принципов, выявите их достоинства и недостатки, опираясь на учебный материал. Подумайте, может ли научное знание быть абсолютно объективным?
3. В структуре научного знания выделяют два основных уровня: эмпирический и теоретический. Обращаясь к материалу учебников, рассмотрите отличительные особенности, цели и структурные компоненты каждого из уровней, а так же поясните необходимость единства этих уровней в процессе научного познания. Обратите внимание на теорию, как структурный компонент теоретического знания, ее основные элементы и функции. Поясните отличие теории от гипотезы.
Организует, регулирует и делает возможным процесс познания именно метод. Метод ведет либо к ложному, либо к истинному знанию. Не случайно в греческом языке метод означает «путь к чему-либо». Обратите внимание на отличие метода от методологии. Поясните, почему важно, чтобы метод был связан с предметом познания, с его спецификой и содержанием.
Научное знание внутренне системно организовано и упорядоченно, поэтому существует своеобразная иерархия методов познания. На основании этого выделяют:
· философские методы
· общенаучные методы (методы эмпирического исследования, методы теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования)
· частнонаучные методы
· дисциплинарные методы
· методы междисциплинарного исследования
Обращаясь к материалу учебников, рассмотрите и сравните между собой указанные группы методов. Приведите примеры.
Поясните, почему нижеперечисленные методы определяются как методы научного исследования: методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение; методы теоретического познания – формализация, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному; общелогические методы и приемы исследования – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, системный подход. Определите значение для процесса познания каждого из перечисленных методов. Поясните, в чем состоит особенность общелогических методов исследования.