Проблема смысла истории. Общественный прогресс и его критерии
Сущность и социальную роль любого общественного явления можно понять, только если рассматривать его в единстве с развитием всего общества, в рамках всеобщего исторического процесса.
Поиск цели, смысла истории имеет свою собственную длительную эволюцию в социально-философской мысли человечества. Можно выделить несколько подходов, которые предложили свое собственное понимание смысла и направленности человеческой истории.
Эсхатологическая идея. Западноевропейская христианская философия (начиная с Августина Аврелия) – стремилась показать единство исторического процесса, отправным пунктом которого считала явление Христа. Божественное бытие порождает весь мир и сама история человечества предстает как «сотворенное бытие» (вторичное существование), включает идею конца мира («Страшный суд»). Мотивы этой идеи прослеживаются в историософских концепциях российских религиозных философов (Соловьева, Бердяева, Леонтьева). В христианской концепции впервые сложились предпосылки для постижения целостности исторического процесса с внутренне присущей ему логикой исторических событий и целью.
Естественный порядок. Первую попытку отделить земную (человеческую) историю от небесной (Божественной) предпринял итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1774). Не отрицая роли Божественного провидения, он связывает смысл истории с понятием естественной необходимости. Этот естественный порядок определяет поступательное движение всех народов и наций, которые идут в своем развитии одним путем, проходя последовательно три века: век Богов (детство), век Героев (юность), век Людей (зрелость). Достигнув высшей ступени развития, когда совесть, разум и долг регулируют отношения между людьми, человечество вновь начинает путь, повторяя поступательное движение при «возрождении наций».
Идея прогресса. Просветительский подход – исходя из разумной природы человека. Обосновал этот подход Кондорсе. Рассматривал прогресс в качестве основополагающей тенденции человеческой истории. Выделил в развитии человечества 10 эпох, критерием различия которых служат успехи совершенствования человеческого разума, достижения более полной свободы.
Смысл истории по Канту. История как целостная и единая никогда не дается в опыте, поэтому в поисках смысла ее следует исходить не из «начала», а из «конца» - из ее предполагаемых результатов. Рассматривает историю человеческого рода как выполнение тайного плана природы – установления совершенного государственного устройства как «единственного состояния, в котором она может полностью развить все задатки, вложенные ею в человечество».
Историцизм – концепция Гердера. Все исторические события равноценны, они совершаются не ради каких-либо других, а для себя самих. И учение о конечной цели истории – золотом веке человечества, не применимо в исследовании исторического процесса. Общая направленность исторического процесса к воспитанию и совершенствованию человека не исключает многообразия исторических форм культуры, их самоценности. Многообразие культур создает «гармонию движения» всемирной истории, которая выступает как единая цепь развития человеческой общности и традиций. Этот подход к пониманию истории называется историцизм. Фундаментальное же обоснование историцизм получил в философии истории Гегеля.
Историцизм Гегеля. Всемирная история выступает у Гегеля как «разумное необходимое обнаружение мирового духа», который проходит несколько ступеней развития и в качестве своей конечной цели имеет осознание свободы. Как и Кант, Гегель считает, что всемирная история «не есть арена счастья». В ней господствуют страсти, своекорыстные цели, удовлетворение эгоизма ведущие к уничтожению процветающих государств. Гегелевский историцизм включает в себя 2 основных принципа: наличие в истории разума и утверждение целостности исторического процесса.
Культурологический подход. Данилевский, Шпенглер, Тойнби.
Утверждение существования множественности культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественности.
- Данилевский развивает теорию обособленно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций), проявляющихся через своеобразные формы общественного развития – религиозного, промышленного, политического, научного, художественного. Прогресс всемирной истории состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле человеческой деятельности исходить в разных направлениях. Наибольшее внимание уделяет славянскому культурно-историческому типу (России). Ставит вопрос о высоком общественно-экономическом и культурном предназначении славянского типа. Предостерегает от бездумного заимствования западных традиций.
- Шпенглер пересмотрел основы историцизма. Отрицает целостность и единство всемирной истории. Рассматривает мировую историю, как существование в разное время множества культур: расцветающие и стареющие культуры. Отвергает привычную для европейца схему, согласно которой все высокие культуры совершают свои пути вокруг западной культуры как предполагаемого центра всего мирового процесса, и утверждает одинаковое значение всех культур в историческом процессе.
- Тойнби разрабатывал категорию «цивилизация». Выделяет в каждой цивилизации основные фазы исторического существования: возникновение, рост, надлом, упадок, разложение. Во всемирной истории насчитывает 21 цивилизацию, различая их по религиозному признаку. Смысл всемирной истории видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.
Экзистенциальный подход Ясперса. Такой подход стремится увязать смысл истории со смыслом человеческого существования. Истоки человеческого единства следует искать не в биологической природе человека, а в человеческой сущности – в свободе (свободное проявление духовных сил человека). Для объяснения исторического единства вводит понятие «осевая эпоха» (середина последнего тысячелетия до н.э.) – с этого момента мировая история человечества обрела структуру.
Марксистская теория – формационный подход. Маркс рассматривает развитие истории как естественно-исторический процесс. Основные категории: «общественно-экономическая формация», «общественные отношения», «историческая закономерность». Определяющие факторы смены исторических ступеней (формаций) – диалектическая взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, а также сознательная деятельность народных масс. В отличие от экзистенциального подхода (эволюция представлений и идей), единство исторического процесса по Марксу объясняется общественным бытием, развитие которого подчинено социальным законам.
Антиисторицизм Поппера. Отрицает существование каких-либо универсальных исторических законов, цель и смысл истории. А также единую историю человечества. Отрицание исторического прогресса. Прогрессировать могут только человеческие индивидуумы. Объективные критерии исторического прогресса отсутствуют.
Проблема общественного прогресса тесно связана с проблемой единства всемирной истории. Поэтому те концепции, которые признают какие–либо общие черты в развитии стран и народов, допускают наличие и определенной направленности общественного развития. Прогрессистские теории французских и немецких просветителей связывают поступательность развития общества с прогрессом человеческого разума.
Марксистская концепция отвергает такое толкование прогресса и дает его обоснование с позиций материалистического понимания истории: содержание прогресса – историческое развитие основных форм собственности, критерии прогресса - совершенствование форм собственности, развитие производительных сил, духовной культуры, возрастание степени свободы личности и развитие ее способностей.
Культурологические концепции Тойнби и Шпенглера ограничивают прогресс рамками локальных культур и цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.
В определении содержания прогресса имеет значение точка отсчета всемирной истории. Маркс – первобытная общественно-экономическая формация. Ясперс – «осевая эпоха» - формирование философии и мировых религий. Тойнби – утверждает непрерывность пространства-времени, каждый момент движения представляет собой порождающее начало следующего момента.
Прогресс всемирной истории не протекает гладко. Он включает случаи регресса – возвратного движения к ранее пройденным ступеням и формам развития, циклического движения – возврат к исходному состоянию повторяется в определенном естественном порядке. Прогресс человечества в целом выступает в спиралевидной форме, когда каждый исторический цикл не только включает традиционные формы, но и порождает новые, сохраняя при этом восходящую направленность исторического процесса. Прогрессивные преобразования, однако, могут быть неодномерными: прогресс науки и техники может не совпадать с прогрессом духовной культуры, искусства, личности. Формы общественного развития многовариантны. Поэтому в исследовании социального опыта людей следует применять всесторонний анализ с разных точек зрения.