Общественные отношения, их виды и взаимодействие

Любое общественное отношение выступает как определенная связь между людьми, в рамках которой они проявляют свою самостоятельность и активно отстаивают свои интересы.

Как и содержание деятельности, содержание общественных отношений людей определяется, во-первых, их потребностями, интересами, целями, а во-вторых, теми условиями, в которых они (отношения) реализуются (в условиях общественной собственности на средства производства создаются одни условия реализации общественных отношений, в условиях частной собственности – другие).

Общественные отношения можно классифицировать по субъектам (носителям данных отношений) и по содержания. При классификации по субъектам можно выделить: 1)социально-классовые отношения, т.е. отношения между классами и другими соц. группами; 2)национальные, т.е. отношения между нациями и др. этническими группами (народностями и т.д.); 3)семейные отношения, т.е. отношения, складывающиеся в рамках семьи (полной и нуклеарной – неполной, усеченной. Полная семья состоит из 3-х поколений, неполная – из 2-х); 4)отношения между поколениями людей, которые составляют содержание процесса соц. наследования накопленных знаний, опыта, духовных ценностей.

При классификации общественных отношений по содержанию можно выделить: экономич., политич., нравственные, эстетические, религиозные.

Отдельные виды общественных отношений взаимодействуют и воздействуют на другие. Следует учитывать и то, что при взаимодействии одних общественных отношений с другими существует ведущая сторона. Так, при взаимодействии экономич. отношений с политич. ведущей стороной являются экономич. Совершенствование общественных отношений означает совершенствование общества.

Объективные и субъективные факторы развития общества

Объективные факторы развития общества – это те, которые существуют вне и независимо от сознания и воли людей. К ним относятся:

1. Прирдные условия, которые во первых, во многом определяют содержание хозяйственной деятельнсти и структуру экономики, во-вторых, обуславливают геопоитическое положение страны и, в-третьих, воздейтсвуют на формрование духовного склада тго или иног народа, а следовательно его культуры;



  1. потребности людей: в пище, одежде, жилище, продолжении рода и т.д.
  2. состояние производства, социальная структцура и политический строй, котоые каждое новое поколение людей застают уже сложившимися в условиях которых они начинают действовать.

с это объективные условия социальнойжизни людей, которые опреедляют их де\тельность и в той или иной мере осознаютяс ими. Осознание объективных факторов развития общества не отменяет их объективности. Они были и остаются таковыми.

Субъективные факторы развития общества – это сознание и воля людей, их способноть вносить изменения вобъективный мир.

Объективные и субъективные фаторы общетсвенной жизни диалектически взаимодействуют друг с другом, при этом объективные факторы выступают как определяющие – ведущая сторона. Это не умаляет значение субъективных факторов общественной жизни, проявляющихся в развти морали, искусства, религии и т.д.

Обществнно-экономические формации, историчекие эпохи и цивилизации. Многообразие форм и сциального опыта.

Под общественно-экономической формацией понимается общество на опредленном этапе его развития с присущим ему способом производства, политической системой и духовной жизнью. Выделяют следующие типы формаций:

- первобытно-общинная

- рабовладельческие

- феодальная

- капталистическая

- социалистическая

В учении об общественно-экономических формациях, она выступает как целостный организм, а также как этап исторического процесса. С т.з. марксизма в основе оазвития общества в основе развития общества лежит развитие производительных сил. Марксисты не утверждали, что вкаждой стране должны имть место все эти фрмации. Некоторые из них моут отсутствовать (в России не было рабовл. формации).

Если формации указывают на качественное состояние социальногооргнанизма, топонятие историческая эпоха отражает временные характристики- отрезки, в течении которых существуют отдельные формации и цивилизации.

В одну историческую эпоху могут существовать несколько исторических формаций, но вегда есть ведущая формация которая дает имя этой эпохе. Бывает, что одна формация существует несколько эпох.

В каждую историческую эпоху существуют цивилизации, которые обычно определются как тип культуры того или иного общетсва. В наст. время выделяют западаную и восточну. Запад рацоналистичен, восток – иррационалистичен (в большей степени).

Социальный детерминизм. Роль материальног производства в развитии общества.

Социальный детерминизм – это учение о причинных и закономерных связях в развитии общества. Причинные свзи – это всегда связи генетические. Спиноза: «Зная причину появления того или иного явления, то я знаю его сущность».

Причина порождает следствие, а следствие влияет на причину. Следствие в одном взаимодействии является следствием, а в другом – оно уже будет причиной.

Повод – это событие, которое создается искусстенно, чтобы оправдать другое событие, которое яляется причиной (вторжение в Ирак).

Причинные связи нередко выступают как закономерные, но м.б. незаконмерными. Закономерность всегда иеет причину. Следует учитывать, что социальные законы – это не надисторические реальности, они прояляются как законы деятельности людей и их общественных отношений. Люди могут влиять на действие эти законов, ускорять или замедляь их действие, но изменить их они не могут. Осознание социальных законов и дейтвия в соответствии с ними уменьшают долю стихийности и увличивают долю сознательности в развитии общества, а значит и долю его свободы по отношению к необходимости.

Роль мат. производства в развитии общества:

- в процессе мат. производства люди создают предметы питания, одежды, жилища и т.д. без которых общество сущестовать не может

- способ произ-ва создает материальные возможности для функционирования социальной, политической, правовой и духовной сфер жизни общества

- материальное производство лежит в основе социальной структуры общества (при капитализме классы наемных рабочих и предпринимателей образуются в связи с мат. производством)

- способ производства мат. благ влияет на духовное производство не только в плане его обеспечения, но и в том смысле, что определяет содержание духовной жизни.

Наши рекомендации