Неокантианство и проблема ценностей
Одним из влиятельных направлений философской мысли кон.19-нач.20вв. было неокантианство. Оно основывалось на философии Канта и в то же время развивало её в новых условиях. В области социальной философии свою задачу последователи Канта видели в том, чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе и прежде всего «исторического метода» исследования социальных явлений.
Эта цель с наибольшей полнотой была реализована в трудах немецких мыслителей Вильгельма Виндельбанда(1848-1915) и Генриха Риккерта(1863-1936). Они поставили и по- своему решали проблему сути философии как науки и мировоззрения. Оба они подходили к философии как к многогранному явлению. Так, Виндельбанд писал, что одни философские системы базируются на строго научной системе знаний; для них «высшим понятием служит понятие науки». Другие- на откровениях, в том числе божественных- такова религиозная философия. Третьи- на интуиции. Во всех случаях философия опирается на определённые убеждения – научные, религиозные, моральные, эстетические и т.д. Она, по словам Виндельбанда, выражает нормальное сознание людей, в котором сочетаются все эти моменты, прежде всего научные и ценностные подходы к пониманию мира и самого человека.
«Методологическая противоположность» наук об обществе и природе.
Суть социальной философии неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий, составляющих культурную жизнь народов разных стран и исторических эпох. «Метод есть путь, ведущий к цели»,- писал Риккерт. По мнению этих мыслителей, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Это мнение было положено ими в основу классификации наук. Решая данную проблему, они исходили из того, что науки о природе «отыскивают общие законы» развития природных явлений. Наличие же законов в развитии общества они отрицали. Отсюда задача наук об обществе сводилась к тому, чтобы понять и объяснить отдельные исторические факты, их характерные особенности.
Подчёркивая это различие наук о природе и наук об обществе, их «методологическую противоположность», Виндельбанд писал: «Одни из них суть науки о законах, другие- науки о событиях; первые учат тому, что всегда имеет место, последние, что однажды было».
В первом случае имеет место «номотетическое мышление», то есть обобщающее, открывающее законы природы, во втором- «мышление идеографическое», то есть индивидуализирующее, фиксирующее особенности исторических событий, их уникальность и неповторимость.
Историк, -считал Виндельбанд,- имеет своей задачей идеально воссоздать какой- либо продукт прошлого со всеми его индивидуальными чертами…задача, которую он должен выполнять по отношению к реальным фактам, сходна с задачей художника по отношению к продуктам его фантазии.
Такого же мнения придерживался и Риккерт, который писал, что историк стремится воссоздать прошлое в его наглядной индивидуальности и в этом смысле «даёт нам возможность как бы пережить прошлое заново». В данном отношении «историческое воссоздание событий близко к художественной деятельности».В этом заключается основное отличие индивидуализирующего метода в науках об обществе, культуре от обобщающего метода в естествознании или науках о природе, цель которых заключается в том, чтобы по словам Риккерта, «подвести все объекты под общие понятия, по возможности понятия закона».
Ценности как ориентиры социально- культурного развития общества
В обществе, как уже отмечалось, действий каких-либо устойчивых, закономерных связей не усматривается. В то же время провозглашается идея «индивидуальной исторической причинности» или «однократного индивидуального причинного ряда». Это значит, что каждое явление в обществе имеет свою индивидуальную причину, которая не имеет устойчивого характера и может больше не повториться. Каждая такая индивидуальная, нередко уникальная, причина порождает столь же индивидуальные следствия. Поэтому социальные явления, прежде всего- явления культуры, всегда уникальны, изменчивы и во многом неопределенны. Здесь отсутствуют устойчивые закономерные связи, о которых можно говорить лишь применительно к естественным явлениям. Так решалась в неокантианстве проблема причинности и закономерности применительно к обществу. В связи с этим возникает другая проблема: если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то как определить социальную значимость тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человеческой культуры. Решается она неокантианцами путём обращения к проблеме ценностей. Ни в коем случае не законы, но всегда лишь ценности, утверждал Риккерт, должны применяться в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений. Ценности истолковывались как своего рода идеалы и, следовательно, ориентиры социально- культурного развития общества.
По мнению Виндельбанда и Риккерта, ценности носят надисторический характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый от людей, вечный трансцендентный( то есть потусторонний)мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея трансцендентного долженствования. Она указывает на безусловное, не ограниченное временем, абсолютное значение вышеназванных ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие ценностные установки и требования, которыми они руководствуются в их жизни, поведении, повседневной и исторической деятельности.
Как подчёркивал Риккерт, люди верят в объективный смысл указанных ценностей, ибо, по его словам, «без идеала над собой человек в духовном смысле слова не может правильно жить». Ценности же, составляющие этот идеал, подобно звёздам на небе, всё больше открываются человеку. Происходит это по мере прогресса культуры.
Социальная философия выступает в данном случае как учение о ценностях, раскрывающее их природу и сущность, а также их значение и воплощение в жизни и деятельности людей. Эти «надисторические абсолютные ценности» находят своё выражение в нравственных, политических, эстетических и религиозных идеалах, которыми руководствуются люди. с другой стороны, через эти идеалы они как бы связываются с идеальным миром вневременных абсолютных ценностей.
Основным в истории общества провозглашается духовное начало. С этих позиций неокантианцы критически восприняли созданное Марксом материалистическое понимание истории, в котором обосновывалось определяющее значение экономического фактора в развитии общества. Такой подход Риккерт рассматривал не как научный, а как часть политической программы марксизма, в которой «победа пролетариата была центральной абсолютной ценностью».
Оказав существенное влияние на умы научной и творческой интеллигенции в кон.19-нач.20вв, неокантианство с его проблематикой сохранило свою актуальность и в настоящее время.