Сокращения: М-мировоззрение,Ф-философия

Место философии в системе дух. культуры

Дух.культура-проявление чел.духовности/души или психики отд. человека,народа,нации.Духовность-психика человека.Психика всегда выступает как нечто целое. Осн.проявления дух.культуры: 1)Интеллект (м.б.поверхностный,глубокий).Высшее проявление И. – наука.Преобладает рац.мышление. 2)Эмоции (эмоц.сфера сознания).3)Воля (м.б. деструктивная,позитивная).= Интеллект (И) проявляется на эмоциональном уровне.Хотя И.также проявляется и в искусстве,но эмоций в искусстве больше.Наша душа:единство сознательного и бессознательного.→Культура=интеллект, эмоции, воля+культура сознательного и бессознательного.

Фил -форма дух.деят-ти, направленная на постановку, анализ и решение корен.мировоззрен-ческих вопросов,связан-х с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем.Гегель:»Ф-эпоха, выраженная в мысли».В рамках Ф.мыслятся и переживаются людьми фундаментал.проблемы их бытия, касающиеся всех и каждого.Фил-духовная квинтэссенция (средоточие)своего времени. Яковенко:»Нет такой культурной сферы,куда бы Ф.не проникает,где бы она не оказывалась на первых ролях.Якобсон:»Ф-учение о ценностях». →Ф.предстает как основополагающий фактор развития дух.культуры,его дух. фундамент.= Выделяют:научную,худ.,религ.Ф. Это разные виды философствования.1)Научная Ф. формулирует свои представления о мире и его познании на основе научных данных.Она обладает предметом исследо-вания,понятийно-категориальным аппаратом и мето дологией(учение о структуре,логической орг-ции, методах и средствах деят-ти).Зачастую фил.намеча-ет осн.направления исследований наук,осмысливает их рез-ты и дает им интерпретацию в общекультурн. контексте. Ф.Бэкон:экспериментальн.естество-знание, на его основе развивается научн.фил-я. Он исходит из опыта, от него не отрывается. Позитивизм-напр-е фил.,объявляющее единствен.ис-тин.источником знания конкретн.эпирич.науки.Они давали высокую оценку науки,разработали методо-логии для всех наук.Сциентизм-представление о наук е и естествознании как главн.факторе обществ. прогресса. 2)Худ.Ф.выражает то или иное видение мира средствами литературы и искусства.В этом заключается худ.освоение мира,которое м.б. представлено:в произведениях искусства(музыке, живописи,архитектуре,лит-ре;в науке о прекрасном (эстетике).3)Рел.Ф.-философское толкование религ.проблем. Особенно в эпоху средневековья: философия тесно связана с теологией.

Философия как мировоззрение и как наука. Предмет философии, специфика и структура фил.знания.

Сокращения: М-мировоззрение,Ф-философия

Мировоззрение=с-ма обобщенных взглядов на мир,на место в нем человека и его отношение к этому миру,а также основанные на них убеждения,чувства и идеалы,определяющие жизненную позицию человека,принципы его поведения и ценностные ориентации. = Всякая фил-я явл-ся М.Но не всякое М.явл-ся Ф-й. Понятие М.шире понятия Фил-и.М.включает в себя Ф.(самый поздний в историч.плане вид Мировоззрения),а также миф и религию. М. появляется задолго до возникновения Ф.===М.иФ.-есть рез-т отражения действительности. Элементарный вид отражения: мироощущение/миросозерцание(фиксирование отд.внешних проявлений бытия,не сущности),затем мировос-питание и миропредставление(=цельная картина мира,но М.ограничено чувствен.опытом,чем рац.мышлением,чувства над разумом). Самый глубинный уровень отражения - понятийное отражение =миропонимание(его и представляет Ф.)Ф-высший уровень и вид М.,это теоретически оформленное,системно-рационал.М.===В люб.М. м.выделить 3 стороны:познавательная, ценностно-ориентировочная,мотивационно-побудительная. 1)Познават.сторона:Ф.приводит взгляды в опр. системы,что определяется самой ее природой(хаос приводит в порядок).В отличие от др.наук и любой их сов-ти Ф.отражает мир в его единстве и целостности.Ф.не совпадает с научн.М.,т.к.Ф.-ядро,а вокруг ядра есть др.науки,которые встраиваются в фил.с-му.2)Ц-ориент.сторона:В М.поясняется значение тех или иных явлений действительности д/жизни и деят-ти людей.Этим обусловлены их представления об объективн.ценности различных явлений.→формируется избирател.отношение людей к действ-ти,кот-е базируется на опр.с-ме ценностей. Так возникает с-ма цен.ориентаций(эстетика, религия,др).3)Мотив-побуд.сторона: она выступает в виде формирующихся в сознании людей потребностей,идеалов,целей,прямо определяющих мотивы деят-ти людей,их внутрен.побуждения. ==→ Ф.явл-ся специально разрабатываемым учением о мире и месте человека в нем, теоретической основой М.,способом познания мира,логикой теоретического мышления,методологией научного знания и практической деятельности,формой общ.сознания,мерой чел.ценностей,феноменом дух.культуры..=== В силу св.широты Ф.сложно отнести к науке.И все-таки Ф.-наука,т.к.она выступает в качестве такой же теоретич.дисциплиной,как и наука. Это означает:1)Ф. оперирует понятиями,суждениями и умозаключениями,что указывает на ее теорич.хар-р.2)использует общенаучн.методы познания (индукция,дедукция,анализ, синтез,мыслен.эксперимент,моделирование,др.).3)опирается на положения различн.наук.Специфика Ф.как науки в том,что она оперирует предельно общими понятиями:бытие, материя, сознание,движение,пространство,время,др.), отражающими наиболее общие свойства объективн.мира,его познания и челов. мышления.В рамках этой с-мы общих понятий осмысливаются физ.,хим,биолог.,соц.,др.явления.→Этим определяется место и роль Ф.в с-ме естественнонаучных и гуманитарных знаний. Структура фил.знания:онтология,гносеология,логика. Предмет Ф.м.определить так:учение об общих принципах и законах бытия,познании и чел.мышления.

Наши рекомендации