Научное мировоззрение и научная картина мира

Вопросы

1. Наука и мировоззрение.

2. Научное мировоззрение и его особенности.

3. Научная картина мира.

Лекция

1. Наука не ставит своей задачей непосредственное производство мировоззренческого знания (в отличие от мифологии, религии и философии). Однако, исследуя разнообразные сферы реального мира, наука в силу самой логики развития научного познания неизбежно вырабатывает определенные мировоззренческие знания как свой продукт. В человеческой истории нередко случалось так, что те или иные научные открытия, обобщения, выводы, теории приобретали в духовной культуре общества особую мировоззренческую значимость. Например, создание в XVI – XVII вв. гелиоцентрической модели представляло собой астрономическую (научную) проблему. Но вопрос этот оказался связанным с вопросом о месте человека в мире. В XIX веке такую же мировоззренческую актуальность и остроту приобрела проблема происхождения жизни и человека на нашей планете.

В XX веке мировоззренческую нагруженность имели многие открытия в физике, биологии, космологии, кибернетике, психологии. Глубокий метафизический интерес вызвали выводы теории относительности о релятивности пространства и времени, исследования «последних кирпичиков мироздания» в квантовой физике, теория Большого взрыва и «антропный принцип» в космологии. Большой резонанс в общественном сознании вызвали такие выдающиеся открытия, как открытие генетического кода, функциональной асимметрии правого и левого полушарий мозга, дискуссии по проблемам моделирования интеллекта, изучение неординарных состояний сознания, вызываемых приемом психоделических препаратов или применением нефармакологических методов глубинной психотерапии.

Ученый не ставит перед собой задачу получить профессиональный ответ на ту или иную проблему мироустройства. Тем не менее, научная практика и логика исследовательской деятельности, так или иначе, подводят ученых к необходимос­ти выработки интегрального образа изучаемой реальнос­ти, целостного научного представления об окружающем мире или научной картины мира, формирующейся в результате синтеза знаний, получаемых в различных научных дисциплинах. Таким образом, наука, не занимаясь специально мировоззрением в целом, производит отдельные его сегменты, такие, например, как картина мира и научный образ человека.

2. Для научного мировоззрения характерны следующие особенности:

- рациональная обоснованность;

- частичность, фрагментарность;

- неуниверсальность.

Первая особенность вытекает из того, что научное мировоззрение является обобщением научных знаний. Их производство и систематизация осуществляется на основе принципа научной рациональности. Этот принцип регулирует специфические способы обоснования знания: эмпирические, теоретико-логические, конвенциональные.

Эмпирическое обоснование опирается на фактическую базу, связано с обращением к данным наблюдения, измерения, к экспериментальному контролю опытного знания. Логическое обоснование есть выводимость по правилам логики одних знаний из других, истинность которых доказана. Конвенциональный аспект рациональности вытекает из условно принимаемых в данной научной теории исходных допущений и определений.

Частичность или фрагментарность научного мировоззрения обусловлена тем, что оно включает в себя не все элементы мировоззренческого сознания, а лишь некоторые, например, картину мира, но практически не предполагает смысложизненной проблематики.

При этом научная картина мира не может быть метафизической, т.е. быть моделью мира как целого/целостности, мира как универсума. Чаще всего дело имеется с естественнонаучной картиной мира, отражающей и обобщающей определенный достигнутый уровень развития естествознания.

Естественнонаучная картина мира как результат междисциплинарного синтеза появляется в Новое время. Исторически первой ее формой была механисти­ческая картина мира, связанная с классической механикой.

До тех пор, пока в истории культуры монопольное положение занимали мифология, религия и философия, а наука делала первые шаги в своем становлении, господствовало убеждение, что ее объектом является, прежде всего, подлунный мир, а мир небес был той сакрализированной сферой, на уровне которой научное знание признавалось недостаточным.

Важнейшей особенностью ньютоновской научной революции XVII века явилось то, что она сделала объектом научного исследования мир в целом. Наука впервые заявила о своем праве изучать и постигать всеобщие принципы бытия и «всемирные» законы (такие как закон всемирного тяготения). Дуализм наблюдаемого и умопостигаемого, конечного и бесконечного, подлунного и небесного преодолевается не на путях философского умозрения или богословских рассуждений, а на путях экспериментально контролируемых теоретических построений.

Лишь после того, как удалось, исходя из общей точки зрения, одними и теми же законами объяснить и небесные, и земные явления, появилась возможность первой естественнонаучной картины мира – картины мира ньютоновской физики с присущей ей абсолютизацией законов механики.

Наука в XVII веке вырабатывает модель объяснения природного целого, в основе которой лежала идея универсальной причинной обусловленности всех физических процессов; главная цель познания – открытие законов природы, при этом сам закон понимается как жестко фиксированное причинное и однозначное (механистическое) соотношение явлений. Этот образец (парадигма) объяснения стал постепенно переноситься в другие области познания, вплоть до биологической и социальной.

Убежденные в рациональном и поддающимся количественному анализу устройству природы, ученые-естествоиспытатели считали, что в мире нет ничего, что не могло бы стать объектом научного познания; а все, что наука делает предметом своего анализа, в конечном счете может быть познано до конца, исчерпыва­ющим образом и притом исключительно научными средствами. Эта убежденность ученых составляла важнейший элемент научной рациональности классического естествознания.

Использование методов и принципов конкретной науки в решении относимых ранее к метафизике проблем способствовали тому, что научные достижения XVII – XVIII вв. были быстро обобщены и организованы в стройную систему. В итоге завершивший ньютоновскую теорию П.Лаплас мог утверждать, что его «система мира» не оставила нерешенной ни одной астрономической проблемы, а Ж.Лагранж отмечал, что ученым дан всего один «универсум» и Ньютон уже успел его объяснить.

Выработка целостного взгляда на природу на базе механистических представлений и формирование соответствующей парадигмы классического естествознания явились гигантским скачком вперед, триумфом синтезирующей функции науки, важнейшим фактором ее утверждения.

Очевидно, что по своей сущности ньютоновская программа выходила за рамки собственно механики и содержала в себе и естественнонаучные принципы, и философские составляющие. Общие установки этой программы – исчерпывающая познаваемость реальности, объяснение природы из нее самой, требование «натураль­ного» описания и отказ от «сверхприродных» (метафизических) причин, использование математического языка и обращение к эксперименту как «пробному камню» теории имели направляющее и стимулирующее значение для развития естествознания, выходящее за рамки собственно механики и даже классической физики в целом. Вместе с тем ей была присуща экстраполяция механистических представлений на всю природу, отрицание многокачественности материи.

В середине XIX столетия на смену механицизму приходит электромагнитная картина мира. Революция в естествознании, начавшаяся на рубеже XIX – XX вв., предопределила появление новой – неклассической картины мира, опирающейся на радикальные физические идеи теории относительности и квантовой механики. Современные представления о мировом целом складываются в результате обобщения вероятностной модели, принципов инвариантности (включая различные законы сохранения, принципы относительности и симметрии) и др.

Существенным результатом эволюции научного мировоззрения стало изменение содержания понятий «космос» и «мир». Так, древнегреческие философы понимали мироздание как рационально упорядоченную гармоничную систему, противопоставляя ей хаос, беспорядок. «Космос» для древних греков – источник красоты, гармонии в явлениях природы. Это точка зрения держалась очень долго. Даже Коперник считал, что орбиты планет должны быть окружностями, потому что окружность красивее эллипса. Во второй половине XX века произошел скачок в познании физической природы космических явле­ний. «Космос» перестал быть абстрактным понятием. Сей­час различают четыре его уровня:

1) ближний космос – околоземное пространство, включающее магнитосферу Земли. Эта область начала активно исследоваться, осваиваться приборами и непосредственно человеком в космических полетах.

2) Солнечная система: Солнце, планеты, их спутники, межпланетная среда. В XX веке – это сфера, где активно уточнялись параметры, размеры, динамика отдельных процессов. Осваивает человек этот космос как свой дом.

3) Галактика – звездная система, в которую входит и Солнце (одна из примерно 200 млрд. звезд, ее составляющих). Вне нашей Галактики существует множество галактик самых разнообразных форм и структуры. Совокупность галактик всех типов, квазаров и межгалактической среды образует Метагалактику или Вселенную.

4) Вселенная – вся окружающая нас часть материального мира, доступная наблюдению и содержащая различные типы объектов – от элементарных частиц, атомов и молекул до планет, звезд, скопления галактик, дисперсного вещества и физических полей.

Важнейшими особенностями научной картины мира второй половины XX столетия являются тенденции к принятию идей относительности и многомерности. Большую привлекательность у ученых в последние годы вызывают гипотезы о «многомерных мирах». В контексте современных космологических теорий Большого взрыва формируются принципиально новые представления о характере крупномасштабной структуры Вселенной, о ее ячеисто-сетчатой природе, о космическом плюрализме.

Существенным результатом эволюции мировоззренческого сознания современной науки была релятивизация понятия «мир». Это понятие отождествлялось с предельно широкой категорией Универсума, т.е. со всей полнотой сущего, всего, что соотносится с объективной реальностью вообще.

Современная релятивистская космология вплотную подошла к разработке физически конечных, хотя геометрически и неограниченных моделей Вселенной. Наука столкнулась с возможным фактом конечности мира, как с точки зрения его пространственной замкнутости, так и с точки зрения времени его существования. Одновременно с этим вопросом возникла и другая проблема: является ли наша Вселенная уникальной, единственной?

Важнейшим мировоззренческим следствием общей теории относительности явилось представление о том, что наша Вселенная является одним из бесконечного множества различных по своим свойствам миров. В этом случае универсум охватывает все множество самозамкнутых миров – вселенных. Тем самым снимается парадоксальный вопрос: что было, когда нашего мира не было (т.е. до момента Большого взрыва)?

Чем один мир, Вселенная, может отличаться от другого с принципиальной точки зрения? Прежде всего «сценарием его развития» после начала отсчета его физического времени, а также теми возможностями, которые заложены данным сценарием. Наша Вселенная в момент Большого взрыва должна была иметь некоторые характеристики, например, значения фундаментальных констант, которые задают возможность ее усложнения.

К мировым константам, определяющим своеобразие нашей Вселенной, можно отнести пять следующих: 1) гравитационная постоянная, 2) скорость света в вакууме, 3) постоянная Планка (основная константа квантовой теории, коэффициент, связывающий величину энергии кванта электромагнитного излучения с его частотой), 4) масса покоя электрона, 5) элементарный заряд. Эти исходные физические характеристики обеспечивают возможность такого развития нашего мира, которое приводит к возникновению жизни и разума.

В общем, научное мировоззрение можно определить как систему взглядов человека на мир, построенную на данных науки и научным путем. Оно основано на представлениях об общих свойствах и закономерностях природы и общества, полученных в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных знаний, понятий и принципов. В философском плане научное мировоззрение – это мировоззрение материалистическое.

3. С научным мировоззрением связана научная картина мира, представляющая собой систематизацию его важнейших положений, применительно к концептуальной (научной) презентации мирового целого.

Картина мира – это целостная система представлений и знаний о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. В этом же значении используются термины: образ мира, модель мира, видение мира, характеризующие целостность и концептуальность мировоззрения.

Соответственно, научная картина мира – это связанная с научным мировоззрением система научных представлений и знаний о мире. Ее истоки в том, что результаты познавательной деятельности человека, так или иначе, складываются в определенную модель (картину мира).

Научная картина мира являет собой особую форму систематизации знаний, качественное обобщение и концептуальный синтез различных научных теорий. Она призвана выполнить функцию основы систематизации и кодификации научных знаний. Будучи системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективной реальности, научная картина мира существует как сложная структура, включающая общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (астрономическую, физическую, биологическую, геологическую и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие концепции – определенные способы понимания и трактовки предметов и явлений объективной реальности, существующие в каждой отдельной науке. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека о мире, она представляет собой целостную концептуализированную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях объективной реальности.

Научная картина мира – это особая форма теоретического знания, репрезентирующая объект научного познания соответственно определенному этапу исторического развития науки, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного познания. В истории человечества было создано большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций. Поэтому научная картина мира – не догма. В истории развития науки происходит закономерная смена научных картин мира.

Связанные с научной картиной мира научные представления (о мире) основаны на всей совокупности научных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет делать способствующие развитию цивилизации заключения и прогнозы о свойствах объективного мира.

Различают: 1) общенаучную картину мира – представления обо всей действительности; 2) естественнонаучную картину мира – представления о естественной природе (физическая, химическая, биологическая и др., причем одна из картин мира на конкретном этапе исторического развития становится доминирующей). Главная характеристика научной картины мира – ее системность, поскольку она обеспечивает синтез научных знаний. Она носит парадигмальный (Т.Кун) характер, так как задает систему установок и принципов познания мира и влияет на формирование методологических, логико-теоретических, социокультурных, морально-этических норм научного познания, направляя и ориентируя научный поиск. Научная картина мира – это научно обоснованное, конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления.

Научная картина мира создается двумя основными способами: 1) обобщением онтологических «схем» различных частных областей научного знания; 2) сведением онтологической «схемы» одной из наук к другим (биологии – к физике, химии). Различают следующие исторические научные картины мира: 1) классическая, основанная на открытиях Галилея и особенно – Ньютона и сохранявшая свое влияние до конца XIX века; суть ее сводится к тому, что: а) мир рассматривается как совокупность неделимых и неизменных частиц (атомов); б) все события предопределены законами механики; в) движение рассматривается как перемещение тел в пространстве, т.е. пространство и время – это только арены движущихся тел; г) природа – это машина, части которой подчиняются жесткой механической детерминации; д) все естественнонаучные знания основаны на процессах механики; 2) неклассическая – сформированная под влиянием теории термодинамики, релятивистской и квантовой теории, концепции нестационарной Вселенной, что привело к революции в естествознании на рубеже XIX – XX вв., – природу рассматривает как сложную динамическую систему, утверждает новое понимание субъекта познания, находящегося не вне наблюдаемого мира, а внутри него, формирует новую схему нелинейной детерминации на основе теории вероятности; 3) постнеклассическая картина мира – основана на достижениях синергетики, – объекты рассматриваются как открытые нелинейные системы, где велика роль случая, когда локальные причины могут вызвать глобальные следствия, особое значение приобретает неопределенность как атрибутивная характеристика мира, хаос становится не источником деконструкции, а установкой на формирование устойчивости.

М.Планк, как и А.Эйнштейн, указывал, что научная картина мира создается для того, чтобы получить целостное представление об изучаемом внешнем мире. Научное познание – это также создание и смена картин мира.

Литература

1. Лазарев Ф.В. Философия. Учебное пособие / Ф.В. Лазарев, М.К. Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 2003. – С. 43-50.

2. Основы философии. Учебник / Л.Н.Никитин, Л.А.Алексеева, Т.А.Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н.Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 86-87.

3. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 284-285.

4. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 475-478, 502-504.

5. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. А.Н.Ерыгина. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – 704 с. – С.354-366.

Дополнительная литература

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С. 448-453.

2. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, А.В. Лесков; под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007. – С. 593-644.

3. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун ; пер. с англ. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003. – С. 73-82.

4. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 156-157.

Тема 6.

Наши рекомендации