Образ – сосредоточие Чаитаньи

Идол – символ Божественного. Приверженец не видит в нём каменную глыбу или груду железа. Он визуализирует присутствие Высшего Духа в мурти. Все Шаива Найанары, святые юга Индии достигли реализации Бога через поклонение Лингаму, образу Господа Шивы. Для всецело преданного изображение Бога есть Чаитанья, Высшее Бытие, сосредоточие Сознания, которое вдохновляет его, говорит с ним, является проводником его жизни, а порой, и принимает человеческую форму, чтобы помочь ему в трудную минуту на распутье множества дорог.

Так образ Господа Шивы в храме Мадурая на юге Индии помог истопнику и его старухе. Изображение в храме Тирупати, «вымышленное» человеком, свидетель-ствовало в суде, дабы защитить своих приверженцев и т.п. Есть ещё много чудес и непостижимых загадок, раскрыть которые под силу лишь искренне верующим.

Шивалингам.

Общераспространенно суждение, что Шивалингам представляет собой фаллос или эрегированный детородный орган, некий символ порождающей силы или первопричины, источника всей природы. Считать исключительно так, – это не просто существенное заблуждение, но и грубейшая ошибка. В постведическом периоде Лингам лишь символически оставляет за собой право относительно гене-рирующей способности Шивы. Лингам – не примитивный половой признак, а отличительный знак, дифференцирующий признак Господа Шивы. В «Линга Пуране» сказано: «Прадханам Пракрити Ядахурлингамуттамам Гандхаварна-расаихинам Шабда-спаршади-варджитам», «Прежде всего, о Лингаме следует говорить как о лишенном запаха, цвета, вкуса, находящегося вне пределах слыши-мости, тактильных ощущений и т.д.», т.е. говорить как о Пракрити (Безначальной Реальности).

Лингам, на санскрите, буквально значит «знак», символ, который указывает нам на что-либо или подразумевает какое-нибудь умозаключение. Например, когда вы видите большое наводнение на реке, вы приходите к выводу, что в предыдущие дни шли обильные дожди. Или, когда видите дым, – заключаете, что где-то идёт пожар. Весь мир полон бесчисленных форм, Линг Всемогущего Бога. Так, Шивалингам – «Знак, Символ Шивы». Когда вы смотрите на него, ваши мысли сразу становятся возвышенны и приподняты, и вы начинаете думать о Боге.

Господь Шива на самом деле Бесформенен. Он не имеет никакой Собственной формы и, в то же время, все формы – это Его формы, бесчисленные Линги Господа Шивы.

В Лингаме заключена таинственная сила, неописуемая шакти (энергия), способная стимулировать концентрацию нашего сознания. Также, как кристалл способен легко сфокусировать ум пристально смотрящего на него, так и Лингам, – заставляет наше сознание крепко установиться на Боге. В этом кроется причина того, почему древние риши и провидцы Индии предписывали устанавливать Лингамы в храмах Господа Шивы.

Шивалингам говорит с вами на безошибочном языке тишины: «я один без второго, я бесформенная форма Неизобразимого Всевышнего Бога». Только чистые и набожные души могут понимать этот язык. Простой любопытствующий, нечистый иностранец слабого интеллекта и понимания саркастически замечает: «О! Эти индусы поклоняются фаллосу. Они – несведущие люди, не имеющие никакой философии». Но когда такой иностранец пробует изучать тамил или хинди, прежде всего, он проявляет нездоровый интерес к вульгарным словам. И в этом кроется вся природа его любопытства.

Лингам – внешний символ Господа Шивы, Бесформенного, Неделимого, Единого, Вечного, во всём Безупречного и Благоприятного; Того, кто Бессмертная Душа, всегда пребывающая в покоях вашего сердца, ваша внутренняя Самость или Атман идентичный Высшему Брахману.

Спхатикалингам – Шивалингам из горного хрусталя, также является сим-волом Господа Шивы, предписанным для арадханы (поклонения) Шиве. Он не имеет собственного цвета и приобретает оттенок предметов, входящих с ним в контакт, что увеличивает его способность вызывать абстрактную медитацию. Как и прочие Лингамы, он символизирует Бескачественного Ниргуна Брахмана, Высшую Самость или Неимеющего форму и Безатрибутного Шиву.

Для искреннего приверженца, Лингам – не кусок камня, а Всесияющий (Теджас) или Чаитанья. Он говорит с ним, заставляет его проливать обильные слезы, пробегать мурашкам по спине. Лингам растапливает сердце своего возлюб-ленного, возносит его за пределы сознательного тела, помогает общаться с Богом и достичь нирвикальпа-самадхи. Так Господь Рама поклонялся Шивалингаму в Рамеш-вараме; Равана, искусный знаток поклонения, совершал Шиваабхишеку золотого Лингама; известны и многие другие примеры почитания Лингама Шивы леген-дарными героями эпоса, а также великими мистиками и философами современности. Всё это лишь свидетельствует об удивительной и непостижимой силе заключённой в Лингаме.

Также и вы можете достичь Бесформенного Шивы через поклонение Его Восхитительному Лингаму, который помогает концентрации сознания и служит опорой для беспокойного ума неофита.

Когда идолы оживают.

Для бхакты и мудреца не существует понятия неодушевлённого предмета или джада. «Чаитанья Васудевах Сарвам Ити» – «Всё есть Васудева, всё есть Чаи-танья!».

Однажды, раджа подверг испытанию Нарши Мехта: «О, Нарши, если ты действительно истинный приверженец Господа Кришны, каким слывёшь, если говоришь, что идол Бога – Самосущ, сделай так, чтобы он пошёл!». – И идол начал передвигаться. Известны и другие случаи чудотворчества оживших идолов. Так образ Священного быка Нанди, непременного спутника Господа Шивы, вкушал пищу, предложенную легендарным Туласидасом. С Мира Баи мурти играла, была полна жизни и Чаитаньи для неё. А вот другая история. Когда великий Шива-бхакта Аппаййа Дикшитар пришёл в Тирупати, храм Вишну на юге Индии, ревностные ваишнавы отказались впустить его вовнутрь. Какого же было их изумление, когда на следующее утро вместо мурти Вишну в храме, они увидели образ Шивы. Им ничего не оставалась делать, как припасть к ногам этого махасиддха, дабы вымолить у него прощения и вернуть мурти своего Иштадеваты. Похожий случай, демонстрирующий нам особое отношение Господа к своим преданным, произошёл в Удипи, на юге Канары. Канака Дас был большим поклонником Шри Кришны, но из-за своего низкого происхождения ему не поз-воляли входить в храм. Как-то раз, обходя вокруг святыни своего Излюбленного Божества, он увидел маленькое окошко в задней части храма. Несказанно обра-довавшись такой возможности впервые, хотя бы сзади лицезреть своего возлюбленного, Канака припал к этому окошку и забылся, унесённый сладостным пением хвалебного гимна своему Иште. Люди, завороженные мелодией и словами его песни, собирались вокруг. Они были поражены глубиной преданности этого простолюдина. Но каким же потрясением стало для сотен людей и священно-служителей, когда (!) мурти Господа Кришны развернулась, позволив Канаке получить её даршан. И до сегодняшнего дня паломникам показывают то место и окошко, возле которого Канака Дас пел свою песню и где ожившая мурти явила всем образец подлинной любви.

Мурти то же, что и Бог. Она – средство выражения и распространения Мантра-Чаитаньи, которым является Девата (Божество). Всякий искренне преданный непременно должен испытывать подобное отношение к мурти так, как если бы Господь предстал перед ним в человеческом обличие и говорил с ним на его родном языке.

Наши рекомендации