Научные открытия и философия Лейбница, учение о монадах, рационализм, теодицея, диалектические идеи

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716), видный немецкий философ, объективный идеалист, получил образование в университетах Лейпцига и Йены, ученый, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед.Ему принадлежит заслуга в открытии дифференциального и интегрального счисления (сделал независимо от Ньютона),изобрёл счетную машину, которая производила операции с большими числами, разработал проект Берлинской академии наук и впоследствии стал ее председателем, внес большой вклад в развитие логики, придавал большое значение понятию "вероятность", предвосхитил ряд положений матема­тической логики, дал формулировку закона тождества, которая принята в современной логике, развил учение об анализе и синтезе.

Его деятельность протекала в тяжелые для Германии времена. Германия была экономически и политически раздроблена, перенесла Тридцатилетнюю войну. В духовной сфере господствовала религиозная идеология и философская жизнь была неактив­ной. Его главные труды "Новые опыты о человеческом разуме", "Монадология", "Теодицея" и др. Он выступил с критикой материализма и атеизма, причем справедливо указывал на то, что у материалистов материя лишена источника изменения, выступил против дуализма Декарта, против учения о единой субстанции Спинозы, считая, что признание такой субстанции означало бы отсутствие активности у действительности и пассивность вещей.

Он полагал, что первопричиной мира является Бог и созданный им Разум. Материя сама по себе не способна к движению и мир не может быть сведен к единой основе, наоборот, таких основ бесконечное множество. Такими основами являются монады. Своей теорией монад, Лейбниц выступил против атомизма в науке и атомистического материализма в философии.

Каждая монада это не материальный, не вещественный, а духовный элемент, простейший, не состоящий из частей, не дели­мый, не имеющий протяжения и фигуры. Монады творятся и уничтожаются Богом. Монады самостоятельны, Богом наделены активной силой, находятся в единстве с Богом, а между собой находятся в предустановленной Богом гармонии, поэтому развитие каждой монады происходит в соответствии с развитием других монад. Монады облечены в материальную оболочку, которая вто­рична, а сама монада и ее энергия первична. Вселенная, весь мир состоит из монад, а тем самым из тел. В монадах отражается один и тот же мир, в этом состоит их сходство, но в каждой монаде мир отражается по-своему. Это как бы особая точка зрения на мир, поэтому каждая монада индивидуальна и нет двух абсолютно одинаковых монад.

По Лейбницу существует три вида монад, в зависимости от уровня их развития. Монады первого вида обладают лишь спо­собностью восприятия, они находятся в телах неживой природы. Второй вид монад обладает способностью не только ощущения и восприятия, но и представления, они находятся в телах живой природы. Третий вид - это монады со способностью не только первых двух, но и со способностью сознания и самосознания. Как духовные образования монады можно постигнуть только разумом.

В эпоху Нового Времени Лейбниц первым выдвинул идею универсального развития. Но полагал, что источник развития и активности - это монады. Развитие, совершенствование мира достигает своей вершины в познающем человеческом духе. Он понимал необходимость и случайность как противоположности, причем, считал случайность тоже реально существующей и причинно обусловленной, как и необходимость, что случайность возникает на пересечении необходимых процессов, идей об универсальных связях и развитии в мире, о связи необходимого и случайного, о внутреннем богатстве индивидуального и др. Эти взгляды были диалектическими, хотя в целом учение Лейбница метафизично.

В теории познания Лейбниц - рационалист, различал две ступени познания и соответственно два вида истин. Чувственное по­знание - это низшая ступень, она дает истину факта и имеет дело с конкретными вещами и логически не доказывается. Рациональ­ное познание - это высшая ступень, она дает истину необходимости, т.е. вечные истины, не нуждающиеся в оправдании опытом. К ним относятся все основные положения логики и математики. Много внимания Лейбниц уделял доказательству существования Бога, выводя его из целесообразного, гармоничного, согла­сованного во всех своих частях развития Вселенной. Все в мире происходит по предустановленной гармонии, поэтому существует мировой порядок, отсюда его фатализм в решении вопроса о свободе, и поступках людей. Он ввел понятие теодицеи (оправдание существования Бога): совершенство в мире от Бога, а несовершенство от собственной природы; "в мире много зла, недостатков, но все же он (мир) является наилучшим и совершеннейшим из всех возмож­ных миров".

Философские идеи французских просветителей 18 века.

Вольтер и Руссо.

Франция 18 века накануне буржуазно - демократической революции. Франция того периода была сравнительно отсталой в экономическом отношении страной, хотя уже вступила в период первоначального накопления капитала. Происходит быстрый рост городов (Париж, Лион, Марсель, Гавр и др.), создается сильный морской флот, международные торговые компании, происходит завоевание территорий, которые становятся колониями Франции. Несмотря на экономическую отсталость, во Франции того перио­да было сосредоточено около половины золотого запаса Западной Европы. Из 2,5 миллионов населения во Франции, господ­ствующий слой составлял 200 тысяч человек, (130 тысяч дворян и 70 тысяч высшее духовенство); значительная часть доходов от внешней торговли и 2/3 земель принадлежало им. Им также принадлежали все политические права и средства идеологического воздействия на население. 12 тысяч офицеров получали столько же, сколько и остальная часть армии. Существовало три сословия: высшее, духовное и низшее. Из каждых 100 крестьян 80 были крепостными. Наиболее революционная часть французской буржуа­зии выступала против феодального слоя и его идеологии, как руководящая часть третьего сословия.

Вместе с тем во Франции быстро развивается искусство, наука и философия, в которых были течения, выражавшие идеи дворянства и духовенства. Но были и течения демократического, реалистического, материалистического и атеистического харак­тера. Большой вклад в развитие естественных наук внесли французские ученые: Карл Линней (разработал классификацию расти­тельного мира), Лавуазье (открыл, что горение является химической реакцией) и др.

Вольтер (1649 - 1778) - основатель французского просвещения, защитник свободы человеческой личности, свободы мысли, считавший их естественными правами человека. Его яркая критика феодального строя, религиозных предрассудков, различных лженаучных философских учений сыграли прогрессивную роль. Он призывал к уничтожению варварства, к просвещению, улуч­шению общественной и личной жизни людей. Он считал, что препятствием к этому является церковь и религия, которая порабо­щает личность и надо "раздавить гадину (церковь)". Однако он не отрицал существования Бога, как особой творческой силы и как узды для народных масс, "если бы Бога и не было, то его нужно было бы выдумать".

Выступал за свободное развитие философии, науки и искусства, он возражал против просвещения народных масс, считая, что если чернь начнет рассуждать, то это опасно. Он полагал, что материальный мир существует реально, он сторонник опытного исследования природы, выступал за развитие естественных наук, популяризировал учение Ньютона, считал высшей ценностью человеческой деятельности - человеческий ра­зум, что переустройство мира может быть только на основе принципов разума. Он не дошел до материализма и остался умеренным агностиком и деистом. Неравенство считал извечным законом мира, презирал чернь, полагая, что стройность мира доказывает бытие Бога.

В целом он выступал как идеолог буржуазии и своей критикой феодальных порядков и церкви сыграл большую роль в идео­логической подготовке революции во Франции.

Жан- Жак Руссо.

Руссо искал пути перехода к справедливому устройству общественной жизни, считая, что частная собственность стала при­чиной социального неравенства, антагонизма и деградации нравов. Он отмечал, что в истории общества прогресс и регресс связаны между собой. Первоначальное равенство было выигрышным для рода в целом, но проигрышным для личностей. Оно сменилось неравенством, которое необходимо сменится равенством, но отличным от первоначального. Общественный строй характеризуется неравенством и насилием, но от насилия же и погибнет. Лучшим обществом будет такое, которое будет основано на общественном договоре, и в котором высшей властью и суверенитетом будет обладать народ. Руссо явился предвестником якобинцев.

Как философ - он деист, дуалист, признает Бога, бессмертие души, считает, что извечно существуют два начала: материя и дух. Материя пассивна и мертва. В теории познания он сенсуалист, но в то же время признает врожденность нравственных идей (априоризм).

Руссо резко критикует феодально-сословные отношения, считая появление и развитие частной собственности причиной не­равенства, но предлагает не ее ликвидацию, а замену крупной собственности - мелкой.

Он стоял не за абсолютистское государство, а за государство, обеспечивающее свободу и равенство юридических прав. В от­личие от Гоббса, он полагал, что в естественном (догосударственном) состоянии не было войны всех против всех. Руссо выдвинул идею о том, что противоположности являются движущей силой развития общества. В целом же социология Руссо носила мелко - буржуазный характер.

Наши рекомендации