Философия Л. Фейербаха

Философия Людвига Фейербаха(1804 – 1872) считается завер­шающим этапом немецкой классической философии, видными пред­ставителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и нача­лом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха – критика не­мецкого классического идеализма и обоснование материализма. Конечно, материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (в Древней Греции его представителями были Демокрит и Эпикур, в Англии Нового времени – Фрэнсис Бэкон и Джон Локк, во Франции – просветители-материалисты). Однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречия­ми, находились под сильным влиянием теологии, искали ком­промисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глу­боко последовательного материализма, основными чертами ко­торого были:

· полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния;

· попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

· материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

· большой интерес к социально-политическим вопросам;

· убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX века, предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влияни­ем философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Мар­кса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышления, не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и превопричины материального мира. Он логически доказывает невозможность отчуждения (превра­щения) абсолютной идеи в материальный мир, ибо окружаю­щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея являются лишь догадкой разума, выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ­ствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах вы­двинул теорию антропологического материализма.Суть этой теории в том, что:

1) единственно существующими реальностями являются при­рода и человек, который является частью природы;

2) человек должен стать главным интересом философии; он есть единство материального и духовного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

3) Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог – это плод воображения человека;

4) природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), – это различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.В отличие от прежних философов-материалистов, искав­ших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, – деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций и тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Можно выделить следующиеосновные положения атеистиче­ско-антропологической теории Л. Фейербаха:

1) Бога как самостоятельной реальности нет; Бог – это порождение сознания человека;

2) религия представляет собой глубоко разработанную мифологически-фантасти­ческую идеологию, не имеющую ничего общего с реальностью;

3) распространение религии стало возможным благодаря неве­жеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

4) корни религии кроются в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

5) Бог – это идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; Бог в действительности не является творцом, Он есть творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы гно­сеологии. Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и яв­ления окружающего мира. Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз­можности разума безграничны. Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чув­ственные ощущения, в основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при со­единении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально-политические взглядыФейербаха были обуслов­лены его антропологической философией. Он считал, что человек – это уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями. При этом полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми), т.е. человек может жить только в обществе. Основой связей между людьми в обществе, стержнем обще­ства должна стать религия, которая, по его мнению, должна быть основана не на вере в выду­манное сверхъестественное существо (Бога), а на иных принципах. Фейербах был убежден, что необходимо отбросить традиционную религию (христианст­во, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви лю­дей к друг другу и религией любви внутри семьи как наибо­лее отвечающей природе человека, а смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Наши рекомендации