Марксистское философское направление в русской философии в конце 19 и начале 20 веков. (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)
Плеханов Г.В. (1856-1918) - выходец из мелкопоместного дворянства, окончил военную гимназию, поступил в горный институт, в 1876 году начал участвовать в революционном движении. С 1880 года иммигрировал, до 1917 года жил за границей.
В 1882 -1883 годах перешел на позиции марксизма, создал группу "Освобождение труда", перевел на русский язык ряд работ Маркса и Энгельса. С образованием Второго Интернационала активно участвовал в его работе. Был близок с Энгельсом, в 1895 году познакомился с Лениным, участвовал в работе "Искры". По поводу восстания в декабре 1905 года, заявил, что не надо было браться за оружие, отрицательно отнесся к Октябрьской революции, но не поддержал и контрреволюции.
Написал большое количество трудов: "Очерки по истории материализма", "О материалистическом понимании истории", "К вопросу о роли личности в истории". В своих трудах он выступал против идеализма, агностицизма, метафизики, религии, народничества. Он доказывал, что появление диалектико-материалистической философии это самая великая революция, какую только знает история человеческой мысли, что диалектический материализм это философия действия, без революционной теории нет революционного действия в истинном смысле этого слова, что только диалектический материализм раскрывает закономерный характер общественно-исторического процесса. Он творчески развил марксистское учение о роли народных масс и личности в истории, доказывая, что народ, вся нация должна быть героем истории. Плеханов показал сложность, диалектичность отношения между общественным бытием и общественным сознанием. Он исследовал процесс формирования и развитая морали, искусства, политической идеологии, права, религии, философии, активную роль надстройки в жизни общества, дал анализ истории русской общественной мысли с древних времен до конца 18 века. Дал анализ социальных, философских и эстетических взглядов русских революционных демократов. Обосновывал, что при оценке произведений искусства, критерий идейности, жизненной правды, должен сочетаться с критерием художественности.
Дал характеристику основных принципов диалектики (диалектической логики), дал материалистическую трактовку многих диалектических идей Гегеля, очистив их от идеализма имистики. Из законов диалектики он особо выделял закон единства и отдельно -борьбы противоположностей, характеризуя его, как суть, ядро диалектики, раскрыл диалектичность взаимоотношения общего и отдельного, конкретного и абстрактного, формы и содержания и др. Он показал, что теории познания должна быть логическим резюме из анализа истории познания. Плеханов подчеркивал активность сознания, мышления, при всей их зависимости от материального мира и от практики. Дал характеристику основных черт истины. Выделил ряд закономерностей и этапов развития познания: практика — это чувственное отражение, мышление исходит из практики; явление — это сущность и единство теории и практики, закономерность; от качества к количеству и далее к мере;от сосуществования к каузальности; от случайности к необходимости.
Он выделил основные исходные принципы диалектико-материалистической теориипознания:
1. вещи, мир существуют объективно;
2. мир познаваем;
3. в теории познания необходимо рассуждать диалектически уясняя, как незнание сменяется знанием, а неполное знание более полным и глубоким знанием. Он дал определение классов и форм классовой борьбы (экономическая, идеологическая и политическая,как главная).
Многообразие и единство мира. Решение вопроса о единстве мира дуализмом, материалистическим и идеалистическим монизмом. Естественно - научные данные о материальном единстве мира. Значение учета многообразия и единства в мире для познания, оценки и практики.
Един ли мир? |
Плюрализм (мир множественен, т.е. бессистемный). Крайняя форма метафизики. | Монизм (мир един) | Дуализм (мир двойсвенен) |
Идеалистический монизм | Материалистический монизм |
Субъективно-идеалистический монизм | Объективно-идеалистический монизм |
Дуализм считает, что все материальные явления связаны между собой и имеют единую материальную (телесную) субстанцию. Все духовные явления тоже связаны между собой и имеют свою духовную субстанцию. Они никак не связаны между собой, существуют независимо друг от друга, как бы параллельно (Декарт).
Решение вопроса о единстве мира обусловлено решением первой стороны ОВФ: то, что принимается за первичное, считается основой единства мира. Дюринг пытался теоретически доказать единство мира двумя способами:
1. "единство мира состоит в его бытии", - мир един потому, что он существует.
2. мир един, поскольку мы можем охватить его нашим мышлением, как единой рамой, в силу того, что нашему мышлению присуща способность синтезировать, объединять.
Критикуя его, Ф. Энгельс писал: 1. «Из того, что мир существует, еще не следует с необходимостью, что он един;
2. Дюринг ставит единство мира в зависимость от нашего мышления (это субъективный идеализм). Нашему мышлению присуща не только способность синтезировать, но и анализировать. Всякому синтезу непременно предшествует соответствующий анализ. Результаты синтеза будут только тогда верными, если мы будем мысленно объединять, что и как связано в самой действительности. Единство мира доказывается не парой фокуснических фраз, а длительным и трудным развитием наук и практики».
Единство мира доказывают все те научные открытия, которые:
1. раскрывают сходство, родство разных явлений, предметов, процессов;
2. раскрывают связи между предметами, классами предметов, процессами; свойствами;
3. раскрывают переходы, превращения одних предметов, явлений в другие. Все научные открытия доказывают единство мира. Единство мира состоит в его материальности, т.е. все сущее это конкретные виды, состояния, свойства, отношения, связи, возможности и т. п. - материя.
Различные понимания материи в истории философского материализма. Диалектико - материалистическое определение материи, его особенности, мировоззренческое и методологическое значение. Современные научные знания о видах материи.
Понятие "материя" - это одна из философских категорий, это фундаментальное понятие материализма. Материалисты до конца 19 века понимали материю узко, сводя ее к одному или нескольким ее видам. Фалес - к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню, атомисты (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) - к атомам, материалисты нового времени - к веществу, одним из главных свойств которого считали массу. Они раскрывают:
1. сходство, родство разных явлений, предметов, процессов;
2. связи между предметами, классами предметов, процессами, свойствами;
3. переходы, превращения одних предметов, явлений в другие. Все научные открытия доказывают единство мира. Единство мира состоит в его материальности, т. е. все сущее - это конкретные виды, состояния, свойства, отношения, связи, возможности и т. п. - материя.
Материя - это объективная реальность, которая, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения, информация о которой содержится в этих ощущениях, и которая отражается в нашем сознании. (В.И. Ленин) Смысл и значение определения:
1. это диалектико-логическое (философское) определение, поскольку даются через указание специфики отношения материи к ее антиподу;
2. отсюда, в нем содержатся, по сути дела, диалектико-материалистические ответы на первую сторону ОВФ;
3. отсюда, оно направлено против понимания материи дуализмом, объективным идеализмом, субъективным идеализмом и агностицизмом;
4. оно направлено против метафизического материализма, поскольку не сводит материю к одному или нескольким ее видам;
5. оно перспективно, т. к. вполне годится для любого, пока еще не открытого вида материи, а значит, оно имеет важное методологическое значение для естественных наук.