Корпус философского знания. Философия — это выявление, аналитика предельных (конечных) оснований человеческого
Философия — это выявление, аналитика предельных (конечных) оснований человеческого бытия. При этом возможны два пути или подхода к подобной аналитике. Один из них — рефлексия, не выходящая за границы какой-то отдельной области человеческого бытия (какой-то отдельной культурной подсистемы): науки, искусства, политики, права, хозяйства, морали, исторической памяти. Становясь традициями, подобные обсуждения приобретают в общем контексте философского знания относительную самостоятельность, становятся своего рода философскими дисциплинами: философией (методологией) науки, философией искусства (эстетикой), философией политики, философией права, философией религии, философией хозяйства, философией морали (этикой), философией истории. Акцентирование места самого человека в мире, именно человеческих аспектов как оснований бытия, привело к появлению философской антропологии в качестве отрасли философского знания.
Другой подход, так же реализующийся в истории философской мысли — осознание всеобщих, то есть универсальных, имеющих отношение ко всем сферам человеческого бытия (культуры) оснований. С этой позиции, предельно общей характеристикой всего, что попадает в поле зрения рефлексии выступает аспект существования, или бытия. Философия имеет дело с мыслимой реальностью, с реальностью, представленной в формах мышления. Но это означает способность мысли полагать нечто в качестве своего предмета, в качестве некоей реальности, того, что «есть», «бытийствует». Совокупность вопросов, сводящихся к выявлению смысла категории бытия и их обсуждение также оформились, в виде относительно самостоятельной отрасли философского знания — онтологии, или учения о бытии.
Столь же фундаментальной по своему статусу отраслью философии выступает гносеология (теория познания, эпистемология). Это раздел философии, в котором анализируются вопросы, характеризующие отношение мышления, знания к реальности, основания достоверности знания, его границы и источники знания.
С середины ХIХ в. в философский обиход входит понятие аксиологии, которым обозначается философская теория, учение о ценностях. Ценности выражают аспект свободы человеческого бытия, являющейся, по словам Гегеля «субстанцией, сущностью духа». Свобода есть возможность выбора, которым опосредованы любые проявления человеческой активности. «Все свойства духа, — говорил Гегель, — существуют лишь благодаря свободе, ...все они являются лишь средствами для свободы...». Ценности и представляют собой конечные основания выбора. Ценности, таким образом, неотделимы от оценки. Природа, сущность ценностей и составляют основную проблему аксиологии.
Сопоставимой по степени общности аксиологии, в современной философии является такая ее отрасль, как философская герменевтика (от греч. термина, обозначающего — толковать, истолковывать, интерпретировать). Это общая теория понимания, или человеческой коммуникации. Человек проявляет себя не только в том, что он действует, познает, рефлектирует, но и в том, что способен передавать свой опыт другим людям и поколениям. Уже древние скептики (софисты) обнаружили трудности и парадоксы подобной коммуникации. В «проблеме понимания» находит обобщенное выражение совокупность вопросов, связанных с интерпретацией человеческой коммуникации. Особую актуальность проблемы этого рода приобрели в связи со становлением и развитием гуманитарных наук, так как последние предполагают всегда коммуникацию (диалог) с исследуемой реальностью, которая не может быть поэтому противопоставлена исследователю в форме объекта, аналогичным дисциплинам естественнонаучного типа образом.
Итак, философия подразделяется на несколько «дисциплин», или отраслей, различающихся по степени общности, например, аксиология, содной стороны, с другой – этика.
! Задание 1.5.К компетенции какой отрасли философского знания относятся проблемы:
‑‑‑ Что есть истина?
— Всякая ли цель оправдывает средства?
— Существует ли Бог?
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается ограниченность следующего определения: «Предмет философии — логический анализ языка науки»?
2. Какая особенность философского сознания выражена в суждении: «Вникни в самого себя: отврати твой взор от всего, что тебя окружает и направь его внутрь себя, — таково первое требование, которое ставит философия своему ученику. Речь идет не о чем-либо, что вне тебя, а только о тебе самом».
3. Определите философскую позицию:
· «мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания»;
· «великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком»;
· материя и сознание — две основы бытия;
· сознание есть свойство высокоорганизованной материи;
· все наши знания, все научные теории — это лишь гипотезы.
4. Какая ошибка содержится в утверждении: «Все вещи состоят из материи»?
5. Прав ли Т.Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?
6. Ученые — создатели физики ХХ в.: А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, В.Гейзенберг и др. уделяли исключительно много внимания философским проблемам естествознания. Почему?
7. В чем заключается основная проблема философской герменевтики?