Спор о путях развития России в философии XIX века

Форма: освоение материала. Тестирование

Цели: определить ключевые черты философии П. Чаадаева, познакомиться с воззрениями западников и славянофилов.

Задание. Прочитайте теоретический материал. Выполните тестовые задания, переписывайте формулировки вопроса и правильный вариант. В результате работа должна иметь характер тезисов.

Историческая философия П.Я. Чаадаева

Творчество русского политического деятеля, мыслителя, философа и публициста Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856) стало ответом на проблему роста национального русского самосознания.

Философия человека Философия истории
Человек, по Чаадаеву, есть соединение мате­риальной и духовной субстанций. Жизнь че­ловека возможна толь­ко в коллективе. Нахо­дясь с рождения и до самой смерти в коллек­тиве (обществе), чело­век становится челове­ком, вырастает как личность. Коллектив­ное (общественное) сознание полностью определяет индивиду­альное, субъективное. Жизнь в коллективе — это основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против инди­видуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыст­ных интересов обще­ственным. России, то, по мнению Чаадаева, она «выпала» из мирового исто­рического процесса. «Одна из самых прискор­бных особенностей нашей своеобразной ци­вилизации, — пишет Чаадаев, — состоит в том, что мы все еще открываем истины, став­шие избитыми в других странах и даже у наро­дов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими наро­дами, мы не принадлежим ни к одному из из­вестных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне време­ни, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространялось...» (Чаадаев П.Я., 1991. С. 323-324). Политическое, правовое, духовное и экономическое рабство — самая характерная черта русского народа, с точки зрения Чаадаева. Западноевропейский мир — это мир республики, политических свобод, мир, где было уничтожено крепостное право. Кон­траст свободы и рабства — главное отличие России от Европы. Будущее России, по Чаада­еву, — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникально­сти выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судь­бу государств и народов, по мнению филосо­фа, является географический. Главными при­чинами, вызвавшими деспотическое самодер­жавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизме­римые с другими странами просторы России.
Значение философии Чаадаева После Чаадаева про­блемами истории, вы­бора исторического пути для России зани­мались представители философских направ­лений западников и славянофилов.


Славянофилы

Этимологически слово «славянофильство» не совсем отражает суть самого направления. В учениях славянофилов речь идет не о любви к славянству, а о судьбе России и Запада. Следует отметить, что славянофилы и западники были очень близки по уровню образова­ния, среды, духовной атмосферы. Как пишет Н.А. Бердяев, две вещи их очень роднили: и славянофилы, и западники любили Россию и свободу.

Представитель Основные идеи
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) Родился в дворянской семье, получил европейское образование, был дружен с Г.Гегелем и Ф.Шлейермахером. Но в то же время Иван Киреевский — единственный русский философ, который имел христианский религиозный опыт. Постигнув этот опыт, он написал работы: «О характере просвеще­ния Европы и его влиянии на характер просве­щения России», «О возможности и необходимости новых начал философии» (работа осталась неза­конченной), статьи «В ответ Хомякову», «XIX век» и многие другие работы. В этих работах можно найти тему критического осмысления западноевропей­ской философии и создания на основе этого рус­ской философии. Критически анализируя запад­ноевропейскую культуру и философию, философ выявляет отвлеченный характер западноевропей­ского мышления как его существенную (сущност­ную) характеристику. Он признает высокие дос­тижения европейской культуры в развитии быта и комфорта, но в то же время осознает и ее слабые стороны: состояние отчужденности, разрозненно­сти. Сущность западного мышления — в его отвле­ченном характере. Киреевский обнаруживает, что в русской культуре доминирует иная черта: не от­влеченность, а целостность. Истоки целостности (цельности) Киреевский обнаруживает в восточном православии, в особенностях образа жизни русского человека, для которого важны и чувства (вера), и разум в политической, правовой сфере и т.д. Согласно Киреевскому, смысл жизни человека в том, чтобы преодолеть греховность и восстановить собственную сообразность Богу. Это выражается в богословском термине «обожение» — восстанов­ление сообразности с Богом.
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) Находился в родстве с И.В. Киреевским по мате­ринской линии. Автор очень многих философских работ, он одним из первых изложил позицию сла­вянофилов. В статье «0 старом и новом», опубли­кованной в 1839 г., Хомяков писал: «...мы будем продвигаться вперед смело и безошибочно, зани­мая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те чело­веческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории церкви и законов ее — светил путеводительных для будущего наше­го развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на свято­сти уз семейных и на неиспорченности нашего пле­мени. Тогда в просвещенных и стройных размерах в оригинальной красоте общества, соединяющего пат­риархальность быта областного с глубоким смыс­лом государства, представляющее нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью». Анализируя проблему личности и ее свободы, Хомяков выделил два типа личности и исторических народов: иранский тип, символизирующий преобладание свободы над не­обходимостью; кушитский тип, символизирующий преобладание необходимости над свободой. Глав­ный критерий, по которому различаются эти наро­ды, — критерий свободы и необходимости. Иран­ские народы тяготеют к осуществлению принципа свободы. У них свобода преобладает над необхо­димостью. Кушитские народы — древние народы эфиопско-африканского типа, привыкшие к раб­ской зависимости и покорности. Олицетворением иранского типа отношений Хомяков считал хрис­тианство. По его мнению, если христианство не извращать, то оно есть религия свободы.

Западники

Русские западники (В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, Н.А. Добролюбов, Т.Н. Грановский, К.Д. Каверин, Д.И. Писарев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.) не являлись огуль­ными критиками русской культуры. В глубине души и западники, и славянофилы были близки друг другу, но видели для России разные пути. Позиция западников отличалась от славянофилов и в религи­озном, и в социально-политическом отношении.

Представитель Основные идеи
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)   Великий русский критик, один из первых предста­вителей западничества. Поначалу находился под большим влиянием гегелевской философии. Бе­линский считал, что общее всегда более истинно, чем частное. Более поздний этап философии Бе­линского связан с отказом от идей Гегеля и дока­зательство противоположного тезиса: «Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здоровья китайского императора». Посте­пенно он пришел к антропологическому принципу в философии, который был связан с поворотом к человеку, принятию человека как высшей ценно­сти бытия и ценности человеческого познания. В этот период Белинский пишет: «Я начинаю лю­бить человечество маратовски, чтобы сделать счастливой малейшую часть его, я, кажется, ог­нем и мечом истребил остальную». Некоторые ис­следователи пишут, что у Белинского возникла по­пытка связать человека с историей социальной дей­ствительности. В трудах Белинского этого времени можно встретить достаточно противоречивые выс­казывания. В одних местах он пишет «к черту ме­тафизику...», а в других местах утверждает, что «высшее в человеке есть его духовность, связан­ная с чувством, волей и разумом». Будучи челове­ком противоречивых взглядов, он все же не мог разделить взгляды славянофилов, самодержавие и монархию. Он пришел к идее радикального свер­жения монархической власти.
Александр Иванович Герцен (1812-1870) Другой крупнейший русский мыслитель, предста­витель западничества, автор многочисленных фи­лософских трудов. После ряда репрессивных дей­ствий по поводу его журналистской деятельности в 40-е гг. он эмигрировал в Англию. Знакомство с западноевропейской действительностью привело его к выводу о том, что на самом деле идеал лич­ности и западноевропейский тип человека — со­вершенно не одно и то же. Между ними существует огромная разница. Он пишет: «Средневекового ры­царя заменил лавочник. Русский мужик — более личность, чем западный буржуа». Этот тип не спо­собен на порывы, на бескорыстие, на что способен русский. Таким образом, Герцен, прожив в самой развитой капиталистической стране более двад­цати лет, увидел черты западного человека ярче всего. Русскому трудно принять принцип: «Каждый за себя». А тип западного человека не способен концентрировать в себе личное и общинное: об­щение в любви, общение, основанное не на внеш­них условиях, а на внутреннем нравственном по­буждении. Герцен приходит к идее общинного со­циализма. Он видит будущее России не на пути революции и формирования капитализма. В Рос­сии есть потенциал для иного пути. Герцен считает, что социалистические отношения — это и есть то, что является более совершенным для России, чем западный меркантилизм.

В целом западники, усвоив философские традиции современной им западной философии, стремились познакомить с ними русских мыслителей. В отличие от славянофилов они полагали, что отдельного от остальной цивилизации, уникального и самобытного исторического пути России нет и не должно быть. Россия должна рано или поздно с неизбежностью освоить западные ценности и стать столь же цивилизованной страной. Кроме того, если славянофилы были мыслителями, которые рассматривали религию как фундамент общественно-исторических реалий, то в основе философских и исторических построений запад.

1. Философ XIX века, открывший спор об историческом пути России

А. Белинский Б. Хомяков В. Чаадаев Г. Герцен

2. Основной фактор, по мнению Чаадаева отличающий человека от животного

А. Жизнь в коллективе Б. Наличие целенаправленной воли В. Искусство Г. Религия

3. Место России в мировом историческом процессе по Чаадаеву …

А. Россия выпала из мирового процесса, не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Б.Россия возглавляет европейский мир. В. Россия возглавляет Восточный мир. г. Россия принадлежит Западному и Восточному миру.

4. Будущее России

А. Освоить ценности Востока. Б. Определить свой уникальный путь развития. В. Освоить ценности Запада. Г. Принести в Европу православие.

5. Славянофилы

А. Киреевский и Белинский. Б. Белинский и Хомяков. В. Хомяков и Герцен Г. Киреевский и Хомяков.

6. Сущность западного мышления по Киреевскому

А. отвлеченность Б. целостность В. практичность Г. гуманность

7. Отрицательные стороны западной цивилизации

А. стремление к комфорту Б. приверженность праву В. меркантильность Г. отчужденность, разрозненность

8. Сущность русского мышления по Киреевскому

А. отвлеченность Б. целостность В. практичность Г. гуманность

9. Истоки русской самобытности

А. крепостное право Б. православие, особенность русской жизни В. географическое положение Г. связь с Востоком

10. Смысл человеческой жизни по Киреевскому

А. обожение – преклонение перед другими людьми Б. достижение личного блага В. обожение − восстановление сообразности с Богом Г. обожение – самовозведичивание

11. Согласно Хомякову, необходимо

А. отвергнуть западный опыт Б. углубить открытия Запада В. полностью заимствовать открытия Запада Г. заимствовать открытия Востока

12. Для русского общества свойственны

А. патриархальность и подчиненность церкви Б. реформаторство и государственность В. патриархальность и государственность

Г. патриархальность и анархизм

13. Хомяков выделил иранский и кушитский тип народов, которым свойственны

А. свобода и необходимость Б. необходимость и свобода В. произвол и необходимость Г. агрессия и послушание

14. Иранский тип отношений олицетворяет

А. христианство как религия свободы Б. католичество как религия свободы В. демократические государства как символ свободы Г. личность как символ свободы

15. Западники

А. Киреевский и Белинский. Б. Белинский и Герцен. В. Хомяков и Герцен Г. Киреевский и Хомяков.

16. Высшая ценность для Белинского

А. человек Б. государство В. Бог Г. общество

17. Отношение Белинского к самодержавию и монархии

А. не интересовался общественной проблематикой Б. консервативное, стремился к сохранению строя В. либеральное, выступал за частичные реформа Г. радикальное, предлагал свергнуть строй

18. Отношения Герцена к западному миру

А. были стабильно положительными Б. изменялось от восхищения к признанию его корыстности и бездуховности В. изменялось от признания его бездуховности к восхищению. Г. было стабильно отрицательным.

19. Идеал российского устройства по Герцену

А. капитализм Б. коммунизм В. общинный социализм Г. монархия

20 Путь достижения процветания России

А. революция Б. развитие крестьянкой общины В. меркантилизм Г. переход к западному капитализму

Наши рекомендации