Спор о путях развития России в философии XIX века
Форма: освоение материала. Тестирование
Цели: определить ключевые черты философии П. Чаадаева, познакомиться с воззрениями западников и славянофилов.
Задание. Прочитайте теоретический материал. Выполните тестовые задания, переписывайте формулировки вопроса и правильный вариант. В результате работа должна иметь характер тезисов.
Историческая философия П.Я. Чаадаева
Творчество русского политического деятеля, мыслителя, философа и публициста Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856) стало ответом на проблему роста национального русского самосознания.
Философия человека | Философия истории |
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — это основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. | России, то, по мнению Чаадаева, она «выпала» из мирового исторического процесса. «Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации, — пишет Чаадаев, — состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространялось...» (Чаадаев П.Я., 1991. С. 323-324). Политическое, правовое, духовное и экономическое рабство — самая характерная черта русского народа, с точки зрения Чаадаева. Западноевропейский мир — это мир республики, политических свобод, мир, где было уничтожено крепостное право. Контраст свободы и рабства — главное отличие России от Европы. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России. |
Значение философии Чаадаева После Чаадаева проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений западников и славянофилов. |
Славянофилы
Этимологически слово «славянофильство» не совсем отражает суть самого направления. В учениях славянофилов речь идет не о любви к славянству, а о судьбе России и Запада. Следует отметить, что славянофилы и западники были очень близки по уровню образования, среды, духовной атмосферы. Как пишет Н.А. Бердяев, две вещи их очень роднили: и славянофилы, и западники любили Россию и свободу.
Представитель | Основные идеи |
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) | Родился в дворянской семье, получил европейское образование, был дружен с Г.Гегелем и Ф.Шлейермахером. Но в то же время Иван Киреевский — единственный русский философ, который имел христианский религиозный опыт. Постигнув этот опыт, он написал работы: «О характере просвещения Европы и его влиянии на характер просвещения России», «О возможности и необходимости новых начал философии» (работа осталась незаконченной), статьи «В ответ Хомякову», «XIX век» и многие другие работы. В этих работах можно найти тему критического осмысления западноевропейской философии и создания на основе этого русской философии. Критически анализируя западноевропейскую культуру и философию, философ выявляет отвлеченный характер западноевропейского мышления как его существенную (сущностную) характеристику. Он признает высокие достижения европейской культуры в развитии быта и комфорта, но в то же время осознает и ее слабые стороны: состояние отчужденности, разрозненности. Сущность западного мышления — в его отвлеченном характере. Киреевский обнаруживает, что в русской культуре доминирует иная черта: не отвлеченность, а целостность. Истоки целостности (цельности) Киреевский обнаруживает в восточном православии, в особенностях образа жизни русского человека, для которого важны и чувства (вера), и разум в политической, правовой сфере и т.д. Согласно Киреевскому, смысл жизни человека в том, чтобы преодолеть греховность и восстановить собственную сообразность Богу. Это выражается в богословском термине «обожение» — восстановление сообразности с Богом. |
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) | Находился в родстве с И.В. Киреевским по материнской линии. Автор очень многих философских работ, он одним из первых изложил позицию славянофилов. В статье «0 старом и новом», опубликованной в 1839 г., Хомяков писал: «...мы будем продвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории церкви и законов ее — светил путеводительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семейных и на неиспорченности нашего племени. Тогда в просвещенных и стройных размерах в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющее нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью». Анализируя проблему личности и ее свободы, Хомяков выделил два типа личности и исторических народов: иранский тип, символизирующий преобладание свободы над необходимостью; кушитский тип, символизирующий преобладание необходимости над свободой. Главный критерий, по которому различаются эти народы, — критерий свободы и необходимости. Иранские народы тяготеют к осуществлению принципа свободы. У них свобода преобладает над необходимостью. Кушитские народы — древние народы эфиопско-африканского типа, привыкшие к рабской зависимости и покорности. Олицетворением иранского типа отношений Хомяков считал христианство. По его мнению, если христианство не извращать, то оно есть религия свободы. |
Западники
Русские западники (В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, Н.А. Добролюбов, Т.Н. Грановский, К.Д. Каверин, Д.И. Писарев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.) не являлись огульными критиками русской культуры. В глубине души и западники, и славянофилы были близки друг другу, но видели для России разные пути. Позиция западников отличалась от славянофилов и в религиозном, и в социально-политическом отношении.
Представитель | Основные идеи |
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) | Великий русский критик, один из первых представителей западничества. Поначалу находился под большим влиянием гегелевской философии. Белинский считал, что общее всегда более истинно, чем частное. Более поздний этап философии Белинского связан с отказом от идей Гегеля и доказательство противоположного тезиса: «Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здоровья китайского императора». Постепенно он пришел к антропологическому принципу в философии, который был связан с поворотом к человеку, принятию человека как высшей ценности бытия и ценности человеческого познания. В этот период Белинский пишет: «Я начинаю любить человечество маратовски, чтобы сделать счастливой малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил остальную». Некоторые исследователи пишут, что у Белинского возникла попытка связать человека с историей социальной действительности. В трудах Белинского этого времени можно встретить достаточно противоречивые высказывания. В одних местах он пишет «к черту метафизику...», а в других местах утверждает, что «высшее в человеке есть его духовность, связанная с чувством, волей и разумом». Будучи человеком противоречивых взглядов, он все же не мог разделить взгляды славянофилов, самодержавие и монархию. Он пришел к идее радикального свержения монархической власти. |
Александр Иванович Герцен (1812-1870) | Другой крупнейший русский мыслитель, представитель западничества, автор многочисленных философских трудов. После ряда репрессивных действий по поводу его журналистской деятельности в 40-е гг. он эмигрировал в Англию. Знакомство с западноевропейской действительностью привело его к выводу о том, что на самом деле идеал личности и западноевропейский тип человека — совершенно не одно и то же. Между ними существует огромная разница. Он пишет: «Средневекового рыцаря заменил лавочник. Русский мужик — более личность, чем западный буржуа». Этот тип не способен на порывы, на бескорыстие, на что способен русский. Таким образом, Герцен, прожив в самой развитой капиталистической стране более двадцати лет, увидел черты западного человека ярче всего. Русскому трудно принять принцип: «Каждый за себя». А тип западного человека не способен концентрировать в себе личное и общинное: общение в любви, общение, основанное не на внешних условиях, а на внутреннем нравственном побуждении. Герцен приходит к идее общинного социализма. Он видит будущее России не на пути революции и формирования капитализма. В России есть потенциал для иного пути. Герцен считает, что социалистические отношения — это и есть то, что является более совершенным для России, чем западный меркантилизм. |
В целом западники, усвоив философские традиции современной им западной философии, стремились познакомить с ними русских мыслителей. В отличие от славянофилов они полагали, что отдельного от остальной цивилизации, уникального и самобытного исторического пути России нет и не должно быть. Россия должна рано или поздно с неизбежностью освоить западные ценности и стать столь же цивилизованной страной. Кроме того, если славянофилы были мыслителями, которые рассматривали религию как фундамент общественно-исторических реалий, то в основе философских и исторических построений запад.
1. Философ XIX века, открывший спор об историческом пути России
А. Белинский Б. Хомяков В. Чаадаев Г. Герцен
2. Основной фактор, по мнению Чаадаева отличающий человека от животного
А. Жизнь в коллективе Б. Наличие целенаправленной воли В. Искусство Г. Религия
3. Место России в мировом историческом процессе по Чаадаеву …
А. Россия выпала из мирового процесса, не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Б.Россия возглавляет европейский мир. В. Россия возглавляет Восточный мир. г. Россия принадлежит Западному и Восточному миру.
4. Будущее России
А. Освоить ценности Востока. Б. Определить свой уникальный путь развития. В. Освоить ценности Запада. Г. Принести в Европу православие.
5. Славянофилы
А. Киреевский и Белинский. Б. Белинский и Хомяков. В. Хомяков и Герцен Г. Киреевский и Хомяков.
6. Сущность западного мышления по Киреевскому
А. отвлеченность Б. целостность В. практичность Г. гуманность
7. Отрицательные стороны западной цивилизации
А. стремление к комфорту Б. приверженность праву В. меркантильность Г. отчужденность, разрозненность
8. Сущность русского мышления по Киреевскому
А. отвлеченность Б. целостность В. практичность Г. гуманность
9. Истоки русской самобытности
А. крепостное право Б. православие, особенность русской жизни В. географическое положение Г. связь с Востоком
10. Смысл человеческой жизни по Киреевскому
А. обожение – преклонение перед другими людьми Б. достижение личного блага В. обожение − восстановление сообразности с Богом Г. обожение – самовозведичивание
11. Согласно Хомякову, необходимо
А. отвергнуть западный опыт Б. углубить открытия Запада В. полностью заимствовать открытия Запада Г. заимствовать открытия Востока
12. Для русского общества свойственны
А. патриархальность и подчиненность церкви Б. реформаторство и государственность В. патриархальность и государственность
Г. патриархальность и анархизм
13. Хомяков выделил иранский и кушитский тип народов, которым свойственны
А. свобода и необходимость Б. необходимость и свобода В. произвол и необходимость Г. агрессия и послушание
14. Иранский тип отношений олицетворяет
А. христианство как религия свободы Б. католичество как религия свободы В. демократические государства как символ свободы Г. личность как символ свободы
15. Западники
А. Киреевский и Белинский. Б. Белинский и Герцен. В. Хомяков и Герцен Г. Киреевский и Хомяков.
16. Высшая ценность для Белинского
А. человек Б. государство В. Бог Г. общество
17. Отношение Белинского к самодержавию и монархии
А. не интересовался общественной проблематикой Б. консервативное, стремился к сохранению строя В. либеральное, выступал за частичные реформа Г. радикальное, предлагал свергнуть строй
18. Отношения Герцена к западному миру
А. были стабильно положительными Б. изменялось от восхищения к признанию его корыстности и бездуховности В. изменялось от признания его бездуховности к восхищению. Г. было стабильно отрицательным.
19. Идеал российского устройства по Герцену
А. капитализм Б. коммунизм В. общинный социализм Г. монархия
20 Путь достижения процветания России
А. революция Б. развитие крестьянкой общины В. меркантилизм Г. переход к западному капитализму